Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 00:31, курсовая работа
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода.
Чтобы найти оптимальное решение выхода из конфликта, нужно обладать не только знанием экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются конфликты. Ведь различного рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психология конфликта
Основные понятия, природа и социальная роль конфликта. …………. 4
Функции конфликтов. Причины возникновения конфликтов. ……….. 6
Виды конфликтов. Структура процесса конфликта. Последствия конфликта. ………………………………………………………………... 7
Типы поведения людей в конфликтной ситуации. …………………… 15
Способы и правила разрешения конфликтов. ………………………… 17
Роль менеджмента в управлении конфликтами. ……………………… 24
Глава 2. Определение стратегии разрешения конфликтной ситуации .. 26
2.1. Разрешение конфликтной ситуации с позиции руководителя. …….. 28
2.2. Разрешение конфликтной ситуации с позиции подчиненного. ……. 28
Заключение. …………………………………………………………………….. 29
Список используемой литературы. …………………………………………… 30
Тип поведения – «Мыслители».
Они погружаются в себя, медлительны, что способствует затяжным состояниям напряженности отношений. Мыслитель выстраивает в уме сложную систему доказательств своей правоты и неправоты оппонента. Только изменившиеся обстоятельства или 3 участник (арбитр) могут вывести конфликтующих из тупика, если противники оба мыслители. Он осторожен, продумывает логику своего поведения и в конфликтные ситуации попадает реже других, но в личных отношениях раним, и этим объясняется глубина конфликта. Конфликт мыслителей специфичен тем, что часто для них чрезвычайно важно интенсивное общение в тот момент, позволяющий точно осознать причину, обстоятельства и позицию сторон. Они склонны выявить отношения и остро воспринимают противоречия в сфере духовных ценностей и идейного средства.
Универсально-конфликтные, несовместимые люди, для которых естественно состояние конфронтации и противоборства.
Стараются снять напряженность.
Решение конфликтов представляет собой устранение полностью или частично причин породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликтов.
Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению причин породивших конфликт или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует много методов управления конфликтами, укрупненно их можно представить в виде 5 групп, каждая из которых имеет свою область применения.
Предполагается использовать способ «Я – высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету без обвинения и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое поведение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию не превращая другого человека в своего врага. Высказывание может быть полезно в любой обстановке, но особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен или недоволен.
«Я – высказывание» построено так, чтобы позволить личности высказать свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания, но так, чтобы другой человек не воспринял это негативно и не перешел в атаку.
Компоновка заявления от «Я» состоит из события реакции индивида и предпочитаемого исхода для личности.
Это один из эффективных методов не только для управления конфликтом, но и предотвращения его.
Каждый работник должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий и т.д.
Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций.
Это цепь команд, установленные иерархией полномочий, упорядочивает взаимодействия людей, принятие решения, информации внутри организации.
Если два подчиненных имеют разногласия по какому-либо вопросу конфликта, можно избежать обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархий для управления конфликтной ситуацией, т.к. подчиненный знает чьим решениям он должен подчиняться.
Интеграционный механизм. Использует службы осуществляющие связь между функциями межфункциональной группы и совещание между отделами.
Идея которая заложена в эти общие цели – это направить усилия всех участников на достижения общих цели, а это будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения благоприятные для всей организации, а не только собственной функциональной области.
Вознаграждение можно использовать как метод управления конфликтами, оказывает влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий, т.е. люди, которые вносят вклад в достижение общих комплексных целей, помогают другим группам организации, должны вознаграждаться благодарностью, премией, продвижением по службе.
Томас и Килменн выделили 5 стилей поведения в конфликтной ситуации:
Основу классификации составляют два независимых параметра:
Противоборство
Уклонение
Уровень кооперативности
Ситуация воспринимается индивидом, как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппоненту и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Для того, чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнить следующие условия:
Этапы проведения переговоров:
Провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил.
В этой связи следует ответить на такие вопросы:
Эта стадия позволяет реализовать 2 цели участников переговоров:
Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации стороны пытаются укрепить свои позиции. Если переговоры проходят с участием посредников, то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и следить за тем, чтобы оппоненты не перебивали друг друга. Кроме того, ведущий определяет факторы сдерживания сторон и управляет ими.
На этом этапе стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника.
Цель посредника на данном этапе – увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений.
К этому этапу уже существует значительное количество вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Требуется принятие решения и несколько последних уступок, сделанные обеими сторонами, могут спасти дело. Но важно, чтобы такие уступки не влияли на достижение основной цели. Далее соглашение желательно запротоколировать.