Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:00, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение конфликта и стресса, понятие, их причины и пути управления конфликтами и стрессами на предприятии.
Актуальность выбранной темы:
Человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. От того, как будет налажено общение с людьми, зависит социальная комфортность и результативность нашей деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА, ЕГО ПОНЯТИЕ И ТИПЫ 4
1.1 Понятие конфликта 4
1.2. Типы конфликтов 6
2.3 Причины конфликтов 7
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ 9
2.1 Внутриличностные методы 10
2.2 Структурные методы 10
2.3 Межличностные методы 12
2.4 Персональные методы 14
2.5 Переговоры 14
2.6 Методы управления поведением личности 17
3. СТРЕССЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 18
3.1 Понятие стресса 18
3.2 Причины стресса 19
3.3. Методы борьбы и профилактика стресса 23
3.4. Стресс-менеджмент или управление стрессом 26
3.5. Коучинг или работа с первым лицом организации 26
3.6.Выравнивание микроклимата в коллективе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.
Существует четыре структурных метода разрешения конфликтов.
1. Разъяснение требований к работе.
Одним из лучших методов управления, предотвращающий конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.
2. Координатные и интеграционные механизмы.
Это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.
3. Общеорганизационные
Установление
Изложение высших принципов
(ценностей) организации раскрывает
содержание комплексных целей. Компания
старается уменьшить
4. Структура системы
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, соперничество или конкуренция.
Межличностные методы управления конфликтами - это методы, в которых принимают участие минимум две стороны и каждая из сторон выбирает форму поведения для сохранения своих интересов с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. Стиль поведения в конкретном конфликте, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
1. Стиль конкуренции,
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
2. Стиль сотрудничества
можно использовать, если, отстаивая
собственные интересы, вы вынуждены
принимать во внимание нужды
и желания другой стороны.
3. Стиль компромисса. Суть
его заключается в том, что
стороны стремятся
4. Стиль уклонения реализуется
обычно, когда затрагиваемая проблема
не столь важна для вас, вы
не отстаиваете свои права,
не сотрудничаете ни с кем
для выработки решения и не
хотите тратить время и силы
на ее решение. Этот стиль
рекомендуется также в тех
случаях, когда одна из сторон
обладает большей властью или
чувствует, что неправа, или
считает, что нет серьезных
оснований для продолжения
Не следует думать, что
этот стиль является бегством от проблемы
или уклонением от ответственности.
В действительности уход или отсрочка
может быть вполне подходящий реакцией
на конфликтную ситуацию, так как
за это время она может
5. Стиль приспособления
означает, что вы действуете совместно
с другой стороной, но при этом
не пытаетесь отстаивать
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший.
Данная группа акцентирует
внимание на возможностях руководителя
активно противостоять
- использование власти, поощрения
и наказания непосредственно
в отношении участников
- изменение конфликтной
мотивации сотрудников с
- убеждение участников конфликта;
- изменение состава участников
конфликта и системы их
- вхождение руководителя
в конфликт в качестве
Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективным. Для них характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
- существование
- отсутствие значительного различия в силе у субъектов конфликта;
- соответствие стадии
развития конфликта
- участие в переговорах
сторон, которые реально могут
принимать решения в
Правильно организованные переговоры проходят несколько этапов:
1) Подготовка к началу
переговоров. Перед началом
2) Первоначальный выбор
позиции (официальные
- вы можете проявить
агрессивность для того, чтобы
оказать давление на оппонента,
- успешному ходу переговоров
способствует установление
- для достижения
- получению небольшого
преимущества способствует
- процедурная легкость
достигается при совместном
3) Поиск взаимоприемлемого
решения, психологическая
4) Завершение переговоров
или выход из тупика. К этому
этапу уже существует
Человечество накопило огромный опыт ведения переговоров. В последние десятилетия определились несколько правил и процедур их ведения. Определены стороны переговоров, непосредственные участники, предмет, каналы взаимной коммуникации, информация. Замечено, что существуют трудности с выработкой критериев оценки как хода, так и результатов переговоров. В целом же, поведение участников во многом зависит от сложившейся ситуации, а также их образовательного и культурного уровня, волевых и иных личностных характеристик.
Управление поведением представляет
систему мер по формированию принципов,
норм поведения людей в организации,
которая позволяет достичь
Одним из важнейших социально-