Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является практическое применение методик и алгоритмов разрешения конфликтов.
Задачи курсовой работы:
1. Практическое применение методики Дж. Морено по определению степени сплочённости группы, выявление лидеров и “не вписывающихся” в коллектив.
Примечание: + положительный выбор; о – безразличный выбор;
Данные таблицы 2 представим в виде социограммы ,
где положительный выбор;
отрицательный выбор.
Рисунок 7 – Социограмма отношений в группе
Из таблицы 3 и рисунка 7 видно, что члены группы 3,5,7 имеют наибольшее число выборов, что свидетельствует об их высоком авторитете в группе. В то время как член группы 2 наоборот – вызывает антипатию у большинства членов группы. Это говорит о том, что на роль лидера группы руководитель должен рассматривать кандидатуры 3,5,7. Ф 2 – го члена группы постараться перевести в другую группу, выяснив при этом причины такого положения дел.
Для определения сплочённости группы на основании данных таблицы 3 составим таблицу 4.
Таблица 4 – Сплочённость группы
Всего получено выборов по группе |
В том числе | ||||||
положительных |
отрицательных |
нейтральных | |||||
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% |
56 |
100 |
33 |
59 |
12 |
21 |
11 |
20 |
По результатам таблицы 4 группа характеризуется средним уровнем сплочённости: при 59 % положительных выборов, отрицательные и нейтральные составляют примерно по 20 %.
Интегральную характеристику сплочённости в группе определим с помощью индекса сплочённости группы (J спл.):
J спл.= [ (ВП – ВО) / N * (N – 1) ] * 100 , где
ВП – число взаимно – положительных выборов в группе (ВП = 11);
ВО – число взаимно – отрицательных выборов в группе (ВО = 2);
N – число членов в группе, участвующих в опросе.
Значения ВП и ВО взяты из социограммы.
J спл. = [ (11 – 2) / 8 * 7 ] * 100 = 16 %
Вывод: несмотря на то, что число положительных выборов составляет 59 %, уровень сплочённости группы небольшой, т.к. число взаимно – положительных выборов небольшое. Можно сказать, что в группе есть причины для развития конфликтных ситуаций.
2.4 Определение типов поведения людей в конфликте
Для определения типов поведения людей в конфликте воспользуемся двухмерной моделью регулирования конфликтов К. Томаса. Ориентацию людей к тому или иному поведению выясним с помощью теста, содержащегося в приложении курсовой работы.
Ответы на вопросы теста членов группы представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Сводка ответов на вопросы теста
№ вопроса |
Участники опроса | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1 |
А |
В |
В |
А |
А |
В |
А |
А |
2 |
В |
В |
А |
А |
А |
А |
А |
В |
3 |
А |
В |
В |
А |
В |
В |
В |
А |
4 |
В |
В |
А |
А |
А |
В |
В |
В |
5 |
В |
В |
А |
В |
В |
А |
А |
А |
6 |
А |
В |
В |
А |
В |
А |
В |
В |
7 |
В |
А |
А |
В |
В |
В |
В |
А |
8 |
А |
А |
В |
В |
А |
В |
А |
В |
9 |
А |
В |
В |
В |
А |
А |
А |
А |
10 |
В |
А |
А |
В |
В |
А |
В |
В |
11 |
В |
В |
А |
А |
А |
А |
А |
В |
12 |
В |
В |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
13 |
А |
В |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
14 |
В |
А |
А |
В |
А |
А |
В |
В |
15 |
В |
А |
А |
В |
В |
В |
А |
В |
16 |
А |
В |
В |
А |
А |
А |
А |
А |
17 |
В |
А |
А |
А |
А |
В |
А |
А |
18 |
А |
В |
В |
В |
В |
А |
В |
В |
19 |
В |
В |
А |
А |
В |
А |
В |
А |
20 |
В |
В |
А |
А |
В |
В |
А |
В |
21 |
А |
В |
В |
В |
А |
В |
А |
А |
22 |
А |
В |
В |
А |
А |
А |
В |
В |
23 |
В |
А |
А |
В |
В |
В |
А |
В |
24 |
А |
А |
В |
В |
В |
А |
В |
А |
25 |
В |
А |
А |
В |
А |
В |
А |
А |
26 |
А |
А |
В |
В |
В |
А |
В |
В |
27 |
В |
В |
А |
А |
В |
В |
В |
А |
28 |
В |
А |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
29 |
В |
А |
А |
А |
А |
А |
В |
А |
30 |
А |
В |
В |
В |
А |
А |
В |
В |
Используя ключ к используемому тесту определим ориентацию каждого члена группы при разрешении конфликта.
Результаты представлены в таблице 6
Таблица 6 – Количественное выражение склонности членов группы к поведению при разрешении конфликта
Член группы |
Стратегии | ||||
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление | |
1 |
3 |
3 |
8 |
8 |
8 |
2 |
8 |
4 |
5 |
5 |
8 |
3 |
9 |
8 |
6 |
3 |
4 |
4 |
7 |
7 |
9 |
6 |
1 |
5 |
5 |
4 |
8 |
8 |
5 |
6 |
1 |
8 |
6 |
6 |
9 |
7 |
8 |
5 |
6 |
5 |
6 |
8 |
6 |
9 |
4 |
7 |
4 |
Анализ данных таблицы 6 показывает, что:
1. Член группы № 1 имеет явно выраженную ориентацию к вниманию интересов другого и низкую напористость (не прослеживается акцент на собственные интересы).
2. Член группы № 2 при разрешении конфликтов склонен к крайностям: либо полностью акцентируется на собственных интересах (соревнование), либо полное внимание интересам другого (приспособление). Промежуточные стили ему не свойственны. Среднего нет.
3. Член группы № 3 характеризуется высокой напористостью. Он никогда не допустит, чтобы его интересы были ущемлены. Если он и проявит внимание к чужой проблеме, но своего он добьется тоже. Хорошо идут на компромисс.
4. У члена группы № 4 ярко выражен компромиссный стиль поведения. Однако, интересы свои он никогда не поставит ниже интересов другого. Скорее он склонен ущемить соперника, нежели допустить обратную ситуацию.
5. Член группы № 5 в конфликте старается оставаться нейтральным и не вмешиваться. При этом не настаивая ни на своих интересах, ни проявлять внимание к точке зрения другого. Однако, если ситуация требует, он склонен к компромиссу.
6. Член группы № 6 не склонен к тому, чтобы любой ценой добиться своей позиции. Хотя старается сделать так, чтобы обе стороны остались в выигрыше. Если же это невозможно, то он склонен уступать сопернику в спорном вопросе.
7. Член группы № 7 показывает некоторую двойственность в разрешении конфликта. Скорее всего, при ответе на вопросы была допущена ошибка, но всё-таки у него превалирует склонность к соперничеству.
8. Член группы № 8 всегда настроен на сотрудничество, чтобы обе стороны остались в выигрыше. Однако если он видит что это невозможно, то предпочитает остаться в стороне и не вмешиваться.
2.5 Конфликт в организации, описание конфликтной ситуации в организации
Менеджер в устной форме получила задание от директора провести согласование установки рекламного щита (получить согласование администрации района города, главного архитектора города, владельцев подземных и наземных сетей и т.д. При этом директор сказал, что его водитель в её распоряжении, т.е. в любой момент, когда надо будет выехать по какому-нибудь вопросу она может им воспользоваться. При всём этом были поставлены минимальные сроки проведения работ по согласованию – 2 недели. Это было связано с тем, что приближались холода, в условиях которых невозможна установка рекламного щита. Водителю вся важность этой работы донесена не была. Кроме того услугами водителя (иногда даже в личных целях) часто пользовалась зам. директора. Поэтому, начав согласование, менеджер часто получала отказ водителя отвезти её в то или иное место, в определённое время по причине того, что он уже занят и едет с зам. директора по её вопросам.
Причем, зам. директор на высказывания менеджера о том, что ей разрешено в любое время брать водителя не реагировала. В результате менеджеру приходилось часто по вопросам согласования ездить на автобусе или ходить пешком, следовательно, согласование не было проведено в срок.
Наблюдая такое отношение к делу, менеджер перестала проявлять особое рвение для ускорения процесса согласования: « Раз никому это не нужно, то и мне подавно ». Отношение её к водителю и зам. директора ухудшились, что проявлялось в тоне разговора.
2.6 Процесс разрешения конфликта, диагностика конфликта
Видимыми проявлениями конфликта является тон, тема разговора менеджера с водителем и зам. директора, недовольство менеджера после очередного похода пешком, медленное продвижение дал по согласованию, напряжение в разговорах между участниками конфликта.
Что касается уровня развития конфликта, то, к счастью, дело пока обошлось наличием конфликтной ситуации – начальным этапом – интересы сторон вступили в противоречие, но открытого столкновения (инцидента) пока нет.
По всей видимости, причина конфликта носит объективный характер – отсутствие осведомлённости лиц, задействованных в процесс согласованию, об уровне важности этой работы, а также отсутствие чётких официальных приказов директора в отношении водителя и зам. директора.
В результате менеджер в устной форме получила всё необходимое для быстрого завершения работы, а официально информация не дошла.
Сфера распространённости конфликта получила импульс к росту: задеты уже межличностные отношения менеджера с одной стороны и водителя, зам. директора с другой стороны. Кроме того страдают прочие производственные вопросы – недопонимание начинает зарождаться и здесь
В данной ситуации, прежде всего, необходимо использовать структурные методы разрешения конфликта, а именно методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации – приказ, распоряжение, директива и т.п. Разрешение межличностной стороны, конечно же, лучше провести через сотрудничество. Это легко будет предпринять, если обе стороны (менеджер с одной стороны, водитель и зам. директора с другой стороны) увидят личную выгоду в согласовании установки рекламного щита.
3 РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ
3.1 Составление карты конфликта