Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 23:55, реферат
Многообразие и взаимосвязанность факторов и условий, влияющих на качество, непрерывность его формирования и обеспечения на всем протяжении жизненного цикла, участие в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления обусловливают необходимость комплексного, системного подхода к управлению качеством. Развитие принципов, методов и техники такого подхода привело к созданию на предприятиях-изготовителях систем управления качеством продукции (систем качетва). Общие требования к системам качества и принципы их построения регламентированы в международных стандартах ИСО серии 9000, которые приняты в качестве национальных во многих развитых странах. В настоящее время наличие на предприятиях-изготовителях систем качества, соответствующих требованиям международных стандартов, рассматривается как определенная гарантия способности поставщика стабильно изготавливать продукцию требуемого качества.
Введение
с. 3
1. Управление качеством на предпроизводственных стадиях: прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции, планирование, проектирование; управление закупками.
с.4
1.1. Прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции, планирование, проектирование.
с.4
1.2. Управление закупками.
с.10
2.Управление качеством на производственных стадиях: организация мониторинга и измерения; предупредительные и корректирующие меры; идентификация и прослеживаемость.
с.11
2.1. Организация мониторинга и измерения.
с.11
2.2. Предупредительные и корректирующие меры.
с.15
2.3. Идентификация и прослеживаемость.
с.19
3. Управление рисками.
с.23
4. Управление качеством на послепроизводственных стадиях: процессы хранения, поставки, продажи, эксплуатации, обслуживания и ремонта.
с.24
Список литературы.
- анализ требований потребителей;
- изучение спроса;
- анализ рекламаций;
- учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;
- изучение патентной информации;
- учет изменений требований к сертификации продукции;
- осуществление плановых расчетов;
- увязка плановых мероприятий.
Планирование увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.
Для обеспечения предусмотренного
в планах улучшения качества собственной
продукции предприятия должны требовать
от своих поставщиков
Наиболее часто основу плана
повышения качества продукции на
предприятии составляют задания
по достижению и превышению технического
уровня и качества лучших отечественных
и зарубежных образцов, увеличению
выпуска сертифицированной
Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют:
- внутрифирменное планирование качества продукции;
- планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;
- планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;
- планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;
- планирование качества продукции в договорах и контрактах.
В последние годы широкое распространение
получили стандарты ИСО серии 9000,
в которых отражен
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень
- ведущих предприятий и фирм;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
- развитие сервиса.
Управлению качеством
а) обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
б) новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
в) вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
г) качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
д) повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
е) всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.
Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала.
В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.
Планирование повышения
При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению следует исходить из уровня показателей качества, утвержденных в плане предприятия. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы, которые должны быть однозначно увязаны с последующей оценкой и стимулированием их производственной деятельности.
Необходимый уровень качества продукции может быть совместно установлен (т.е. запланирован) ее изготовителем и потребителем в договоре. При планировании требуемого уровня качества продукции в договорах и контрактах необходимо учитывать, что его определение может осуществляться следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.
Для сложной технической продукции и продукции, на которую отсутствуют стандарты (но к которой предъявляются специальные требования), качество определяется техническими условиями. При этом сами технические условия обычно даются в приложении к договору.
При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукции. После подтверждения потребителем данного образца он становится эталоном. При этом в контракт, как правило, вносятся сведения о количестве отобранных образцов и о порядке их сравнения с поставляемым товаром. В договорных взаимоотношениях поставщиков и потребителей нередко возникают конфликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у сторон договора, но и в нейтральной фирме, зафиксированной в контракте. В числе требований, предъявляемых к качеству изделий, производство которых организовано одновременно на нескольких предприятиях, стороны договора (торговые посредники) могут указывать в тексте контракта конкретного изготовителя продукции.
Проверка товара по качеству всегда зависит от его характера и назначения. Если товаром является сложно техническая продукция, то ее необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предоставлено право заявить свои претензии (предъявить рекламацию) в течение достаточно длительного срока. Если товаром являются продовольственные изделия, то его приемка по качеству обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и др.
Гарантии качества товара обычно выделяются в отдельной статье договора или вносятся в раздел о его приемке-сдаче. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций и др.
Стимулирование качества включает: разработку документации, отражающей методы и средства мотивации в области обеспечения качества продукции; разработку положений о премировании работников предприятия за качество работы.
1.2. Управление закупками.
Неотъемлемым процессом жизненного цикла продукции являются закупки. От качества исходных сырья, материалов, комплектующих изделий во многом зависит качество конечного продукта деятельности организации.
Управление взаимоотношениями с поставщиками должно зависеть от степени воздействия закупаемой продукции на все последующие стадии жизненного цикла или готовую продукцию.
Понятие «качество закупок» достаточно емкое и может определяться с учетом интересов как внутренних, так и внешних потребителей.
С точки зрения внутреннего потребителя (производственных подразделений) качество закупок может определяться:
- своевременной поставкой требуемого объема изделий;
- соответствием поставленных изделий техническим условиям, стандартам, чертежам;
- возможностью сборки поставленных изделий в более сложные узлы.
С точки зрения внешнего потребителя (организации) под качеством закупок могут пониматься следующие ожидания:
- поставки должны быть своевременными и равномерными
(ритмичными);
- закупки должны производиться по экономически целесообразным ценам затраты по претензиям потребителей, предъявляемым к организации из-за отказа покупных изделий, не должны подрывать экономическое благосостояние и имидж предприятия на рынке.
Таким образом, важнейшими элементами управления качеством в процессе закупок являются:
1) определение требований к качеству поставляемых материально технических ресурсов, комплектующих изделий, продукции;
2) оформление этих требований в соответствующей нормативно-технической документации;
3) определение требований к процессам деятельности поставщиков, а также критериев оценки и выбора поставщиков;
4) оценка и выбор квалифицированных поставщиков и заключение с ними соглашений по качеству;
5) формирование системы партнерских отношений с поставщиками;
6) осуществление входного контроля качества.
Требования к качеству материалов и комплектующих изделий, закупаемых организацией, определяются документацией на закупку, а также нормативно технической документацией на необходимые материалы и комплектующие изделия. Эти требования различаются в зависимости от специфики конечного продукта деятельности организации. В общих чертах они включают:
- точное определение типа и сортности материала;
- точное описание химического состава и физических свойств
материала;
- требования к упаковке и этикетированию материала;
- требования к транспортировке материала;
- требования к срокам поставки;
- технические условия на лабораторные методы оценки качества материально технических ресурсов и инструкции по проведению анализов;
- требование заблаговременно извещать о внесении поставщиком изменений в состав материалов или изделий.
Требования к качеству материально технических ресурсов установлены обширным фондом нормативно технических документов по стандартизации, которые регулярно пересматриваются.
2.Управление качеством на производственных стадиях: организация мониторинга и измерения; предупредительные и корректирующие меры; идентификация и прослеживаемость.
2.1. Организация мониторинга и измерения.
Организация должна определять мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также устройства для мониторинга и измерений, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям .
Организация должна разрабатывать процессы, подтверждающие совместимость способов мониторинга и измерения с требованиями к мониторингу и измерениям.
Там, где необходимо обеспечивать
имеющие законную силу результаты,
измерительное оборудование должно
быть:
а) откалибровано или поверено в установленные
периоды или перед его применением по
образцовым эталонам, передающим размеры
единиц в сравнении с международными или
национальными эталонами. При отсутствии
таких эталонов база, использованная для
калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована;
б) отрегулировано или повторно
отрегулировано по мере необходимости;
в) идентифицировано с целью установления
статуса калибровки;
г) защищено от регулировок, которые сделали
бы недействительными результаты измерения;
д) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.
В организации должен быть разработан перечень всех используемых средств измерений, контрольного и испытательного оборудования. В перечне необходимо указать средства измерений, подлежащие поверке и подвергаемые калибровке.
Информация о работе Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции