Управление качеством продукции и пути его повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ качества и сертификации продукции и мероприятия по развитию и улучшению, как качества продукции, так и её сертификации.
Предметом исследования данной работы является качество и сертификация продукции.

Содержание

Введение
1 Теория качества и сертификации продукции
1.1 Понятие, показатели и контроль качества продукции
1.2 Управление качеством продукции
1.3 Сертификация продукции, её порядок и необходимость проведения
2 Анализ качества и сертификации продукции как основы расширения рынка её сбыта на РУП «ГЗЛиН»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ качества продукции на РУП «ГЗЛиН»
2.3 Анализ рынка сбыта продукции
2.4 Экономическая эффективность повышения качества продукции на РУП «ГЗЛиН»
3 Разработка мероприятий по совершенствованию качества продукции
3.1 Совершенствование конструкции подготовки производства
3.2 Проект по внедрению оборудования в обрабатывающих цехах предприятия
3.3 Основные направления совершенствования системы качества в соответствии с МС ИСО 9002 – 2000
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 114.54 Кб (Скачать файл)

Совокупность перечисленных  показателей формирует качество продукции. Однако помимо всех этих показателей  важна и цена изделия. Именно с  ней связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми оно  обладает. Если при улучшении качества цена буде слишком высокой, то тогда  эффективности повышения качества не будет. 

Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение  выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции  несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов  управления контроля качества и должностных  лиц зависит от размеров предприятия  и функциональных обязанностей персонала. [5, c.528]

Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные  приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно  в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность  контролеров и предупреждает  появление брака.

Виды контроля качества устанавливаются  в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:

а) групповой — по группе смежных операций, связанных с  полной или частичной обработкой детали;

б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности  и точности;

в) выборочный — контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;

г) сплошной — осуществляемый над каждым изделием. По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный. [7, c.231]

Методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и  физических свойств, проверка на экологическую  чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Математической основой этого метода является теория вероятности.

Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического  контроля качества продукции, можно  установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:

а) регулярность систематических  наблюдений;

б) осуществление контроля выборочных проб;

в) нанесение результатов  наблюдений на контрольный график;

г) использование результатов  контроля для корректировки условий  технологического процесса и предупреждения брака.

Экспертные методы оценки качества продукции основаны на использовании  обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителя продукции. Их следует применять тогда, когда  невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также  для характеристики эстетических свойств товара. [9, c.166]

В последние годы в мировой  практике много внимания уделяют  внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (TQC). Основные особенности  этой системы состоят в следующем.

1. Перенос полномочий  контроля качества с высшего  звена управления на уровень  низшего звена.

2. Развитие движения в  рамках малых коллективов под  названием «кружки качества».

3. Стремление к признанию  на рынке на основе приоритета  требований клиента.

4. Постепенное развитие  на основе изучения прошлого  опыта.

 

1.2 Управление  качеством продукции

 

 

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непосредственно система качества, включающая обеспечение, повышение и управление качеством продукции. [11, c.238]

Политика в области  качества — это основные направления  и цели организации в области  качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется  таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать  коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и  документальное оформление руководством предприятия политики в области  качества является первичным актом  при создании системы качества. Система  качества это совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для осуществления  общего руководства качеством. Модель обеспечения качества — это стандартизированный  или избранный набор требований системы качества, объединенных с  целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации. [10, c.239]

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет Международной  организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно  использовать для внешнего обеспечения  качества. Модели обеспечения качества, устанавливаемые в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества.

Требования стандартов к  системе качества являются дополнительными  по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты  устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения  в систему качества. Стандарты  являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики. [8, c.304]

«Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных  стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» или  жизненного цикла продукции:

- маркетинг, поиск и изучение рынка;

- проектирование и (или) разработку технических требований, разработку продукции;

- материально-техническое снабжение;

- подготовку и разработку производственных процессов;

- производство;

- контроль, проведение испытаний и обследований;

- упаковку и хранение;

- реализацию и распределение продукции;

- монтаж и эксплуатацию;

- техническую помощь и обслуживание;

- утилизацию после использования изделия.

По характеру воздействия  на этапы «петли качества» в системе  качества могут быть выделены три  направления: обеспечение качества, управление качеством и повышение  качества. Обеспечение качества —  все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в  рамках системы качества, а также  дополнительные виды (если это требуется), необходимые для обеспечения  достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству. Управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного  функционирования на всех этапах «петли качества» для обеспечения экономической  эффективности. Повышение качества — мероприятия, проводимые для повышения  эффективности и результативности деятельности и процессов с целью  получения выгоды, как для организации, так и ее потребителей.

Руководство по качеству —  документ, отражающий политику в области  качества и описывающий систему  качества организации. Оно может  охватывать всю деятельность организации  или только ее часть. Руководство  по качеству обычно содержит или по крайней мере ссылается на: а) политику в области качества; б) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество; в) методики системы качества и инструкции; г) положение по пересмотру и корректировке руководства. Руководство по качеству иногда называется руководством по обеспечению качества или руководством по административному управлению качеством.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство  по качеству для всей фирмы, включающее (кроме описанного выше) организационную  структуру производства, методические документы общего характера, мероприятия  и последовательность операций по обеспечению  качества, рабочие инструкции, справочники  и др. [13, c.106]

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в управлении качеством, неразрывную  связь деятельности по повышению  качества с деятельностью по снижению затрат, проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов, обязательность выявления  дефектов и устранение их в производстве. Система качества также должна устанавливать  ответственность руководителей, порядок  проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы, порядок документального оформления всех процедур системы.

 

 

1.3 Сертификация  продукции, её необходимость и порядок проведения

 

Сертификация продукции  представляет собой комплекс действий, в результате которых с помощью  специального документа - сертификата - подтверждается соответствие требованиям  международных, национальных стандартов стран-импортеров и государственных  стандартов. Выбор того или иного  стандарта как критерия сертификации определяется ее целью.

Для внутреннего рынка  сертифицируемое изделие должно удовлетворять требованиям соответствующего ГОСТа. Для товаров, импортируемых, например, в Египет, потребитель  должен оговорить в контракте  требования, каким должен отвечать товар: стандарту Египта, международному стандарту или ГОСТу.

Существует обязательная и добровольная сертификация.

При добровольной сертификации, проводимой по инициативе предприятия-изготовителя, преследуется цель повысить конкурентоспособность  своей продукции.

Обязательная сертификация преследует цель обеспечить безопасность и экологичность продукции. Она проводится по инициативе государства. В соответствии с законом «О защите прав потребителей» товары, работы и услуги, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, подлежат обязательной сертификации. Реализация товаров, не прошедших сертификацию, запрещается.

Существует две формы  сертификации:

1) самосертификация - изготовитель продукции гарантирует потребителю - заказчику соответствие качества выпускаемой продукции установленным требованиям, что оговаривается в специальном документе. Этой формой пользуются изготовители, прочно утвердившиеся на рынке и уверенные в доверии потребителя («Сони», «Филипс»);

2) сертификация соответствия - проводится специальными органами, которые не зависят от участвующих  сторон. Участники сертификации  представляют интересы поставщиков  и покупателей. Для товаров,  реализуемых на внутреннем рынке,  таким органом является Государственный  стандарт.

Процесс сертификации начинается со сбора и подготовки изготовителем (продавцом) продукции необходимых  документов и подачи заявки на проведение сертификации.

В заявке на проведение сертификации указывается наименование организации-изготовителя (продавца), ее юридический адрес, УНН, телефон, факс, фамилия я инициалы руководителя. Далее приводится наименование продукции, код ОЖП, код ТН ВЭД, серийность ее выпуска, товаросопроводительный документ и количество штук в партии. Кроме того, указывается наименование и обозначение документации изготовителя (ТУ, стандарты и т.д.) и подтверждается соответствие продукции, представленной на проведение сертификации, требованиям нормативных документов.

В заявке также отмечается вид сертификации (обязательная или  добровольная) и предполагаемый номер  схемы сертификации.

Наряду с просьбой о  проведении сертификации обязуется  выполнять все условия сертификации, обеспечивать стабильность сертифицированных  характеристик продукции и оплатить все расходы по проведению сертификации.

Заявка подписывается  руководителем и главным бухгалтером  организации и скрепляется печатью.

Одновременно с заявкой  представляются следующие материалы:

а) для серийного производства:

- нормативный документ  на продукцию;

- в предусмотренных законодательством  Республики Беларусь случаях  удостоверение о государственной  гигиенической регистрации;

Информация о работе Управление качеством продукции и пути его повышения