Трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере трудовой миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач
изучить сущность, виды и причины миграции
исследовать основные тенденции и проблемы миграции рабочей силы
рассмотреть государственное регулирование трудовой миграции
выявить особенности трудовой миграции в России
проанализировать основные показатели миграции трудовых ресурсов
обобщить анализ влияния трудовой миграции на рынок труда России

Вложенные файлы: 1 файл

Trudovaya_migratsia.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)
  • различие заработных плат между странами
  • Поиски более выгодных условий труда
  • состояние национального рынка труда.

1.3 Государственное регулирование  трудовой миграции

Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая  выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину.

 

На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов4:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

Российское  законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов  состоит из:

    • Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
    • Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
    • Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
    • Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
    • Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
    • Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

       Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.

      Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ5.

         В ряду ее основных направлений указываются:

  • обеспечение контроля над иммиграционными процессами в РФ;
  • создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
  • обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
  • создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
  • поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
  • содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.

Как нам представляется, миграционная политика должна стать  сферой активного сотрудничества между  всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными  государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.

Международные правовые нормы по вопросам миграции:

    • Всеобщая декларация прав человека, принята в 1948 г.
    • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят в 1966 г.
    • Международная конвенция о защите прав всех работников-мигрантов и членов их семей, принята в 1990 г.
    • Конвенция МОТ (пересмотренная) о работниках-мигрантах, принята в 1949 г.
    • Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения, принята в 1975 г.

 

Процессы международной  трудовой миграции регулируются как  государством, так и международно-правовыми  актами. В основе регулирования этого  процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

 

Российские власти так же используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы6. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда. Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве.

Привлечение рабочей  силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек7. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.

К сожалению, регулирование  миграции в рассматриваемых странах  отличается низкой эффективностью, что  связано с отсутствием четкой концепции миграционной политики, часто происходящими структурными реорганизациями государственных ведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих лиц, с неповоротливостью и частичной коррумпированностью бюрократического аппарата, отсутствием опытных кадров и нехваткой финансовых средств. В России, например, дискуссия о концепции миграционной политики продолжается уже более десяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в этом отношении ни среди политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают сейчас к ужесточению миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это будет означать совершенствование пограничного контроля, ограничение незаконной миграции и нелегальной занятости, такая жесткость может быть оправдана.          Таким образом,  мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной атаки». России необходимо улучшить состояние пограничного контроля. Эффективность сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы.

Следует, что  миграция в своем широком понимании  является частью государственной политики.

Основные выводы по первой главе:

1.Трудовая миграция  – это явление, при котором человек испытывает  свое естественное желание поиска выгодных для себя условий.

2.Несколько  важных причин трудовой миграции:

  • различие заработных плат между странами
  • Поиски более выгодных условий труда
  • состояние национального рынка труда.
  1. России необходимо улучшить состояние пограничного контроля. Эффективность сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Следует, что миграция в своем широком понимании является частью государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности трудовой миграции в современном мире

2.1 Основные  показатели международной миграции  трудовых ресурсов.

 

Вопросы регулирования  трудовой миграции, оценка ее масштабов  и последствий в последние  годы вышли в число приоритетных направлений миграционной политики в России и стали одним из самых востребованных сюжетов в области миграции. По данным Федеральной миграционной службы России за 2000-2010 годы гражданство России приобрели более 6 млн.чел

Рис 1. Показатели, характеризующие прибытие мигрантов в Россию (данные только по иностранцам)

 Как мы видим из графика (рис.1), потоки международной трудовой миграции в России многократно превышают миграцию на постоянное жительство, поэтому от точной оценки её масштабов, от знания основных характеристик мигрантов, продолжительности их пребывания в стране, зависит корректность наших представлений о её последствиях. В 2010 году разрешения на работу в России (действительные в течение года) были выданы 2,1 миллиона иностранных граждан, тогда как иммигрантами стали чуть больше 200 тысяч (из них 194 тысячи получили разрешение на временное проживание и 14,6 тысячи - виды на жительств

Для компетентного  анализа, безусловно, необходимо иметь  более  точные и «чистые» данные по видам деятельности мигрантов  в России..

 

Рис.2. Распределение иностранных работников по основным видам деятельности в 2006 и 2007г.г.%

 

По закону период действия разрешения на работу и период пребывания иностранца из безвизовой страны не может превышать года. Согласно данным ФМС, в 2006 году 97 процентов мигрантов работали в России от 9 до 12 месяцев, и ни одного – свыше года. Выборочные обследования мигрантов показывают, что около трети мигрантов в действительности работают в России свыше года. Проследить данную статистику мы не можем, поэтому цифры могут быть не точны

 

 

 

 

Рис.3.Движение иностранной рабочей силы в 2007г.

       Основной миграционный обмен между странами в 2010 году, как и преждние годы, происходит со странами СНГ. Среди прибывших в Россию в 2010 году больше всего было мигрантов с Украины (18%) и из Узбекистана (18%), а также из Казахстана (14%) и Армении (11%) (рис.4). Среди прибывших из-за пределов России русские составляли 33%, причем 97% их прибыло из стран СНГ и Балтии и лишь 3% из других стран мира. Среди мигрантов титульных национальностей стран Содружества и Балтии, прибывших в Россию, азербайджанцы составляли 5,2%, армяне - 9,2%, киргизы - 2,7%, таджики - 3,2%, узбеки - 3,7%, украинцы - 7,4%. Среди выбывших из России 33% направлялись за пределы СНГ, по 22% - на Украину и в Казахстан

 

 

Рис.4. Число международных мигрантов в 2010г

 

В период существования  СНГ только Белоруссия (кроме 1994 года) и Россия ежегодно имели положительный  баланс в миграционном обмене с другими  странами СНГ (рис.5). Миграционный прирост населения России в 2010 году увеличился на 2,2 тысячи человек по сравнению с 2007 годом, составив 242,1 тысячи против 239,9 тысячи человек, или 17,1 против 16,9 на 10 тысяч человек постоянного населения. При этом чистое сальдо миграции между Россией и остальными странами-членами СНГ составило 243,9 тысячи человек (в 2007 году - 242,7), а в результате обмена с другими странами мира Россия потеряла 1,8 тысячи человек (2,8)

Информация о работе Трудовая миграция