Управление конфликтами и стрессами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение конфликта, как феномена организационных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы управления конфликтами: их виды, причины возникновения, способы предупреждения и разрешения, возможные последствия;
провести анализ методов управления конфликтами в торговой организации;
разработать предложения по совершенствованию методов управления конфликтами в анализируемой фирме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………………...3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ ………..………....4
1.1 Понятие, субъекты, классификация конфликтов ..………………………………....4
1.2 Причины возникновения конфликтов ..……………………………………………..8
1.3 Развитие стресса и последствия стрессов .….……………………………………....9
2. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОЙОТА МОТОР» ………………………………………………………….…..17
2.1 Общая характеристика ООО «Тойота Мотор» ………….…..……..……….....…17
2.2 Диагностика конфликтов и стрессов в ООО «Тойота Мотор», и особенности управления ими ………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………………….......21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….…………………….…….23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дедова Дарья.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине

Менеджмент


 

 

Тема:

Управление конфликтами и стрессами на предприятии

   
   
 

тема работы


 

Выполнил(а) студент(ка)

II

курса, группы

К-12

   
 

Дедова Дарья Сергеевна

 

фамилия имя отчество

Руководитель работы

Светлакова Р.Ф.

 

ученая степень, звание, фамилия и инициалы


 

Рецензия

 
   
   
   
   
 

актуальность, цели, достоинства и недостатки курсовой работы, оценка в баллах

   
   

Проверил

 
   
 

 

«____» ____________________ 2013 г.


 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………………...3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ ………..………....4

1.1 Понятие, субъекты, классификация  конфликтов ..………………………………....4

1.2 Причины возникновения конфликтов ..……………………………………………..8

1.3 Развитие стресса и последствия  стрессов .….……………………………………....9

2. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОЙОТА МОТОР» ………………………………………………………….…..17

2.1 Общая характеристика ООО  «Тойота Мотор» ………….…..……..……….....…17

2.2 Диагностика конфликтов и стрессов в ООО «Тойота Мотор», и особенности  управления ими ………………………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………………….......21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….…………………….…….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликт является всеобщим и необходимым элементом человеческой жизни. Он присущ всем сферам и уровням жизни: индивидуальной, групповой, общественной. Биологические, психологические, национальные, культурные, экономические и другие различия, присущие человеку и обществу, неизбежно порождают разнообразные и многочисленные конфликты.

В любой компании возникают производственные конфликты, и поэтому существует необходимость в их регулировании. Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.

Целью курсовой работы является изучение конфликта, как феномена организационных отношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть теоретические основы управления конфликтами: их виды, причины возникновения, способы предупреждения и разрешения, возможные последствия;
  • провести анализ методов управления конфликтами в торговой организации;
  • разработать предложения по совершенствованию методов управления конфликтами в анализируемой фирме.

Данная курсовая работа состоит из теоретической и практической глав. Для ее написания использованы издания таких авторов как: М.С. Вершинин М, А.В. Донцов, А.И. Наумов, Л.К. Сомова, а также зарубежных специалистов в области менеджмента Скотт Джини Грехен.

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ

 

1.1 Понятие, субъекты, классификация  конфликтов

 

Слова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально понимаемого как столкновение.

Как известно, основными формами взаимодействия людей в совместной деятельности являются кооперация, соревнование (конкуренция), приспособление и конфликт.

Кооперация - это сотрудничество в самом широком значении этого слова. Данная форма характеризуется общей целью и потребностями в принадлежности к группе. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности — взаимную симпатию.

Соревнование вызывает повышенную активность людей, что при определенных условиях ведет к росту производительности труда. В своем особом проявлении, в конкуренции, эта форма толкает людей к единоличному обладанию общей целью.

Приспособление как форма взаимодействия побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения.

Конфликт - это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах.

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами1.

Слово конфликт обычно воспринимается людьми с негативных позиций. Они ассоциируют это слово с враждой и болью, которые в действительности сопровождают всех конфликтующих. Однако в организациях конфликт — это не обязательно негативное явление. Нередко конфликты помогают участникам трудового процесса, когда они попадают и конфликтные ситуации, лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.

Отечественные издания об основах менеджмента описывают конфликт в качестве столкновения противоположно направленных взглядов, позиций, интересов, целей двух или более людей. Это понимание закрепилось и в публикациях по управлению персоналом. К примеру, в пособии по кадровой работе В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов».

Конфликт — одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми. Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15% его рабочего времени2. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители — в некоторых организациях до половины рабочего времени. Если время, растраченное на конфликт, принять за 100%, то:

  • по вине руководителя - 52%;
  • из-за психологической несовместимости - 33%;
  • по причине неправильной расстановке кадров - 15%.

Исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы: устойчивые к конфликтам, удерживающиеся от конфликта и конфликтные. Численность третьей группы составляет где-то около 6-7% от всей совокупности работающих. Это относительно многочисленная группа трудных людей, создающая различные эксцессы в системе управления.

Субъектами конфликта в организации являются:

  1. Администрация организации;
  2. Средний управленческий персонал;
  3. Низший управленческий персонал;
  4. Основные специалисты (в штате);
  5. Вспомогательные специалисты (вне штата — по контракту);
  6. Технический персонал;
  7. Структурные подразделения;
  8. Неформальные группы сотрудников.

Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать не только природу, но и типы конфликтов, причины их возникновения.

Существуют четыре основных типа (уровня) конфликтов:

1.     Внутриличностный,

2.     Межличностный,

3.     Между личностью и группой,

4.     Межгрупповой и внутриорганизационный

Эти уровни тесно связаны между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт3.

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, недостаток самостоятельности, неоправдавшиеся ожидания и т.п.

Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Примером внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает ощущать дискомфорт и пытается выйти из этого состояния через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме. Определенная степень рассматриваемой несостоятельности существует всегда. В противном случае наш внутренний мир был бы в постоянной гармонии с внешней средой.

Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения, расположений, ценностей или поведения. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Например, борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее руководство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы4.

Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях. Такое противостояние может носить профессионально-производственную (конструкторы - производственники - маркетологи), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную («лентяи» и «труженики») основу.

Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.

По значению для организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом5.

 

1.2 Причины возникновения конфликтов

 

Наибольшей похвалы достоин тот руководитель, который предупреждает конфликты или, по крайней мере, гасит их в зародыше. Значит, чтобы управлять конфликтами, нужно их предвидеть, а чтобы их предвидеть, необходимо знать причины, приводящие к конфликтным ситуациям. Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать в шесть основных групп.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Перед руководством всегда стоит задача, как распределить ресурсы таким образом, чтобы наиболее эффективно достигнуть целей организации в целом. А так как психологически любой руководитель стремится получить побольше ресурсов, то необходимость делить ресурсы ведет к различным видам конфликтов.

Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии