Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа
Целью исследования является анализ современных процессов в сфере трудовой миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач
изучить сущность, виды и причины миграции
исследовать основные тенденции и проблемы миграции рабочей силы
рассмотреть государственное регулирование трудовой миграции
выявить особенности трудовой миграции в России
проанализировать основные показатели миграции трудовых ресурсов
обобщить анализ влияния трудовой миграции на рынок труда России
1.3 Государственное регулирование трудовой миграции
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину.
На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов4:
Российское
законодательство, регулирующее труд
иностранных работников-
Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.
Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ5.
В ряду ее основных направлений указываются:
Как нам представляется,
миграционная политика должна стать
сферой активного сотрудничества между
всеми заинтересованными
Международные правовые нормы по вопросам миграции:
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Российские власти так же используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы6. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда. Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве.
Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек7. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.
К сожалению, регулирование миграции в рассматриваемых странах отличается низкой эффективностью, что связано с отсутствием четкой концепции миграционной политики, часто происходящими структурными реорганизациями государственных ведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих лиц, с неповоротливостью и частичной коррумпированностью бюрократического аппарата, отсутствием опытных кадров и нехваткой финансовых средств. В России, например, дискуссия о концепции миграционной политики продолжается уже более десяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в этом отношении ни среди политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают сейчас к ужесточению миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это будет означать совершенствование пограничного контроля, ограничение незаконной миграции и нелегальной занятости, такая жесткость может быть оправдана. Таким образом, мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной атаки». России необходимо улучшить состояние пограничного контроля. Эффективность сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы.
Следует, что миграция в своем широком понимании является частью государственной политики.
Основные выводы по первой главе:
1.Трудовая миграция
– это явление, при котором чел
2.Несколько
важных причин трудовой
Глава 2 Особенности трудовой миграции в современном мире
2.1 Основные показатели международной миграции трудовых ресурсов.
Вопросы регулирования трудовой миграции, оценка ее масштабов и последствий в последние годы вышли в число приоритетных направлений миграционной политики в России и стали одним из самых востребованных сюжетов в области миграции. По данным Федеральной миграционной службы России за 2000-2010 годы гражданство России приобрели более 6 млн.чел
Рис 1. Показатели, характеризующие прибытие мигрантов в Россию (данные только по иностранцам)
Как мы видим из графика (рис.1), потоки международной трудовой миграции в России многократно превышают миграцию на постоянное жительство, поэтому от точной оценки её масштабов, от знания основных характеристик мигрантов, продолжительности их пребывания в стране, зависит корректность наших представлений о её последствиях. В 2010 году разрешения на работу в России (действительные в течение года) были выданы 2,1 миллиона иностранных граждан, тогда как иммигрантами стали чуть больше 200 тысяч (из них 194 тысячи получили разрешение на временное проживание и 14,6 тысячи - виды на жительств
Для компетентного анализа, безусловно, необходимо иметь более точные и «чистые» данные по видам деятельности мигрантов в России..
Рис.2. Распределение иностранных работников по основным видам деятельности в 2006 и 2007г.г.%
По закону период действия разрешения на работу и период пребывания иностранца из безвизовой страны не может превышать года. Согласно данным ФМС, в 2006 году 97 процентов мигрантов работали в России от 9 до 12 месяцев, и ни одного – свыше года. Выборочные обследования мигрантов показывают, что около трети мигрантов в действительности работают в России свыше года. Проследить данную статистику мы не можем, поэтому цифры могут быть не точны
Рис.3.Движение иностранной рабочей силы в 2007г.
Основной миграционный обмен между странами в 2010 году, как и преждние годы, происходит со странами СНГ. Среди прибывших в Россию в 2010 году больше всего было мигрантов с Украины (18%) и из Узбекистана (18%), а также из Казахстана (14%) и Армении (11%) (рис.4). Среди прибывших из-за пределов России русские составляли 33%, причем 97% их прибыло из стран СНГ и Балтии и лишь 3% из других стран мира. Среди мигрантов титульных национальностей стран Содружества и Балтии, прибывших в Россию, азербайджанцы составляли 5,2%, армяне - 9,2%, киргизы - 2,7%, таджики - 3,2%, узбеки - 3,7%, украинцы - 7,4%. Среди выбывших из России 33% направлялись за пределы СНГ, по 22% - на Украину и в Казахстан
Рис.4. Число международных мигрантов в 2010г
В период существования СНГ только Белоруссия (кроме 1994 года) и Россия ежегодно имели положительный баланс в миграционном обмене с другими странами СНГ (рис.5). Миграционный прирост населения России в 2010 году увеличился на 2,2 тысячи человек по сравнению с 2007 годом, составив 242,1 тысячи против 239,9 тысячи человек, или 17,1 против 16,9 на 10 тысяч человек постоянного населения. При этом чистое сальдо миграции между Россией и остальными странами-членами СНГ составило 243,9 тысячи человек (в 2007 году - 242,7), а в результате обмена с другими странами мира Россия потеряла 1,8 тысячи человек (2,8)