Управление внешними коммуникациями образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 19:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проектирование социально-педагогических условий развития новых форм организации деятельности ДОУ, разработка новой системы организации жизнедеятельности дошкольников и других слоев населения на микрорайонном уровне, организация и развитие новой модели дошкольного образования. Задачи исследования.
1. Рассмотреть структуру и механизмы «коммуникации».
2. Проанализировать внешнюю коммуникативную среду в образовательной организации.
3. Проанализировать деятельность ДОУ и выйти на иной, более успешный путь развития учреждения, в соответствии с социальным заказом потребителей образовательных услуг.
4. Разработать модель микрорайонного дошкольного центра на базе дошкольного образовательного учреждения № 104 «Соловушка», которая будет выполнять роль социокультурного центра помощи семьи и детям на своей территории.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..……с. 3
Глава 1
Внешняя коммуникационная среда образовательного учреждения.
1.1.Структура и процесс «коммуникации»…………………………………...……с. 6
1.2 Роль руководителя в современной образовательной системе……………….с. 12
Глава 2.
Проблемы и перспективы развития дошкольного образования
2.1 Социальные аспекты деятельности ДОУ……………………………………..с. 18
2.2 Моделирование микрорайонного дошкольного центра в условиях внешней коммуникативной среды………………………………………………...…………с. 22
Заключение …………………………………………………………………...…….с. 27
Литература…. ………………………………………………………..……………..с. 29
Приложения …………………………………………………………...……………с. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Управление внешними коммуникациями образовательного учреждения.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

В данном случае государственные  и муниципальные органы власти и  управления выступают в качестве партнеров и одновременно заказчиков.

2. Социальные заказчики (потребители услуг).

  • Во-первых, это государство. Государство – источник социального заказа, к мнению которого любое образовательное учреждение должно прислушиваться, по Закону, в обязательном порядке.
  • Во-вторых – воспитанники дошкольного учреждения, которые проводят в учреждении значительное время своей жизни. Сложность состоит в том, что в силу возраста и ограниченного опыта, потребители образовательных услуг не всегда в состоянии осмысленно выразить свои потребности.
  • В-третьих – родители воспитанников, которых условно можно разделить на три группы:

а) имеющие ярко выраженный заказ;

б) имеющие потребности, но не сформулировавшие социальный заказ по тем или иным причинам;

в) пассивные.

  • В-четвертых, представители местного сообщества, выражающее интересы населения, проживающего в данном микрорайоне.
  • В-пятых, представители тех учреждений, куда впоследствии пойдут учиться выпускники дошкольного образовательного учреждения. Естественно, школа заинтересована в отборе наиболее подходящего для себя контингента.
  • В-шестых, сотрудники дошкольного образовательного учреждения, которые должны не только сформулировать суммарный социальный заказ, но и сами должны участвовать в определении заказа детскому саду.

Если отношения с  органами власти и Департаментом  образования закреплены юридически, то взаимодействие образовательного учреждения с различными службами (правоохранительные органы, комиссия по делам несовершеннолетних, ГИБДД, экологическая милиция) условны. Они носят больше  инспектирующий контролирующий характер, с наложением штрафных санкций (СЭС, ГПН). Правоохранительные органы, детские поликлиники, экологическая милиция, комиссия по делам несовершеннолетних выступают в качестве партнеров учреждения, проводя профилактические мероприятия и имея единые цели – профилактика и обеспечение охраны здоровья воспитанников и реализуя это в различных совместных проектах, конкурсах (например, городской конкурс ГАИ УВД и Департамента образования г.о. Тольятти «Зеленый огонек». Цель – активизация обучения детей правилам безопасного поведения на улице, обобщение и распространение передового опыта работы по  профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учреждений системы дошкольного образования г. Тольятти).

3. В  качестве партнеров  дошкольного образовательного учреждения выступают различные учреждения дополнительного образования для совместного и взаимовыгодного решения каких-либо задач. С ними образовательное учреждение заключает договора о совместной деятельности.

4. В  качестве конкурентов  выступают другие дошкольные учреждения. Кто лучше поймет и определит социальный заказ, создаст лучшие условия для труда и творчества, у  кого лучше материально-техническая база, тот будет в выигрышной ситуации.

5. В отдельную группу  можно выделить  представителей средств массовой информации, так называемых создателей общественного мнения, которые далеко не всегда формулируют конкретные требования к образовательному учреждению, но вполне способны оказывать влияние не только на другие социальные группы, но и на имидж самого образовательного учреждения.

Успех учреждения зависит  не только от состояния внешней среды, но и от того как само учреждение строит свои отношения с перечисленными выше группами.

Система управления коммуникациями – это совокупность различных  по своей природе и свойствам  компонентов, связанных между собой  так, что благодаря этому, осуществляется процесс реализации функций управления и обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности образовательного учреждения, и построение эффективного работающей системы управления образовательным учреждением – важнейшая задача ее руководителя.

 

1.2 Роль руководителя в современной образовательной системе.

 

         Автор  работы считает,  что для эффективного функционирования любой системы (в том числе и образовательной) управленческое мастерство руководителя, уровень его профессиональной квалификации, способность к оперативному принятию решения, его умение быть лидером в коллективе, умение нацелить коллектив  на непрерывное развитие, имеет определяющее значение. Быть управленцем – значит не только иметь опыт руководящей работы, но и обладать современными управленческими компетенциями, то есть комплексом тех методов и понятий, которые разработаны в образовательном менеджменте и маркетинге.

Требования времени  диктуют изменения в самой  личности руководителя учреждением. В последнее время всё чаще отмечается, что многие руководители не соответствуют тем стандартам, которые формируются в образовательной системе и поэтому осознанно противятся реформам. Руководителю нового качества должен быть присущ творческий, инициативный стиль руководства, новое экономическое мышление.

 Руководитель должен  владеть всеми функциями управления, при этом делегируя подчинённым значительную часть своих полномочий, становясь «главным координатором» процесса. Предоставляя подчинённым творческую свободу, руководитель осуществляет функцию контроля, но контроля не как комплекс карательных мер, а как способ сбора информации для анализа и дальнейшего стратегического планирования.

Руководитель – инициатор  является по сути ядром коллектива, мозгом, направляющим импульсы во всех направлениях деятельности. Для этого в первую очередь ему необходимо создание своей команды – коллектива, понимающего задачи и цели, которые ставит руководитель и воплощающего его замыслы на практике. Демократизация процесса в современных условиях - необходимость, но в то же время необходимостью является и принятие жёстких, порой непопулярных решений. Гуманизация образовательного процесса заключается в информированности руководителя о нуждах и проблемах членов коллектива и его стремление в оказании помощи. По своей сути любой процесс управления не гуманен, но руководитель обязан живо реагировать на изменения производственной ситуации и развитие общественных процессов и вносить соответствующие коррективы в управленческую деятельность.

Делегируя полномочия руководитель выдаёт подчинённым задания, предпочтительно в форме идей, не детализируя их, тем самым он выражает доверие подчинённым, стимулирует их творческую активность.

Таким образом, необходимо выделить основные черты современного руководителя:

    1. руководитель-администратор, разрабатывает принципы деятельности для своих подчинённых;
    2. руководитель-координатор, координирует полномочия подчинённых;
    3. руководитель – вдохновитель, провоцирует подчинённых на творческую, активную деятельность;
    4. руководитель- новатор, стремится выработать нетрадиционные методы решения задач
    5. руководитель-подчинённый, ответственно подходит к выполнению приказов и поручений начальства;
    6. руководитель- стратег, разрабатывает дальнейшее развитие учреждения;
    7. руководитель – тактик, разрабатывает пути решения задач;
    8. руководитель – экономист, решает проблему поиска средств для функционирования и развития системы;
    9. руководитель-мотиватор, заинтересовывает подчинённых предстоящей деятельностью;
    10. руководитель-ученик, постоянно повышает свою квалификацию.

Руководитель МДОУ  обязан постоянно  повышать свою квалификацию, изучать основы образовательного маркетинга и менеджмента, быть профессиональным и личностным примером для всего коллектива.

Для того чтобы могло быть реальное движение вперед, цель совершенствования  должна формулироваться как прогнозируемый результат деятельности. На данном этапе необходимо проведение различных исследований, проводимых разными службами учреждения, которые затем согласуются между собой и определяется миссия  ДОУ.

Затем следует перевод целей в конкретные мероприятия и решения (которые должны вытекать из поставленных целей, работать на их достижение), конкретизация сроков и распределение ответственности и исполнителей.

На следующем  этапе необходимо предотвращать отклонения  от целей. Для реализации данной функции требуется четкое понимание педагогами общих и частных задач, информирование сотрудников, определение полномочий, обеспечение восприятия информации. Чаще всего, на данном этапе руководитель вмешивается в деятельность, чтобы устранить  отклонения.

 Контроль связан  с получением, анализом, переработкой  информации. Качественная система  сбора и анализа информации  зависит от делегирования обратных связей, их временной и постоянной переадресовки нижестоящим в информационной иерархии работникам. Формируя цель как прогнозируемый результат, мы вычленяем конкретные качества личности выпускника, которые стремимся сформировать, поэтому анализ начинается с выявления степени сфор-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               мированности  этих качеств, затем анализируется качество деятельности педагогов, управленческая деятельность.                                    

В управленческой деятельности  используются следующие принципы администрирования:

- единство распорядительства - так как подчиненный не может получать распоряжений более, чем от одного начальника;

- подчинение частного интереса общему - интерес достижения целей учреждения должен преобладать над частным интересом одного или нескольких работников;

- иерархия - подчинённые должны чётко выполнять приказы и распоряжения руководителя; схема управленческой деятельности (рис. 2):

- дисциплина - обязательна как для руководителя, так и для подчиненных.

- инициатива - каждый член коллектива самостоятелен в исполнении своих обязанностей, связанных с их должностью. При этом присутствует как надзор, направление в работе со стороны администрации учреждения, так и поощрение заслуг.

 В работе учреждения, как руководитель, я стараюсь  сохранить устойчивость и единение  персонала, а так же не только «установленный» авторитет, но  и «личный».

 

ВНЕШНЯЯ   КОММУНИКАЦИОННАЯ   СЕТЬ


Муниципальный орган  Другие органы местной

управления образованием  администрации



  Роспотреб-                                                                                                                                                                                                         Другие ОУ

  надзор 


 


  Государственный       ЗАВЕДУЮЩИЙ              Родители


  пожарный  надзор



  Общее собрание                    Педагогический совет

 


  ГИБДД    Зам.зав. по                  Зам. зав. по        Сотрудничающие


     восп. и метод.       Психолог           Медсестра          АХЧ                    организации      работе


     



  Инспекция    Воспитатели       Узкие специалисты   Технический            Общественные

  по  делам                       персонал                        организации


  несовершеннолетних

 


  Экологическая           ДЕТИ   И   ИХ   РОДИТЕЛИ              Спонсоры


  милиция


                                                                      ВНУТРЕННЯЯ   КОММУНИКАТИВНАЯ   СЕТЬ 


                                                                                                                                                                                                                                                                                 Средства                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                          массовой информ.                             

 

 

Рис. 2 Схема управления  

Раздел 2. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования.

2.1 Социальные  аспекты деятельности ДОУ.

 

Перестройка всех сфер жизни, начавшаяся во второй половине 80-х годов, наряду с демократическими преобразованиями вызвала в жизни целый ряд сложных общественных явлений.

Информация о работе Управление внешними коммуникациями образовательного учреждения