Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 10:49, курсовая работа
Целью выполнения работы является глубокое изучение теоретического опыта и практических навыков в сфере управления конфликтами в организации.
Для достижения поставленных целей нам необходимо решить ряд последовательных задач, в том числе:
Изучить понятие конфликта, определить его содержание и сущность,
Исследовать поведение в конфликтной ситуации,
Проанализировать задачи и порядок предотвращения конфликтов,
Проанализировать задачи и порядок разрешения конфликтов,
Определить общие принципы управления конфликтами в организации,
Рассмотреть практическую пошаговую инструкцию управления конфликтами.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.1 Глава: Понятие и природа конфликта……………………………………….5
1.1. Общая теория конфликта………………………………………………….5
1.2. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия……...7
3.2 Глава: Конфликты в организации……………………………………………9
2.1.Причины возникновения конфликтов……………………………………..9
2.2.Предотвращение возникновения конфликтов…………………………...14
2.3.Управление конфликтами и пути разрешения конфликтов…………….18
4.3 Глава: Советы………………………………………………………………...22
3.1.Практическе советы психологов…………………………………………22
3.2.Как избавиться от любого стесса (памятка руководителю)……………26
5.Заключение……………………………………………………………………..28
6.Список литературы…………………………………………………………….29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Филиал ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» в г. Нелидово
Направление – Менеджмент
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине – Управление человеческими ресурсами
Тема - Управление конфликтами в организации
Выполнил студент 2 курса
Чистяков Михаил Вячеславович
___________________________
Отметка ____________
Нелидово, 2014.
Оглавление
1.Введение……………………………………………………
2.1 Глава: Понятие и природа конфликта……………………………………….5
1.1. Общая теория конфликта………………………………………………….5
1.2. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия……...7
3.2 Глава: Конфликты в организации…………………
2.1.Причины возникновения конфликтов……………………………………..9
2.2.Предотвращение возникновения конфликтов…………………………...14
2.3.Управление конфликтами и пути разрешения конфликтов…………….18
4.3 Глава: Советы………………………………………………………………
3.1.Практическе советы психологов…………………………………………22
3.2.Как избавиться от любого стесса (памятка руководителю)……………26
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы……………………………
Введение
Тема представляемой работы «Управление
конфликтами в организации» характеризуется
высокой и теоретической и практической актуальности.
Это связано с тем, что конфликт, как столкновение
противоположно направленных тенденций
в психике отдельного человека, во взаимоотношениях
людей, их формальных и неформальных объединений,
обусловленное различием взглядов, позиций,
целей.
Во многом конфликт в организации, не просто
психологическая и организационная проблема
для управленцев, руководителей или собственников,
но и источник развития организаций. Именно
поэтому конфликты должны не только предупреждаться
и разрешаться, но еще и иметь механизм
их полноценного регулирования. Ими необходимо
уметь управлять.
Данная тематика имеет и в мире, и в нашей
стране достаточно высокий уровень освещения
в научной литературе. Поэтому, теоретическая
база данной курсовой работы представлена
трудами ученых: А.Я. Анцупов, Т.Григорчук, А.С. Кармин
и других, приведенных в списке использованной
литературы.
Методологическая база исследования
представлена оценкой управления конфликтными
ситуациями, анализом научно-практических
трудов в сфере управления конфликтами
и оценки опыта автора в этой же сфере.
Целью выполнения работы является глубокое
изучение теоретического опыта и практических
навыков в сфере управления конфликтами
в организации.
Для достижения поставленных целей нам необходимо решить ряд последовательных
задач, в том числе:
Изучить понятие конфликта, определить
его содержание и сущность,
Исследовать поведение в конфликтной
ситуации,
Проанализировать задачи и порядок предотвращения
конфликтов,
Проанализировать задачи и порядок разрешения
конфликтов,
Определить общие принципы управления
конфликтами в организации,
Рассмотреть практическую пошаговую инструкцию
управления конфликтами,
Курсовая работа выполнена в 3-х главах.
Первая глава отражает понятие и природу
конфликта
Вторая глава посвящена путям разрешения конфликтов, предотвращению возникновению конфликтов в организации.
Третья глава посвящена практическим советам психологов.
В конце контрольной работы дано заключение,
список литературы, использованный для
ее написания.
Именно такая последовательность исследования
обеспечивает максимально эффективное
и полное изучение заявленного предмета,
а так же соответствует поставленной цели,
обеспечивает получение теоретических
знании в области управления конфликтами
и способствует получению практических
навыков управления коллективом.
1 Глава: Понятие и природа конфликта
1.1. Общая теория конфликта
Что такое конфликт, знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремяться поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте сам по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?
Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя.
Как гласит одна известная пословица, - нет худа без добра. Жить в мире и согласии – это змечательно, но все – таки совсем без всяких конфликтов было бы, наверное, несколько скучновато. Конфликты, по крайне мере, вносят в нашу жизнь некую «перчинку», которая позволяет лучше ощутить прелесть мира и согласия. Но конечно, желательно, что бы горечь такой «перчинки» не стала отравой. А для этого необходимо знать, что делать с конфликтом, чтобы он не портил нашу жизнь.
Конфликты в 20 веке являлись основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства – все эти виды конфликтов, по самой приближенной оценке, унесли в завершившемся столетии более 300 млн. человеческих жизней.
Конфликты на уровне организаций не редко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и даже приводить к их распаду.
Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. В нашей стране в результате острых внутриличностных конфликтов ежегодно заканчивают жизнь самоубийством более 50 тыс. человек.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду: что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Итак, социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
1.2. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
Существуют конфликты разных видов,к примеру такие как:
-Семейные конфликты
-Конфликты «руководитель-
-Конфликты в
-Инновационные конфликты
-Межгрупповые конфликты
-Межгосударственные конфликты
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия. В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками (дедушками) и внуками.
Исследования психологов показывают, что в 80-85% семей есть конфликты. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они преобретают ряд отрицательных своиств личности.
Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов.
Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных весьма актуальна для современной науки и практики. В центре внимания находяться вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Для руководителя важно правильно строить взаимоотношения с подчиненными, грамотно организовывать уравленьческую деятельность.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспецивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Смена старого новым составляет само содержание процесса развития. Новое всегда приходит на смену старому в природе и в обществе. Поэтому противоречия между новым и старым естественны и вечны. Нередко эти противоречия приводят к конфликтам. Чем радикальнее изменения, чем более они скоротечны и масштабны, тем чаще возникают конфликты, вызванные борьбой старого и нового.
В последние 20 лет межгрупповые конфликты стали повседневным явлением нашей общественной жизни. Конфликтология в России стала быстрее развиваться во многом благодаря активизации межгрупповой конфликтности. Соперничающими оказываются разнообразные субъекты: малые и большие трудовые коллективы, этнические группы и другие крупные сообщества – социальные слои и классы, религиозные объединения, партии и массовые движения. Несмотря на разнообразие таких конфликтов, они обычно имеют единые механизмы возникновения и развития.
В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становяться причиной гибели миллионов людей.
2 Глава: Конфликты в организации
2.1.Причины возникновения конфликтов
Трудно представить себе руководителя, который ни разу в жизни не сталкивался с проблемой улаживания конфликтов между подчиненными ему сотрудниками или подразделениями. Обычно такая ситуация воспринимается как сбой в работе организации, как что-то из ряда вон выходящее, как помеха в нормальной деятельности. Большинство руководителей, столкнувшись с конфликтной ситуацией, чувствуют раздражение и недовольство, вызванные необходимостью отвлекаться от прямых задач и тратить драгоценное время, которого и так всегда не хватает, на улаживание мелких дрязг или крупных склок.
Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации. Он обычо сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Эти эмоции препятствуют поиску рационального выхода и формируют образ врага, котороо надо во что бы то ни стало победить или уничтожить. Когда конфликт доходит до такой стадии, с ним уже трудно справляться.
Тем не мение, конфликтами приходиться заниматься, и они являються неотъемлемой частью жизни любой организации. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается, а не стоит на места, постепенно загнивая иразваливаясь. [8]
Традиционно выделяют объективные и субъективные причины, способствующие возникновению конфликта. К числу объективных факторов можно отнести характеристики, не зависящие от человека, в то время как субъективные факторы - личностные характеристики (особенности характера, стремление к первенству, доминированию и т.д.). Вместе с тем, необходимо отметить, что в реальной конфликтной ситуации практически всегда имеются и объективные, и субъективные причины.[6]
Среди объективных причин возникновения конфликтного взаимодействия можно выделить факторы, затрагивающие процесс управления, организацию деятельности, уровень профессионализма, нарушения санитарно-гигиенических норм, недостаточность материально-технической базы, экономические причины.
Субъективные причины возникновения конфликта включают личностные особенности, как подчиненных, так и руководителей. Наиболее распространенными ошибками в профессиональной деятельности руководителя, способными стимулировать возникновение конфликтных ситуаций являются нарушения служебной этики (грубость, нетерпимость, высокомерие, неуважительное отношение и т.д.); трудового законодательства (сверхурочная неоплачиваемая работа, запрет на больничные и отпуска и т.д.); неумение справедливо оценивать результаты деятельности подчиненных и мотивировать их на достижение успеха, а также отсутствие или недостаточность внимания со стороны руководителя к социально-психологическому климату в коллективе, возможностям учета совместимости работников.[7]
Реальная задача заключается не в том, чтобы исключить конфликты из жизни организации, а в том, чтобы выработат способы конструктивного их разрешения. Для этого необходимо понимать механизмы возникновения и развития конфликтной ситуации.
По составу сторон конфликты, возикающие в организациях, можно разделить на три категории:
- личность – личность (межличностные)
- группа – группа (межгрупповые)
-группа – личность
Если различать конфликты по их источникам, то наиболее часто встречаются следующие:
1.Структурные конфликты
Примерами структурных конфликтов являются, например, конфликты между бухгалтерией и основными подразделениями, между производственными отделами и отделами маркетинга. Причиной структурных конфликтов являются противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта. Так, осуществление бухгалтерией функций учета и контроля обычно вступает в противоречие с потребностями производственных подразделений в быстроте и оперативности распоряжения финансовыми ресурсами. Отделы маркетинга обычно находяться в состоянии затяжной позиционной войны с производственными или сбытовыми подразделениями. Здесь главное противоречие возникает между требованиями маркетологов изменить что-то в привычном устоявшемся процессе и нежеланием производственников ломать сложившиеся стереотипы, менять технологию и т.п.