Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является практическое применение методик и алгоритмов разрешения конфликтов.
Задачи курсовой работы:
1. Практическое применение методики Дж. Морено по определению степени сплочённости группы, выявление лидеров и “не вписывающихся” в коллектив.
В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.
Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.
Обследованию может подвергнуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора.
Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоциональноличностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).
В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»).
После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.
Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.
После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
1. количество выборов ограничивается 3-5;
2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий.
Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.
Рисунок 2 – Примерный бланк социометрического опроса
Выше приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, т.е. каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, индексологический и графический.
Обработка и интерпретация результатов включает в себя:
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса. По результатам опроса могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, и единичные - по одному критерию. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Рисунок 3 – Сводные результаты социоматрицы
Взаимные выборы обводятся кружком (о). Или полукругом (Г\), если взаимность неполная.
Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы, по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе.
Количество полученных выборов (79)-социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 (число членов группы) х 9 (число возможных выборов) = 99).
2. Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:
Рисунок 4 – Формула индекса групповой сплоченности
Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6-0,7.
3. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
III. Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.
Рисунок 5 – Социограмма на основе социоматрицы
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.
Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.7
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Характеристика предприятия, организационная структура управления персоналом в организации
Для анализа возьмем вымышленное предприятие «Информ Экспресс».
Мастерская рекламы «Информ Экспресс» - производственное предприятие единичного (эксклюзивного) производства, занимающаяся изготовлением наружной рекламы в г. Нижний Тагил: вывески, рекламные щиты, указатели, растяжки через дорогу и т.д.
Организационная структура управления персоналом представлена на рисунке 6
Рисунок 6 – Организационная структура управления персоналом в фирме «Информ Экспресс»
Качественные характеристики персонала «Информ Экспресс» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Качественные характеристики персонала фирмы «Информ Экспресс»
Должность |
Возраст |
Пол |
Образование |
Стаж |
1.Директор |
31 год |
м |
Высшее художественное |
11 лет |
2. Начальник производственного отдела |
27 лет |
м |
Высшее худож. |
4 года |
3. Художник-оформитель |
25 лет |
м |
Высшее худож. |
1 год |
4. Художник-оформитель |
27 лет |
м |
Высшее худож. |
6 лет |
5. Главный дизайнер |
25 лет |
м |
Высшее худож. |
4 года |
6. Дизайнер |
23 года |
м |
Н/высшее |
0.5 года |
7. Менеджер |
24 года |
ж |
Высшее экономич. |
1.5 года |
8. Менеджер |
22 года |
ж |
Н/высшее |
0.5 года |
9. Технолог |
32 года |
м |
Высшее технич. |
3 года |
2.2 Анализ управленческой документации
Докладная записка
от 10.09.2012г.
О повышении ритмичности производства
Ставлю Вас в известность, что в производственной мастерской температура воздуха не превышает 8 С. В связи с этим, прошу Вас лично разрешить вопрос отопления с арендодателем помещения.
Откладывать решение вышеизложенной проблемы чревато болезнью и не выходом на работу людей.
Начальник производственного отдела Петров А.Б.
Документ 2
Иванову И.И.
От 07.10.2012 г.
Об оплате сверхурочных работ дизайнеров
В связи с сезонным увеличением числа поступаемых заказов прошу рассмотреть вопрос сверхурочной работы дизайнеров или привлечения внештатных сотрудников.
Главный
дизайнер
Фирма «Информ Экспресс»
Приказ № 71
09.09.2012 г.
О депримирвании художника-оформителя Серова А.Г.
На основании объяснительной записки нач. производственного отдела Петрова А.Б. от 03.10.2012 г. лишить художника-оформителя Серова А.Г. премии за сентябрь месяц 2012 г. в размере 100 %
Директор
Документ 4
Директору «Информ Экспресс»
Иванову И.И.
Объяснительная записка
От 03.10.2012 г.
О срыве сдачи в срок заказа № 152
01.10.2012 г. не был сдан во время заказ № 152. Причиной данного факта является то, что художник-оформитель Серов А.Г. не подготовил все расходные материалы, что пришлось делать всем работникам 01.10.2012г. Объяснительная записка Серова А.Г. не содержит объективных причин невыполнения работы в срок.
Начальник производственного отдела Петров А.Б.
Документ 5
Директору Иванову И.И.
Докладная записка
От 04.09.2012 г.
Об оптимизации работы над дизайном
Ставлю Вас в известность, что за последнее время очень много клиентов были недовольны тем, как быстро отделом дизайна был подготовлен эскиз рекламы. В то же время, при неоднократном обращении меня к дизайнеру Сидорову А.С. с просьбой ускорить этот процесс он ответил, что по ночам он работать не будет.
В связи с этим прошу Вас рассмотреть эту проблему. Иначе неудовлетворённость клиентов нашей работой отразится на поступлении заказов.
Верещагина О.А. менеджер по работе с клиентами
Документ 6
Фирма «Информ Экспресс»
Приказ № 102
От 05.05.2012 г.
Об улучшении обслуживания клиентов
С целью не допустить снижения качества обслуживания клиентов
Приказываю:
1. Главному дизайнеру Сидорову А.С. совместно с менеджером по работе с клиентами Верещагиной О.А. представить мероприятия по ускорению работы над дизайном рекламы до 21.05.2012 г.
2. Менеджеру по работе с клиентами Орловой О.А. разработать план до 21.05.2012г. мероприятий по выяснению основных причин неудовлетворённости клиентов работой фирмы «Информ Экспресс»
Директор Иванов И.И.
2.3 Анализ социально – психологического климата в коллективе
Используя методику Дж. Морено определим степень сплочённости и индекс сплочённости группы численностью 8 человек.
Каждому члену группы была дана социометрическая карточка с вопросом: « С кем из перечисленных Вам приятно работать?»
Результаты опроса помещены в таблицу 3.
Таблица 3 – Групповая социометрическая матрица
Кого выбирают |
Количество сделанных выборов | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
å+ |
å- |
å | ||
Кто выбирает |
1 |
+ |
о |
о |
+ |
- |
+ |
о |
3 |
1 |
4 | |
2 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
о |
3 |
3 |
6 | ||
3 |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
о |
2 |
3 |
5 | ||
4 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
1 |
7 | ||
5 |
О |
о |
+ |
+ |
+ |
+ |
о |
4 |
0 |
4 | ||
6 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
2 |
7 | ||
7 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
1 |
7 | ||
8 |
+ |
о |
+ |
+ |
+ |
- |
о |
4 |
1 |
5 | ||
Количество полученных выборов |
å’+ |
4 |
1 |
5 |
4 |
7 |
4 |
5 |
3 |
|||
å’- |
2 |
4 |
1 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 | ||||
å’ |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
7 |
6 |
3 |