Подбор и расстановка
персонала подразумевает соблюдение для
данных условий пропорций по квалификации,
социальной активности, возрасту и полу.
В инструкциях по расстановке кадров должны
быть зафиксированы также и социально-психологические
аспекты совместимости сотрудников.
Все более характерным
становится использование прогностических
методов определения должностной пригодности
претендента, построенных на основе гипотезе
о его будущей деятельности. Успешно используются
практические методы установления степени
соответствия кандидата рабочему месту
- отдельные поручения, временное замещение
должности, стажировка. Основная задача
подбора и расстановки персонала заключается
в решении проблемы оптимального размещения
персонала в зависимости от выполняемой
работы. При решении этой задачи следует
учитывать пригодность работника к выполнению
определенных видов работ, а для определения
такой пригодности необходимо, с одной
стороны, установить требования, предъявляемые
к конкретной работе, а с другой - принять
во внимание личные качества работников.
Таким образом, целью рациональной расстановки
кадров является распределение работников
по рабочим местам, при котором несоответствие
между личными качествами человека и предъявляемыми
требованиями к выполняемой им работе
является минимальным без чрезмерной
или недостаточной загруженности. Для
решения проблемы подбора и расстановки
работников в организации можно рекомендовать
профильный метод, который успешно используется
в странах с рыночной экономикой. Применение
профильного метода требует аналитического
отбора предъявляемых требований и личных
качеств работника, который позволяет
непосредственно сравнивать их друг с
другом.
Основу профильного метода является
каталог характеристик - требований,
предъявляемых к человеку в зависимости
от выполняемой им работы, а также с
учетом количественных характеристик
рабочих мест. Характеристики (показатели)
должны быть описаны и разделены на определенное
количество категорий. Каждый уровень
требований относится к какому-либо показателю
и должен быть также охарактеризован.
Каждому уровню требований соответствует
определенный уровень качеств работника.
Каталог характеристик предоставляет
возможность учесть требования, обусловленные
особенностями работы на конкретном рабочем
месте, а также качества работников и изобразить
их графически. Сравнение уровня требований,
обусловленных конкретной работой, и уровня
качеств работника, выполняющего эту работу,
позволяет сделать вывод о пригодности
того или иного человека к данной работе
или о необходимости привести их в соответствие
друг с другом. В результате анализа данных
отбираются основные показатели, влияющие
на подбор и расстановку кадров. В таблице
приведены показатели, влияющие на подбор
и расстановку кадров на примере управленческого
персонала.
Таблица 1.1- Каталог показателей,
влияющих на подбор и расстановку кадров
№
и/и |
Наименование категорий
показателей |
Наименование
(шифр)
показателей |
Оценка степени соответствия
работника требованиям рабочего
времени |
Показатели, по которым
работник не соответствует занимаемой
должности |
Показатели, по
которым
работник
соответствует
занимаемой
должности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Уровень квалификации |
1.1., 1.2., 1.3. |
1.1 |
2.3., 1.3. |
2 |
Деловые качества |
2.1., 2.2., 2.3., 2.4. |
2. 1,2.2. |
2.3., 2.4. |
3 |
Работоспособность |
З.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
3.1. |
3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
4 |
Качество выполняемой
работы |
4.1., 4.2., 4.3., 4.4. |
4.1. |
4.2., 4.3., 4.4. |
5 |
Стиль и методы работы |
5.1., 5.2., 5.3., 5.4., 5.5. |
5.1. |
5.2., 5.3., 5.4., 5.5. |
6 |
Аналитические способности |
6.1., 6.2., 6.3., 6.4. |
6.1., 6.2. |
6.3., 6.4. |
7 |
Участие в инновационной
деятельности |
7.1., 7.2., 7.3., 7.4. |
7.1. |
7.2., 7.3., 7.4. |
8 |
Дисциплинированность |
8.1., 8.2., 8.3. |
8.1. |
8.2., 8.3. |
9 |
Психологическая совместимость |
9.1., 9.2., 9.3. |
9.1. |
9.2., 9.3. |
При заполнении
таблицы необходимо использовать следующий
перечень показателей.
1. Показатели
уровня квалификации:
- квалификация работника не
соответствует требованиям должности,
работник не выполняет должным образом
своих должностных обязанностей;
- квалификация работника не
соответствует требованиям занимаемой
должности, но работник имеет достаточный
опыт работы и постоянно работает над
повышением уровня знаний;
- квалификация работника соответствует
требованиям занимаемой должности.
- Показатели
деловых качеств:
- работник
не выполняет многие должностные обязанности;
- работник не выполняет некоторые
(отдельные) должностные обязанности;
- работник полностью выполняет
предусмотренные должностной инструкцией
обязанности;
- работник полностью выполняет
предусмотренные должностной инструкцией
обязанности и постоянно выполняет работы,
входящие в круг должностных обязанностей
других работников в период их временного
отсутствия на работе (отпуск, болезнь,
по вакантной должности).
- Показатели
работоспособности:
3 1. работник недостаточно
трудолюбив;
- работник трудолюбив, но работает безынициативно;
- работник трудолюбив, но недостаточно
инициативен;
- работник достаточно трудолюбив и инициативен;
- работник в труде проявляет
самоотверженность, высокую инициативу.
- Показатели
качества выполняемой работы:
- исполняемые работником документы
нуждаются в серьезной доработке старшего
по должности, он систематически допускает
дефекты и ошибки, которые ведут к срыву
сроков выполнения работ, браку в работе;
- исполняемые работником документы
можно принять за основу, но они еще нуждаются
в доработке старшего по должности; допускает
незначительные дефекты и ошибки, обычно
не влекущие срыва сроков выполнения работ,
брака в работе;
- исполняемые работником документы
в основном соответствуют требованиям,
в дополнительной доработке старшего
по должности, как правило, не нуждаются,
он хорошо выполняет предусмотренные
должностной инструкцией обязанности;
- исполняемые работником документы соответствуют
требованиям, в дополнительной доработке
старшего по должности не нуждаются, он
четко выполняет предусмотренные должностной
инструкцией обязанности.
5. Показатели стиля и методов
работы:
- сотрудник не работает над
совершенствованием стиля и методов в
работе, неправильно воспринимает критику
в его адрес, не делает должных выводов
из критических замечаний, не работает
над устранением недостатков в работе
или допускает зажим объективной критики;
- сотрудник недостаточно работает
над совершенствованием стиля и методов
в работе, иногда не делает должных выводов
из критических замечаний в его адрес
или не устраняет свои недостатки в работе;
- работник самокритичен, делает
правильные выводы из критики и активно
работает над устранением недостатков,
удачно строит взаимоотношения в работе;
- работник самокритичен, делает
правильно выводы из критики и активно
работает над устранением недостатков
в работе, правильно строит взаимоотношения
в работе, непримирим к недостаткам, активно
и принципиально выступает с их критикой,
вносит конкретные предложения по их ликвидации;
5.5. работник делает
правильные выводы из критики
и активно работает над устранением
недостатков в работе, правильно
строит взаимоотношения в работе,
непримирим к недостаткам, активно и принципиально
выступает с их критикой, вносит конкретные
предложения по их ликвидации, с высокой
ответственностью относится к порученной
работе, систематически проявляет деловитость
и желание выполнить работу наилучшим
образом, умеет генерировать идеи и добиваться
их претворения в жизнь, создает наиболее
благоприятные условия для творческой
и высокопроизводительной работы.
- Показатели,
характеризующие аналитические способности:
- работник не проявляет способности
к анализу деятельности подразделения
(организации);
- работник анализирует деятельность
подразделения (организации) в пределах
функций, определенных должностными обязанностями,
но этот анализ не носит системного характера,
не позволяет на его основе разрабатывать
мероприятия по развитию производства
и управления;
- работник анализирует деятельность
подразделения (организации) в пределах
функций, определенных должностными обязанностями,
разрабатывает и вносит конкретные предложения
по улучшению деятельности организации;
- работник анализирует деятельность
подразделения (организации) не только
в пределах функций структурного подразделения,
но и организации в целом.
- Показатели
участия в инновационной деятельности:
- работник не принимает участия
в совершенствовании производства и управления
подразделением (организации);
- работник принимает участие
в совершенствовании производства и управления,
имеет творческий план и активно работает
над ним, вносит рационализаторские предложения
или представляет законченные разработкой
творческие темы, актуальные для организации;
- работник принимает участие
в совершенствовании производства и управления,
имеет творческий план и активно работает
над ним, вносит рационализаторские предложения
или представляет законченные разработкой
творческие темы, актуальные для организации,
принимает активное участие во внедрении
в производство рационализаторских предложений
или творческих разработок;
- работник принимает участие
в совершенствовании производства и управления,
имеет творческий план и активно работает
над ним, вносит рационализаторские предложения
или представляет законченные разработкой
творческие темы, актуальные для предприятия.
Принимает активное участие во внедрении
в производство внесенных рационализаторских
предложений или творческих разработок,
при этом внедрение рационализаторских
предложений, творческих разработок или
изобретений приносит прибыль организации.
- Показатели
дисциплинированности:
- работник систематически допускает
нарушение трудовой или технологической,
или исполнительской дисциплины;
- работник иногда допускает
нарушение трудовой или технологической,
или исполнительской дисциплины;
- работник
дисциплинирован.
- Показатели
психологической совместимости с коллективом:
- работник психологически с
коллективом несовместим, неправильно
строит взаимоотношения с сотрудниками
организации, в результате чего вносит
нервозность в рабочие отношения, отвлекает
свое и других работников рабочее время
на решение вопросов, которые в нормальной
деловой обстановке возникать не должны;
- работник психологически с
коллективом совместим, но допускает отдельные
случаи неправильных взаимоотношений
в работе, что обычно не ведет к отвлечению
его и других работников рабочего времени
для решения возникших в результате неправильных
взаимоотношений вопросов;
- психологически с коллективом
совместим, правильно строит взаимоотношения
в работе.
Данные таблицы могут
быть дополнены указанием на их значимость
при выполнении конкретной работы.
С этой целью при анализе целесообразно
дополнительно ввести так называемые
приоритетные цифры: [13; 301]
- приоритетная цифра 0 - показатель
не соответствует требованиям данного
рабочего места, занимаемой должности;
- приоритетная цифра 1 - выполнение
требования в указанном объеме является
минимально необходимым;
- приоритетная цифра 2 - выполнение
требования в указанном объеме является
желательным;
- приоритетная цифра 3 - выполнение
требования в указанном объеме является
обязательным;
- приоритетная цифра 4 - выполнение
требования в указанном объеме является
настоятельно необходимым.