Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:48, курсовая работа
Деятельность по управлению персоналом – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. В настоящее время можно наблюдать всё большую ориентацию управления на социальную сторону, на интересы работника. Задачи и приоритеты в управлении кадрами предприятия требуют увязки принимаемых решений не только с интересами производства, но и с интересами его социальной составляющей – коллектива предприятия.
Введение ……………………………………………………………….…
3
1 Теоретическая часть……………………………………………….
5
1.1 Внешние факторы, оказывающие влияние на кадровую политику организации……………………………………………………………….
5
1.2 Процедура оценки управленческого персонала с помощью метода профессиональной диагностики………………………………….……..
7
1.3 Виды и методы моделирования карьеры…………………….….…
10
1.4 Характеристики основных теорий мотивации……………………
13
2 Практическая часть………………………………………………….
26
2.1 Кроссворд по теме «Развитие персонала»………………………….
26
Заключение…………………………………………………….……….…
30
Список использованных источников …………………………………. 31
"Х" |
"Y" | |
• В мотивах преобладают биологические потребности; • Человек не любит работать, поэтому труд необходимо нормировать, а людей принуждать к работе; • Человек предпочитает работать, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; • Качество работы низкое, поэтому нужен постоянный строгий контроль. |
• В мотивах преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; • Для человека работа может быть источником удовольствия, а может быть наказанием в зависимости от условий; • Обычно человек готов брать на себя ответственность; • Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт в трудовой деятельности; • Внешние контакты и угроза наказания не являются главными стимулами; • Наиболее важное вознаграждение связано с удовлетворением потребностей в самовыражении. | |
Главный стимул: • принуждение. Вспомогательный стимул: • материальное поощрение |
Главные стимулы: • самоутверждение; • моральное и материальное поощрение. Вспомогательный стимулы: • принуждение. |
Согласно теории "Х" и "Y" при мотивации сотрудников необходимо учитывать состояние уровня их сознания. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния "Х" к состоянию "Y".
Теория "Y" получила развитие в трудах В. Зигерта и Л. Ланга, которые отмечали важность информированности, свободы действий и значимости рабочего места сотрудника для мотивации его трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие теория "X" и "Y" получила в трудах В. Оучи, который обосновал важность коллектива при мотивации. Основными положениями теории мотивации "Z" В. Оучи являются положения о сочетании социальных и биологических потребностей в мотивах работников и их предпочтении работать в группе и применять групповой метод принятия решения. Таким образом, хороший работник предпочитает работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Работники, описываемые теориями "X", "Y" и "Z", образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду.
Вывод: Применение первоначальных теорий мотивации на практике позволяет обеспечить качественное выполнение сотрудником должностных обязанностей, но не способствует формированию внутреннего побуждения человека к эффективному труду.
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать определенным образом. Наиболее известными являются теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга. Каждый из авторов предлагает свою классификацию потребностей, оказывающих наибольшее влияние на трудовую деятельность человека. Согласно содержательным теориям, управление мотивацией трудовой деятельности заключается в выявлении доминирующей потребности человека и разработке мер по ее удовлетворению (см. рис.2).
Рис.2 Управление мотивацией трудовой деятельности
Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Согласно этой теории человеческое поведение определяется потребностями, которые можно разделить на пять групп и расположить в виде строго иерархической структуры (см. рис. 3).
Рис.3 Мотивационная модель А. Маслоу
По определению А. Маслоу, человек - "вечно хотящее существо": когда удовлетворяется более низкая потребность, доминирующей становится более высокая.
Следовательно, по силе воздействия
на поведение работника
Однако, как показывает практика, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди, как правило, начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности.
Теория К. Альдерфера.
Клейтон Альдерфер объединил потребности человека в три группы:
. Потребности существования;
. Потребности связи;
. Потребности роста.
Группы потребностей данной теории соотносятся с группами потребностей теории А. Маслоу. Потребности существования включают в себя потребности безопасности и физиологические потребности; группа потребностей связи - принадлежности и причастности; потребности роста - потребности самовыражения.
Однако, в отличие от теории А. Маслоу, К. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность (см. рис. 4).
Рис.4 Схема восхождения и обратного хода вниз иерархии потребностей К. Альдерфера
Пример 2.
Если у организации нет достаточных средств и возможностей для удовлетворения потребностей человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребности связи. В этом случае организация сможет предоставить ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым потенциал мотивирования данного человека.
Теория потребностей Д. МакКлелландa.
Д. МакКлелланд выделяет три потребности, оказывающие наибольшее влияние на эффективность труда работника: власти, успеха, причастности (см. табл. 2).
Потребности соучастия, достижения и властвования в концепции Д. МакКлелланда не исключают друг друга: проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния.
Пример 3.
Если человек находится
на руководящей позиции и имеет
высокую потребность
Таблица 2
Теория потребностей Д. МакКлелланда
Потребности |
Краткая характеристика |
Управление мотивацией | |
1 |
Соучастия |
Стремление к дружеским отношениям, активному взаимодействию с коллегами и клиентами. |
Предоставление работы
с широкими коммуникационными |
2 |
Достижения |
Стремление к |
Делегирование полномочий,
самостоятельный участок |
3 |
Властвования |
Стремление к воздействию на других людей, контролю ресурсов и процессов. |
Включение в резерв кадров, планирование карьеры, обучение. |
Теория мотивации Ф. Герцберга.
В литературе теорию мотивации
Ф. Герцберга часто называют теорией
мотивационной гигиены или
Ф. Герцберг выделил две
группы побудительных мотивов
Таблица 3
Модель Ф. Герцберга
Гигиенические факторы |
Мотивирующие факторы (мотиваторы) |
• Зарплата; • Социальные блага; • Условия работы; • Статус; • Климат на предприятии; • Рабочая атмосфера, обстановка; • Отношение к начальству и к коллегам. |
• Интересная работа: увлекательная
постановка вопросов, многосторонность,
возможность повысить свои знания;
• Самостоятельность и |
Гигиенические мотивы - это мотивы, создающие настрой на труд, они могут быть как мотиваторами, так и демотиваторами трудовой деятельности.
Пример 4.
Низкий уровень заработной платы является, как правило, демотиватором трудовой деятельности, а заработная плата в соответствии с конкретными результатами работы человека - мотиватором.
Цель менеджера заключается в создании таких условий, чтобы гигиенические факторы стали мотиваторами трудовой деятельности. К мотивирующим факторам Ф. Герцберг относит то, что всегда способствует повышению эффективности труда работников.
Следовательно, если устранить факторы недовольства работников трудовым окружением, то можно формировать мотивы его трудовой деятельности, используя факторы удовлетворенности трудом.
В таблице 4 приведены основные принципы обогащения содержания работы для мотивации трудовой деятельности.
Вывод: Применение содержательных теорий мотивации на практике заключается в выявлении доминирующей потребности сотрудника и разработке стимулирующих мероприятий для ее удовлетворения с целью повышения эффективности трудовой деятельности.
Таблица 4
Принципы обогащения содержания работы по Ф. Герцбергу
Принцип |
Задействованные факторы мотивации |
1. Отмените некоторые виды контроля, сохранив ответственность. |
Ответственность и чувство достижения. |
2. Повысьте ответственность работников за результаты их работы. |
Ответственность и признание. |
3. Выделите работнику целостный блок работы (деталь, отдел и др.). |
Ответственность, чувство достижения и признания. |
4. Предоставьте работнику дополнительные полномочия. |
Ответственность, чувство достижения и признания. |
5. Периодически советуйтесь с самим работником, а не с его непосредственным начальником. |
Внутреннее признание, самоуважение. |
6. Предлагайте работнику
новые, все более трудные |
Профессиональный рост и обучение. |
7. Поручайте работникам
задания, требующие особых знан |
Ответственность, профессиональный рост и обучение. |
Группы потребностей, предложенные разными авторами содержательных теорий, наглядно между собой соотносятся (см. рис. 5).
Рис.5 Группы потребностей содержательных теорий
Процессуальные теории мотивации основаны на предположении, что поведение личности является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Можно выделить три основные процессуальные теории:
. Теория ожидания;
. Теория справедливости;
. Теория подкрепления.
Теория ожидания В. Врума.
Основана на положении, что чем больше оправдываются ожидания сотрудника, тем более эффективным будет его труд. В. Врум выделяет 3 основные ожидания сотрудника в процессе труда: чтобы его трудовые усилия приносили конкретные результаты, согласно которым он будет получать вознаграждение, которое будет ожидаемым (см. рис. 6).
Рис.6 Модель мотивации В. Врума
(3 - затраты труда; Р - ожидаемые результаты; В - вознаграждение)
Валентность - предполагаемая степень относительного удовлетворения (неудовлетворения), возникающая при получении вознаграждения. Если прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то мотивация будет ослабевать.
Пример 5.
На практике для эффективной мотивации менеджер должен четко сформулировать цели работы сотрудника и ожидаемые результаты, которые он должен получить в процессе труда; установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением; сформулировать, на какие виды вознаграждения может рассчитывать сотрудник.
Теория справедливости С. Адамса.
Согласно теории справедливости, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если сравнение показывает, что коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у сотрудника возникает психологическое напряжение, для восстановления справедливости необходимо либо изменить уровень затрачиваемых усилий, либо изменить вознаграждение.
Специалисты отмечают, что обычно, когда люди считают, что им не доплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Если же считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность.
Теория усиления мотивации Б. Скиннера.