Трудовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Трудовые ресурсы – население обоих полов в трудоспособном возрасте, мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 включительно. За исключением инвалидов 1-2 группы и лиц получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте. Трудовые ресурсы, являются одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами на предприятии возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, в составе штабных служб.

Содержание

Введение……………………………………………………..…….……..3 стр.
Глава 1. Формирование трудовых ресурсов…………………………..5 стр.
1.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах………………..5 стр.
1.2. Набор…………………………………………………………….…..7 стр.
1.3. Отбор кадров…………………………………………………..…….8 стр.
Глава 2. Развитие трудовых ресурсов…………………………….……9стр.
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе…….….9 стр.
2.2. Подготовка кадров…………………………………………….…....10 стр.
2.3. Оценка результатов деятельности……………………………..…..12 стр.
2.4. Подготовка руководящих кадров………………………………….16 стр.
2.5. Управление продвижением по службе……………………………..17 стр.
Глава 3.
3.1. Классификация методов анализа и построения системы управления трудовыми ресурсами на предприятии……………………………………..19 стр.
3.2. Подходы к управлению трудовыми ресурсами………….…………23 стр.
3.3 Основные показатели эффективности управления трудовыми
ресурсами…………………………………………………………………24 стр.
Заключение…………………………………………………………….….26 стр.
Список используемой литературы………………………………………28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

тудовые ресурсы.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

 

3. Если навыки, приобретаемые  посредством обучения, являются  сложными, то процесс обучения  следует разбить на последовательные  этапы. Участник программы должен  иметь возможность отработать  на практике навыки, приобретенные  на каждом этапе обучения, и  уже только затем двигаться  дальше.

 

4. Учащиеся должны почувствовать  обратную связь по отношению  к результатам обучения, необходимо  обеспечить положительное закрепление  пройденного материала. Это может  происходить в форме похвалы  или признания успехов со стороны  преподавателя, либо, в случае  компьютеризированных современных  систем обучения, в виде непосредственной  обратной связи при правильном  решении задач, предложенных программой.[4]

 

 

2.3. Оценка результатов  деятельности

 

Следующим шагом после  того, как работник адаптировался  в коллективе и получил необходимую  подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение  степени эффективности труда. В  этом заключается цель оценки результатов  деятельности, которую можно представить  себе как продолжение функции  контроля. Процесс контроля предусматривает  учреждение стандартов и измерение  результатов для определения  отклонения от установленных норм и  при необходимости принятие корректирующих мер. Аналогичным образом, оценка результатов  деятельности требует, чтобы руководители собирали информацию о том, насколько  эффективно каждый работник выполняет  делегированные ему обязанности. Сообщая  эти сведения своим подчиненным  руководитель информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой, и дает им возможность  исправить свое поведение, если оно  не соответствует принятому. Вместе с тем, оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.

 

В основном, оценка результатов  деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.

 

Административные функции: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. Каждое предприятие должно выполнять  оценку труда своего персонала для  принятия административных решений  о повышении, переводе и прекращении  трудового договора. Продвижение  по службе помогает предприятию, поскольку  позволяет ей заполнить вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогаете  служащим, поскольку удовлетворяет  их стремление к успеху, достижениям  и самоуважению. Продвижение по службе — отличный способ признания выдающегося  исполнения работы. Однако при принятии решений о продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет способности для  эффективного исполнения обязанностей на новой должности. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые  хорошо  исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом  для эффективной работы в новой  должности. Очень многие отделы сбыта  впадали в ошибку, выдвигая отличного  продавца на должность заведующей. В результате они теряли хорошего продавца и приобретали посредственного заведующего.

 

Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда  руководство считает, что он или  она будут работать более эффективно на другой должности. Иногда перевод  используется и в тех случаях, когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим  стажем или прошлыми заслугами руководство  считает, что прекращение трудового  договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой понижение в должности, и бедняга оказывается на такой  должности, где он или она еще  могут приносить какую-то пользу, но не будут блокировать карьеру  способному молодому работнику или  фактически препятствовать реализации целей организации.

 

В тех случаях, когда работнику  сообщили оценку результатов его  труда  и предоставили достаточные  возможности для ее улучшения, но работник не хочет или не может  работать по стандартам организации, трудовой договор с ним должен быть расторгнут во имя реализации целей организации. Какова бы ни была административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.

 

Информационные функции. Оценка результатов деятельности нужна  и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном  уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает, не только достаточно ли хорошо он или она  работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и  в каком направлении он может  совершенствоваться.

 

Мотивационные функции. Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив  сильных работников, администрация  может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или  повышением в должности. Положительное систематическое подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем. Как вы могли уже понять, информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.

 

Эффективность оценки результатов  деятельности. В одном исследовании было установлено, что более 90% компаний имеют ту или иную систему оценки результатов трудовой деятельности. Однако эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Для начала отметим, что наиболее часто работа подчиненного оценивается  его непосредственным вышестоящим  начальни­ком. Поэтому он должен обладать способностью точно оценивать работу, не основывая свою оценку на личном отношении к подчиненному. Он должен также уметь довести эту оценку до подчиненного. Это может оказаться довольно трудным делом, когда работа плохая, особенно, если начальник никогда не проходил подготовки по технике общения. Из-за этих потенциальных проблем руководители могут выступать против формальных систем оценки результатов деятельности подчиненных.

 

Интенсивные исследования оценки результатов работы на многих фирмах привели к ряду важных выводов. Один из них заключается в том, что  критика не является эффективным  способом информирования подчиненных  о недостатках в их работе. Критика  часто вызывает защитную реакцию  поведения. Подчиненный в этом случае более озабочен тем, чтобы защитить себя, а не сутью проблемы и не способами улучшения работы. Как  писала одна группа авторов, «для достижения полезной оценки, нужно, чтобы работники  были бы готовы к взаимному общению  и хотели бы обсудить свою работу, не занимая оборонительную позицию». Для  этого необходимо, чтобы руководитель создал спокойную, без каких-либо угроз  обстановку, в которой его подчиненные  могли, открыто обсудить свои проблемы, связанные с результатами деятельности.

 

Руководитель должен четко  понимать различие между критикой и  оценкой работы. Критика представляет собой общение в одном направлении. Для эффективной информации и  должной обратной связи руководитель должен разрешить двустороннюю конструктивную дискуссию по конкретным вопросам улучшения  работы.

 

Второй вывод исследования  заключается в том, что метод  выдачи подчиненным раз или два  раза в год информации с оценкой  их работы неэффективен. Ежегодно необходимо планировать проведение одной или  двух официальных сессий по оценке результатов деятельности. Вместе с  тем оценку необходимо выдавать всегда, когда это необходимо, ежедневно  или так часто, как этого требует  ситуация. Если подчиненный работает по новому краткосрочному проекту, то его работу нужно оценивать два  или три раза в месяц. Если подчиненный  не уверен в своих способностях, руководитель может обсуждать его  успехи с ним раз в несколько  дней, чтобы воспитать в нем  уверенность в себе. С опытными, уверенным и проверенными работниками руководитель может беседовать по мере необходимости для поддержания контроля над ними.

 

Третий вывод исследования  заключался в том, что не следует  обсуждать вопрос об оценке результатов  деятельности и зарплате одновременно. Силу и слабость подчиненного лучше  обсуждать на отдельных встречах с ним, а не вместе с административными  мерами, касающимися зарплаты.

 

Для достижения максимальной точности оценки результатов трудовой деятельности желательно, чтобы собеседование  носило двусторонний характер. Работник должен иметь возможность свободно обсуждать, почему его работа не соответствует  стандарту, что могло послужить  причиной этого и что будет  предпринято для исправления  положения.

 

И, наконец, руководитель должен пытаться воспринимать работу подчинен как можно более объективно.

 

Когда, например, руководителя просят дать оценку своим подчиненным  по каким-то свойствам их характера (надежность, отношения с людьми), то в рейтингах проявляется эффект «ореола», т.е. какое-то лицо получает одни и те же оценки по всем свойствам  характера, хотя какие-то черты у  него ярче выражены, а какие-то нет.

 

Было также отмечено, что  одни руководители имеют тенденцию  давать всем высокие оценки, другие же, наоборот, — низкие, что еще  больше снижает точность и полезность оценок работы.[3]

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

 

3.1 Классификация методов  анализа и построения системы  управления трудовыми ресурсами  предприятия.

 

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к  решению проблем совершенствования  системы управления трудовыми ресурсами. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления трудовыми ресурсами являются не только другие подсистемы системы управления данного предприятия (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т. п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т. п.).

 

Метод декомпозиции позволяет  расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления трудовыми ресурсами можно расчленить на подсистему, подсистемы - на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, т. е. синтезировать. При этом применяется метод де композиционного моделирования,  где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми.

 

Метод последовательной подстановки  позволяет изучить влияние на формирование системы управления персоналом каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось  ее состояние, исключая действия других факторов. Факторы ранжируются, и  отбираются наиболее существенные.

 

Метод сравнения  позволяет сравнить существующую систему  управления персоналом с подобной системой передовой организации, с нормативным  состоянием или состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости исследуемых систем, их однородности. Расширить границы сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости.

 

Динамический метод предусматривает  расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных  отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления персоналом.

 

Метод структуризации целей  предусматривает количественное и  качественное обоснование целей  организации в целом, и целей  системы управления персоналом с  точки зрения их соответствия целям  организации. Анализ целей, развертывание  их в иерархическую систему, установление ответственности подразделений  за конечные результаты работы, определение  их места в системе производства  и управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой построения рациональной системы управления персоналом. При структуризации должны быть обеспечены взаимоувязка, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления персоналом.

 

Экспертно-аналитический  метод совершенствования управления персоналом  основывается на привлечении  высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом, управленческого  персонала предприятия к процессу совершенствования. При использовании  этого метода очень важна проработка форм систематизации, записи и ясного представления мнений и заключений экспертов. С помощью этого метода выявляются основные направления совершенствования  управления персоналом, оценки результатов  анализа причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью  в связи с тем, что у экспертов  отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при  многошаговой экспертизе.

 

Исключительный эффект в практике совершенствования управления персоналом дает нормативный метод. Он предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерий построения структуры аппарата управления организации в целом и системы управления персоналом (норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней управления, число звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязей подразделений), разделение и кооперацию труда руководителей, и специалистов управления персоналом организации.

 

Все шире применяется параметрический  метод. Задача этого метода - установление функциональных зависимостей между  параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления степени  их соответствия.

 

В последнее время на  некоторых предприятиях при совершенствовании  системы управления трудовыми ресурсами  начали применять метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать  такой вариант построения системы  управления  трудовыми ресурсами  или выполнения той или иной функции  управления  трудовыми ресурсами, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным  с точки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или  дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень  централизации и децентрализации  функций управления персоналом и  т. п.

Информация о работе Трудовые ресурсы