Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 19:26, дипломная работа
Цель исследования: проектирование социально-педагогических условий развития новых форм организации деятельности ДОУ, разработка новой системы организации жизнедеятельности дошкольников и других слоев населения на микрорайонном уровне, организация и развитие новой модели дошкольного образования. Задачи исследования.
1. Рассмотреть структуру и механизмы «коммуникации».
2. Проанализировать внешнюю коммуникативную среду в образовательной организации.
3. Проанализировать деятельность ДОУ и выйти на иной, более успешный путь развития учреждения, в соответствии с социальным заказом потребителей образовательных услуг.
4. Разработать модель микрорайонного дошкольного центра на базе дошкольного образовательного учреждения № 104 «Соловушка», которая будет выполнять роль социокультурного центра помощи семьи и детям на своей территории.
Введение ………………………………………………………………………..……с. 3
Глава 1
Внешняя коммуникационная среда образовательного учреждения.
1.1.Структура и процесс «коммуникации»…………………………………...……с. 6
1.2 Роль руководителя в современной образовательной системе……………….с. 12
Глава 2.
Проблемы и перспективы развития дошкольного образования
2.1 Социальные аспекты деятельности ДОУ……………………………………..с. 18
2.2 Моделирование микрорайонного дошкольного центра в условиях внешней коммуникативной среды………………………………………………...…………с. 22
Заключение …………………………………………………………………...…….с. 27
Литература…. ………………………………………………………..……………..с. 29
Приложения …………………………………………………………...……………с. 34
В социально-экономической сфере – усиление расслоения людей по доходам и рост социального неравенства.
В социально-демографической сфере – сокращение рождаемости и старение населения.
В национальной сфере - разделение некогда единого духовного пространства по национальному принципу.
В социально-психологической сфере - снижение удовлетворенности части населения своей жизнью, кризис традиционных ценностей и т.д.
Социальные перемены, происходящие в нашем обществе, позволяют зафиксировать возрастающую социальную уязвимость человека, социально-психологическую тревожность, правовую незащищенность, дезориентацию в сфере нравственной жизни и т.д. Для грамотного решения этих проблем человек должен освоить широкий круг человеческих знаний, развить качества и умения, способствующие его личностному росту, умение применять эти знания в повседневной жизни.
Изменения в социальной жизни России повлекли за собой и развитие новых тенденций в дошкольном воспитании.
Существенно изменились потребности родителей, требования школы к будущему первокласснику, финансирование ДОУ.
Родителей, как правило, заботят три вещи:
- надежный присмотр за ребенком во время их отсутствия;
- здоровье ребенка;
- хорошая подготовка к школе.
Но, при этом, большинство родителей не реализуют свои права на участие в жизни ДОУ. Оно сводится к починке игрушек, мебели, помощи в уборке территории.
Дети по-прежнему разделены на одновозрастные группы, ребенку диктуется четкое расписание занятий, невозможность в течение года перейти из группы в группу, даже при опережении в развитии, или если ему это необходимо по каким-либо физиологическим причинам.
Спектр услуг, оказываемый ДОУ, однообразен: нет гибкости, широкого выбора, охвата, максимально удовлетворяющего потребности различных групп населения, с учетом их запроса и социального статуса.
Обобщив все сказанное
ранее можно поставить проблему
отсутствия единого культурно-
Эту и другие проблемы (табл. 1), по нашему мнению, может решить
проектирование социально-педагогических
условий развития новых форм организации
деятельности ДОУ, разработка новой системы
организации жизнедеятельности дошкольников
и других слоев населения на микрорайонном
уровне, организация и развитие новой
модели дошкольного образования.
Таблица 1
Актуальные проблемы ДОУ
Результаты воспитанников |
Проблема
- Недостаточное сохранение
- Снижение уровня речевого
- Недостаточное гражданское |
Пути реализации
- Опора на здоровьесберегающие
технологии в процессе - Обеспечение речевого развития, освоение средств и знаков речевой коммуникации, в процессе которых ребенок приобретает опыт использования речевых клише во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. - Компенсировать образовавшийся вакуум раздела «Нравственное воспитание» программы М.А. Васильевой. Воспитание гражданственности и любви к Родине. |
Образовательная деятельность |
- Недостаточная ориентация - Недостаточность в практике
технологий, поддерживающих - Несоответствие программы М.А. Васильевой современной ситуации в дошкольном образовании и целям развития детей. - Недостаточно целостная
- Отсутствие преемственности - Недостаточное материально-
- Дефицит ростовой мебели, частое
отсутствие специальной мебели
и медицинского оборудования
для реализации |
- Формирование функциональной грамотности дошкольника (знания, умения, навыки в неразрывном единстве с акцентом на будущее профессиональные и социальные потребности человека).
- Приведение программно- - Дополнить, заменить разделы программы парциальными программами.
- Создание, разработка воспитательной
системы ДОУ, отработка - Открытие единого
- Укрепление материальной базы, приведение всех помещений в соответствие с выбранными направлениями деятельности. Пополнение медицинского, физкультурного, тренажерного оборудования. |
Педагоги (уровень подготовленности) |
- Несоответствие уровня
- Инертность мышления педагогов. |
- Повышение квалификации, дополнительное
образование, подготовка - Переориентирование системы |
Социальное окружение |
- Недостаточное участие - Недостаточная готовность принять на себя функции социально-культурного центра, а так же максимальное удовлетворение потребностей социальных заказчиков. - Неготовность родителей
- Несоответствие нормативов - Недостаточное использование потенциала родителей. - Отсутствие механизмов |
-Расширять контакты с целью
пропаганды собственного опыта,
- Разворачивать сеть
- Полнее использовать |
Деятельность руководителя |
- Недостаточно возможностей - Недостаточно нормативно- - Отсутствие механизма гибкого изменения учебного плана и образовательного режима в зависимости от запросов местного сообщества. - Отсутствие PR-сопровождения процессов функционирования ДОУ, недостаточная информированность потребителей услуг. |
2.2 Моделирование микрорайонного дошкольного центра в условиях внешней коммуникативной среды.
Под инновационной системой мы понимаем не только изменения в содержании образования, но и в организации процесса жизнедеятельности детей, а так же в вопросах управления дошкольным образовательным учреждением на местном и региональном уровне, изменения в технологиях, методиках, средствах учебно-воспитательного процесса.
Оптимальное решение состоит в квалифицированном использовании уникальности условий детского сада и ближайшей территории.
Основой может быть Микрорайонный дошкольный центр или Ассоциация дошкольных учреждений.
Миссия которых: оказание наиболее широкого спектра услуг в соответствии с потребностями населения, упорядочение совокупности различных форм дошкольного образования на своей территории.
Принцип создания – на базе одного или нескольких близлежащих ДОУ, охватывая все ресурсы (помещения, открытые площадки) данной территории.
В основе данной модели (приложение 1) лежит идея оптимального сочетания общественного и семейного воспитания ребенка.
Приоритетные направления развития ребенка:
- сохранение здоровья;
- формирование социальных навыков;
- удовлетворение познавательных потребностей.
Основные услуги, предоставляемые ребенку, определяются государственными стандартами дошкольного образования и Уставом дошкольного учреждения. Центр предполагает наличие набора дополнительных услуг, как на платной, так и на бесплатной основе. Дополнительные услуги определяются Центром самостоятельно. Ниже приводится примерный перечень всех видов услуг, которые может оказывать Центр:
Для детей
Оздоровительные: закаливание, гигиенические процедуры, использование воздушных и водных процедур, занятия в физкультурном зале и на воздухе, спортивные праздники и развлечения, лечебное питание, фифференцированное питание в зависимости от возраста, использование вариативного меню и др.
Медицинские: массаж, физиотрепия, витаминотерапия, кварцевание, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, долечивание в условиях Центра после перенесенного заболевания, пролечивание на основании заключения специалиста детей частоболеющих, относящихся ко 2-ой, 3-ей, 4-ой группе здоровья, обслуживание врачом или медсестрой Центра детей на дому, диагностика и коррекция сопутствующих дефектов и недостатков, предупреждение вторичных и последующих дефектов физического развития (приложение 2).
Развивающие: организация обучения (в том числе коррекционного) на занятиях и в условиях нерегламентированной детской деятельности, занятия аэробикой, ритмикой, обучение игре на музыкальных инструментах и др.
Организационные:
- группы неполного дня (утренние, дневные, прогулочные);
- группа круглосуточного пребывания;
- ясельная и детсадовские дневные группы;
- оздоровительная группа;
- дополнительные занятия по обучению чтению, логике в вечернее время;
- группа выходного дня;
- патронажные услуги для детей-инвалидов на дому в сочетании с кратковременным пребыванием ребенка в Центре.
Для взрослых
«Служба семьи»:
Консультативный пункт: консультирование населения в вопросах семейного воспитания.
Клуб «Здравствуй, малыш!»
Женский социальный клуб «Василиса»: консультативная помощь, психолого-педагогическое просвещение и др. Особенность организации – возможность посещать клуб вместе с ребенком.
Агенство «Семейный сервис»: набор и подготовка домашних работников, курсы по психологии и этике домашних работников, повышение качества услуг, освоение зарубежного опыта.
Клуб «Третий возраст» (работа с пожилыми): организация досуга, студии по интересам.
Первая группа – будущие родители (беременные женщины и их мужья, старшеклассники). Предполагается консультирование по подготовке к родам. Приглашаются специалисты: врач-педиатр, психолог и др. Необходимо создание программы подготовки для развития психолого-педагогической компетенции будущей матери, поддержания положительной мотивации к дошкольному образованию.
Вторая группа – семьи, имеющие ребенка от рождения до полутора лет. Цель – содействие в воспитании ребенка. Консультации методиста, педиатра, психолога, 1-2 разовое посещение Центра с целью адаптации ребенка, обмен опытом между родителями.
Третья группа – семьи, имеющие детей от полутора до трех лет. Цель – содействие в воспитании детей.
2-х – 3-х разовое посещение Центра на полтора – два часа для общения со сверстниками.
Предполагается создание программы для мам для занятия с ребенком, с целью постепенного привыкания, адаптации к групповым условиям. Возможны посещения утренников, развивающих занятий, физкультурного и эстетического комплексов.
Четвертая группа – семьи, имеющие детей от 3-х до 5-ти лет. Группы комплектуются по рекомендации комиссии, которая определяет уровень физического, психического и интеллектуального развития ребенка, педагогической потенциал семьи, степень занятости родителей, их желание обучать своего ребенка по той или иной программе.
Информация о работе Управление внешними коммуникациями образовательного учреждения