Трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере трудовой миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач
изучить сущность, виды и причины миграции
исследовать основные тенденции и проблемы миграции рабочей силы
рассмотреть государственное регулирование трудовой миграции
выявить особенности трудовой миграции в России
проанализировать основные показатели миграции трудовых ресурсов
обобщить анализ влияния трудовой миграции на рынок труда России

Вложенные файлы: 1 файл

Trudovaya_migratsia.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

-         посредническими миграционными  фирмами.

2. на международном уровне:

-         международным органом труда  (МОТ);

-         международным органом миграции (МОМ);

Основные задачи МОТ:

-         регламентация рабочего времени;

-         регламентация набора рабочей  силы;

-         борьба с безработицей;

-         обеспечение нормальных условий жизни иммигрантов;

-          защита рабочих от профессиональных  заболеваний и несчастных случаев  в производстве;

Основные миграционные тренды последних лет:

  1. Рост количества беженцев и трудовых мигрантов, стремящихся в процветающие страны, включая страны – кандидаты (Чехию, Венгрию, Польшу).
  2. Постепенное превращение стран Центральной и Восточной Европы из транзитных в страны приема; введение ими пограничного режима с транзитными странами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях, в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).
  3. Смена эмиграции на временную миграцию, увеличение миграционного обмена между странами Центральной Европы.
  4. Рост нелегальной миграции и борьба с ней. Основным направлением борьбы с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль границ (распространение информации между странами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.
  5. Существенные послабления в возможностях трудоустройства в западноевропейских странах для стран – кандидатов

Из всего вышесказанного следует, что использование иностранной рабочей силы не оказывает влияния на безработицу среди коренного населения принимающих стран, так как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и не конкурируют на рынке труда с местными жителями. Поскольку легальная миграция более предпочтительна, чем нелегальная (даже с точки зрения получения налогов), страны Евросоюза в настоящее время находятся в процессе мучительного поиска золотой середины между разрешительными и ограничительными мерами миграционного контроля.

Вывод по второй главе: Исходя из данных о трудовой миграции и сопоставления их с данными статистических ведомств сопредельных государств, можно сделать косвенный вывод о возвращении трудовых мигрантов из России в свои страны. Для России это опасная тенденция, -  отметим, что как только российская экономика начнет выходить из экономического кризиса, она столкнется с острым дефицитом рабочей силы. Каждый год трудовые ресурсы в России сокращаются на 1 млн. человек. внутренняя миграция является условием динамичного развития, мы знаем, что  жить по поговорке «где родился, там и пригодился» в современном мире нельзя. Между тем если в США ежегодно меняют регион проживания 15 процентов населения, то в России – в среднем лишь 2 процента. Интенсивность миграции снизилась даже по сравнению с советскими временами, когда переезд с места на место был затруднен идеологическими и бюрократическими преградами. Между тем такие малозаселенные территории страны, как Сибирь и Дальний Восток, невозможно освоить даже простым воспроизводством проживающего там населения.

 

Глава 3Механизм регулирование трудовой миграцией

    1. Перспективы разрешения проблем российского рынка труда

Необходимость подготовлять и подписывать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.  

Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов  в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.  Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней)14. Следует организовать систематический мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временных трудовых мигрантов.

    Нужно создать систему информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах.

Необходимо  доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все  возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться  на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления мигрантов. Желательно дублировать данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов15.

Требуется увеличить  штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10% – непосредственно миграцией.

Во втором случае применяются более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома и опыта работы по специальности, соответствующий возраст.

Оздоровление  миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере  жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. В современных условиях существенно повышается значимость негосударственного сектора (частных агентств занятости, консалтинговых компаний, страховых, банковских и иных структур) в процессах трудовой миграции, а также происходит выделение этого сектора как одного из наиболее важных в деятельности объединений российских предпринимателей и работодателей

Назрела необходимость  определения его места и роли, а также механизмов формирования цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции.

Также было бы целесообразно  рассмотреть возможность подготовки и принятия ряда межправительственных соглашений на двустороннем уровне, в  частности:

  • о порядке взаимодействия организаций государств-участников СНГ, оказывающих комплекс услуг, связанных с организованной подготовкой и выездом граждан на работу за пределы государства постоянного проживания и прибытием в принимающее государство, трудоустройством и жилищно-бытовым обустройством;
  • о дальнейшем развитии инфраструктуры трудовой миграции путем комплексирования сервисных институтов (информационных и юридических консультационных центров, оказывающих услуги по трудоустройству и жилищно-бытовому обустройству и др.), обеспечивающих легитимность, информированность и защищенность трудящихся-мигрантов;
  • о распределении действий между направляющими и принимающими трудящихся-мигрантов государствами-участниками СНГ в процессе осуществления организованного подбора, подготовки и направления граждан в принимающее государство с целью осуществления трудовой деятельности;
  • о едином порядке осуществления тестирования и сертификации граждан, выезжающих на работу за пределы государства своего постоянного проживания, на соответствие заявленным профессионально-квалификационным требованиям нанимателя в принимающем государстве-участнике СНГ;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ по формированию системы раннего предупреждения и предотвращения социально-политических конфликтов, следствием которых является экстренная массовая миграция населения;

Кроме того, в  мероприятиях на 2013 год целесообразно  предусмотреть разработку Федеральной  целевой программы (ФЦП) по созданию и внедрению в практическую деятельность механизмов организованного подбора, подготовки и направления на работу за рубеж граждан государств-членов СНГ. Указанная ФЦП органично дополнит вышеуказанные международные правовые нормативные акты и позволит создать в области организованного привлечения и использования иностранной рабочей силы целостную правовую базу для реализации этого подхода на практике.

Что касается совершенствования  миграционной политики в Российской Федерации, то необходимо скорейшее  принятия находящегося в настоящее  время на рассмотрении в Государственной  Думе Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», касающегося введения патента для мигрантов, работающих у физических лиц, наделения привилегиями высококвалифицированных специалистов, снижения ставки подоходного налога на трудовых мигрантов–нерезидентов в первом полугодии их работы в России и т.д.

    1. Методы регулирования трудовой миграции в современных                                             условиях

Рассматривая  развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации  деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.

По моему мнению, необходимо принять федеральный закон о частных агентствах занятости либо федеральный закон об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных граждан. Для этого, на наш взгляд, необходима, прежде всего, политическая воля. Безусловно, можно много дискутировать, можно находить какие-то неточности в проекте этого закона, но то, что он необходим – это наше твердое убеждение, и полагаю, что, приняв закон о частных агентствах занятости, государство во многом снимет излишние вопросы и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не запрещается работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных толкований в связи с отсутствием такого закона.

Для России проблема трудовой миграции на сегодняшний день является крайне актуальной, при этом значимую долю на рынке труда занимает нелегальная миграция. Совокупный годовой заработок мигрантов, работающих в России, составляет приблизительно 20 млрд долларов, а по данным Центрального Банка России, в прошлом году мигранты вывезли из страны более 3 млрд долларов в виде денежных переводов и более 10 млрд долларов наличными. Чиновник отметил, что ежегодно в Россию приезжают более 20 млн мигрантов (это почти 20% от численности трудоспособного населения страны), половина которых осуществляет свою трудовую деятельность нелегально.

Международный опыт также свидетельствует о  широком распространении этого  явления. Так, существующие оценки численности  нелегальных мигрантов для отдельных стран колеблются в широких пределах. В США, по средним оценкам, проживает 4–5 млн нелегальных мигрантов, это примерно 1,5% от всего населения страны. В Италии — 0,5–1 млн человек. В Греции — 300 тыс., или 3% населения страны.

Наряду с  перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Зачастую неуправляемость и неконтролируемость данного процесса отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в местах скопления нелегальных мигрантов, негативно влияет на криминогенную обстановку в стране.

В то же время, по данным Федеральной миграционной службы, с учетом того, что зарплата нелегального мигранта обычно в два-три раза ниже, чем у гражданина России, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 50 млрд долларов, что является ощутимым для российской экономики.

Проанализируем  основные причины появления нелегальной трудовой миграции. Главными факторами являются экономические, обуславливающие направления потоков легальных мигрантов, а именно различие в уровне жизни между развитыми и неразвитыми странами. Причины нелегальной миграции сводятся к ограничительной политике стран классической иммиграции и европейских государств, отсутствию эмиграционного контроля в странах происхождения нелегальных мигрантов3.

Проблемы, которые  несет с собой международная  миграция рабочей силы, привели к  созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Так, например, регулирование международной трудовой миграции между странами СНГ осуществляется:

1) в соответствии  с Соглашением о сотрудничестве  в области трудовой миграции  и социальной защиты трудящихся  мигрантов, вступившим в силу в России с 1 сентября 1995 года (трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) согласно действующему на территории стран СНГ законодательству);

Информация о работе Трудовая миграция