Управление конфликтами и стрессами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение конфликта, как феномена организационных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы управления конфликтами: их виды, причины возникновения, способы предупреждения и разрешения, возможные последствия;
провести анализ методов управления конфликтами в торговой организации;
разработать предложения по совершенствованию методов управления конфликтами в анализируемой фирме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………………...3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ ………..………....4
1.1 Понятие, субъекты, классификация конфликтов ..………………………………....4
1.2 Причины возникновения конфликтов ..……………………………………………..8
1.3 Развитие стресса и последствия стрессов .….……………………………………....9
2. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОЙОТА МОТОР» ………………………………………………………….…..17
2.1 Общая характеристика ООО «Тойота Мотор» ………….…..……..……….....…17
2.2 Диагностика конфликтов и стрессов в ООО «Тойота Мотор», и особенности управления ими ………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………………….......21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….…………………….…….23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дедова Дарья.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность возникновения конфликта обусловлена профессиональной неподготовленностью подчиненного. Ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате этого одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.

Различия в целях. Все подразделения в структуре организации наделены конкретными частными целями. При этом следует иметь в виду, что чем выше уровень специализации в подразделениях, тем больше вероятность возникновения конфликтов. Объясняется это обстоятельство тем, что специализированные подразделения, имея собственные цели, уделяют их достижению больше внимания, чем достижению целей организации в целом. Кроме того, конфликт возникает часто          в ситуациях, когда в процессе достижения цели подразделения сталкиваются интересы различных людей или социальных групп.

Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места тоже могут служить причиной конфликта.

Психологический феномен. Это постоянное чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).

Управление конфликтной ситуацией

В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности:

  • изучение причин возникновения конфликта;
  • ограничение числа участников конфликта;
  • анализ конфликта;
  • разрешение конфликта.

 

1.3 Развитие стресса и  последствия стрессов

 

Стресс (от англ. stress – напряжение) – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием). В любой даже с благоприятным психологическим климатом организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например, нехватка времени для выполнения всего объема работ.

 Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Отсюда необходимость различать допустимый уровень стресса и чрезмерный.

Стресс дорого обходится и сотруднику и организации: снижается эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс: микробы и вирусы, яды, температура, травма, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям - все эти факторы могут стать стрессорами. Но, кто предупрежден, тот вооружен.

Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

  1. Реакция тревоги – наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма.
  2. Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.

         Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

  1. Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени.

Стресс сопровождает любую деятельность. Очень важно научиться управлять стрессами и правильно строить взаимоотношения с людьми6.

 Основной причиной стресса  являются перемены, нововведения, частота  которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например, повышение статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддержанию которого мы стремимся.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

Симптомы стресса:

1. Проблемы со здоровьем;

2. Проблемы со сном;

3. Нервозность и напряжение;

4. Хроническое переживание;

5. Неспособность к отдыху;

6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение;

7. Чувство неспособности справиться с чем-либо;

 8. Эмоциональная неустойчивость;

9. Впечатлительность и легкая  ранимость.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организационные и личностные.

Организационные факторы:

  • Перегрузка работника – в этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.
  • Конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.
  • Неопределенность ролей – в этом случае работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.
  • Неинтересная работа – исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

 Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью.

Личностные факторы – потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, относятся многие события, которые происходят за пределами организации, т.е. в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п.

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации.

Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности:

1.       Разработайте  систему приоритетов в своей  работе. Оцените свою работу   следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе»        и  «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого уже не сможете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте особенно эффективные  и надежные отношения с вашим  начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с вашим  руководителем или кем-либо, кто  начинает выставлять противоречивые  требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы  с ними.

6. Обсудите чувство скуки или  отсутствие интереса к работе  со своим руководителем. Еще раз  учтите, не следует становиться  в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день время  для отключения и отдыха. Закройте  на пять минут дверь каждое  утро, поднимите и обоприте на  что-нибудь ноги,  полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. 

Методы работы со своим состоянием в стрессовой ситуации

1. По возможности смените обстановку. Например, если предыдущий этап  переговоров закончился «накалом» эмоций, то целесообразно проводить следующие переговоры в другом помещении либо хорошо продумать дизайн существующей «переговорной» комнаты. При необходимости обратитесь к специалистам.

2. В перерыве сполосните руки  холодной водой.

3. Следите за своим дыханием. Если хотите оставаться хладнокровным и эмоционально не зацепленным, то длительности вашего выдоха должна быть больше, чем длительность вдоха.

4. Обратите внимание на окружающие  вас предметы, назовите их мысленно на выдохе. Тогда будет легче донести до вашего визави содержание своих мыслей в максимально корректной форме. Некоторым людям с «горячим» темпераментом психологи рекомендуют досчитать до 100, прежде чем начать возражать оппоненту.

Возможно, в первое время будет нелегко выполнять перечисленные техники работы со своим состоянием в ситуациях «предстартовой лихорадки» и после стресса. Однако здесь главное — выработать навык.

Если вам сложно работать над своим стрессом в одиночку, то можно обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту — за индивидуальной консультацией, либо пройти обучение на семинаре по соответствующей теме.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, можно  предпринять следующее:

1. Оцените способности, потребности  и склонности ваших работников  и попытайтесь выбрать объем  и тип работы для них, соответствующие  этим факторам. Как только они  продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам  отказываться от выполнения какого- либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте  двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных (обратную связь).

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной  ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника  по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и  обсуждая с ними сложные вопросы.

Стресс не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ НА ПРИМЕРЕ  ООО  «ТОЙОТА МОТОР»

 

2.1 Общая характеристика  ООО  «Тойота Мотор»

 

Общество  с ограниченной ответственностью «Тойота Мотор» (далее ООО «Тойота Мотор»). В 1998 году компания открыла Московское представительство «Тойота Мотор Корпорэйшн», которое было создано, чтобы оценивать рыночную ситуацию и способствовать увеличению продаж через торговые компании и сеть дилеров в основных регионах России. В связи с динамичным развитием автомобильного рынка, было принято решение о создании национальной компании по маркетингу и продажам ООО "Тойота Мотор". Объявление об этом прозвучало в 2001 году в рамках московского Автосалона. С 1 апреля 2002 года ООО "Тойота Мотор" начало свое функционирование на территории России. Эта компания является стратегической базой компании Тойота, которая играет ключевую роль в развитии бизнеса по продаже автомобилей и запасных частей Toyota и Lexus в России.

Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии