Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение конфликта, как феномена организационных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы управления конфликтами: их виды, причины возникновения, способы предупреждения и разрешения, возможные последствия;
провести анализ методов управления конфликтами в торговой организации;
разработать предложения по совершенствованию методов управления конфликтами в анализируемой фирме.
ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………………...3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ ………..………....4
1.1 Понятие, субъекты, классификация конфликтов ..………………………………....4
1.2 Причины возникновения конфликтов ..……………………………………………..8
1.3 Развитие стресса и последствия стрессов .….……………………………………....9
2. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОЙОТА МОТОР» ………………………………………………………….…..17
2.1 Общая характеристика ООО «Тойота Мотор» ………….…..……..……….....…17
2.2 Диагностика конфликтов и стрессов в ООО «Тойота Мотор», и особенности управления ими ………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………………….......21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….…………………….…….23
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Курсовая работа
по дисциплине |
Менеджмент |
Тема: |
Управление конфликтами и стрессами на предприятии |
тема работы |
Выполнил(а) студент(ка) |
II |
курса, группы |
К-12 |
Дедова Дарья Сергеевна | |||
фамилия имя отчество | |||
Руководитель работы |
Светлакова Р.Ф. | ||
ученая степень, звание, фамилия и инициалы |
Рецензия |
||
актуальность, цели, достоинства и недостатки курсовой работы, оценка в баллах | ||
Проверил |
||
«____» ____________________ 2013 г. |
Пермь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………………
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ ………..………....4
1.1 Понятие, субъекты, классификация конфликтов ..………………………………....4
1.2 Причины возникновения
1.3 Развитие стресса и
2. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
2.1 Общая характеристика ООО «Тойота Мотор» ………….…..……..……….....…17
2.2 Диагностика конфликтов и стрессов в ООО «Тойота
Мотор», и особенности управления ими ………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..…………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….…………………….…….23
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт является всеобщим и необходимым элементом человеческой жизни. Он присущ всем сферам и уровням жизни: индивидуальной, групповой, общественной. Биологические, психологические, национальные, культурные, экономические и другие различия, присущие человеку и обществу, неизбежно порождают разнообразные и многочисленные конфликты.
В любой компании возникают производственные конфликты, и поэтому существует необходимость в их регулировании. Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Целью курсовой работы является изучение конфликта, как феномена организационных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Данная курсовая работа состоит из теоретической и практической глав. Для ее написания использованы издания таких авторов как: М.С. Вершинин М, А.В. Донцов, А.И. Наумов, Л.К. Сомова, а также зарубежных специалистов в области менеджмента Скотт Джини Грехен.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ
1.1 Понятие, субъекты, классификация конфликтов
Слова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально понимаемого как столкновение.
Как известно, основными формами взаимодействия людей в совместной деятельности являются кооперация, соревнование (конкуренция), приспособление и конфликт.
Кооперация - это сотрудничество в самом широком значении этого слова. Данная форма характеризуется общей целью и потребностями в принадлежности к группе. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности — взаимную симпатию.
Соревнование вызывает повышенную активность людей, что при определенных условиях ведет к росту производительности труда. В своем особом проявлении, в конкуренции, эта форма толкает людей к единоличному обладанию общей целью.
Приспособление как форма взаимодействия побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения.
Конфликт - это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами1.
Слово конфликт обычно воспринимается людьми с негативных позиций. Они ассоциируют это слово с враждой и болью, которые в действительности сопровождают всех конфликтующих. Однако в организациях конфликт — это не обязательно негативное явление. Нередко конфликты помогают участникам трудового процесса, когда они попадают и конфликтные ситуации, лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.
Отечественные издания об основах менеджмента описывают конфликт в качестве столкновения противоположно направленных взглядов, позиций, интересов, целей двух или более людей. Это понимание закрепилось и в публикациях по управлению персоналом. К примеру, в пособии по кадровой работе В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов».
Конфликт — одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми. Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15% его рабочего времени2. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители — в некоторых организациях до половины рабочего времени. Если время, растраченное на конфликт, принять за 100%, то:
Исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы: устойчивые к конфликтам, удерживающиеся от конфликта и конфликтные. Численность третьей группы составляет где-то около 6-7% от всей совокупности работающих. Это относительно многочисленная группа трудных людей, создающая различные эксцессы в системе управления.
Субъектами конфликта в организации являются:
Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать не только природу, но и типы конфликтов, причины их возникновения.
Существуют четыре основных типа (уровня) конфликтов:
1. Внутриличностный,
2. Межличностный,
3. Между личностью и группой,
4. Межгрупповой и внутриорганизационный
Эти уровни тесно связаны между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт3.
Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, недостаток самостоятельности, неоправдавшиеся ожидания и т.п.
Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Примером внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает ощущать дискомфорт и пытается выйти из этого состояния через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме. Определенная степень рассматриваемой несостоятельности существует всегда. В противном случае наш внутренний мир был бы в постоянной гармонии с внешней средой.
Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения, расположений, ценностей или поведения. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Например, борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее руководство выделить их именно ему, а не другому руководителю.
Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы4.
Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих
из множества формальных и неформальных
групп. Поскольку у различных групп существуют
свои, отличные от других групп цели, неизбежны
конфликты даже в самых эффективных организациях.
Такое противостояние может носить профессионально-
Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом5.
1.2 Причины возникновения конфликтов
Наибольшей похвалы достоин тот руководитель, который предупреждает конфликты или, по крайней мере, гасит их в зародыше. Значит, чтобы управлять конфликтами, нужно их предвидеть, а чтобы их предвидеть, необходимо знать причины, приводящие к конфликтным ситуациям. Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать в шесть основных групп.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Перед руководством всегда стоит задача, как распределить ресурсы таким образом, чтобы наиболее эффективно достигнуть целей организации в целом. А так как психологически любой руководитель стремится получить побольше ресурсов, то необходимость делить ресурсы ведет к различным видам конфликтов.
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии