Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:23, реферат
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.
Возрастающее значение профессионального обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний. Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. В крупных многонациональных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в ранге директора или вице-президента, что подчеркивает их большое значение для организации.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть…………………………………………………….………4
· Профессиональное обучение и развитие персонала……………………….4
· Содержание обучающих программ…………………………………………4
· Оценка потребности в обучении…………………………………………….5
· Постановка целей обучения………………………………………………….5
· Виды обучения………………………………………………………………..6
· Льготы для работников, участвующих в программе
обучения и развития……………………………………………………………9
· Разработка и реализация системы обучения персонала…………………..11
Практическая часть…………………………………………………………….11
· Анализ достоинств и недостатков различных методов обучения………..11
· Варианты оценки потребностей в обучающих программах………………15
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………..17
· Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.
Льготы для работников, участвующих в программе обучения и развития.
Работникам, допущенным к вступительным экзаменам в учреждения высшего профессионального образования предоставляется отпуск на 15 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются также: слушателям подготовительных отделений при образовательных учреждениях высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней; студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов - 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов - 1 месяц; работникам, обучающимся без отрыва от работы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы. Ежегодные оплачиваемые отпуска указанным работникам по их желанию предоставляются в любое время года. Допускается возможность присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам. Работники считаются успешно обучающимися и имеющими право на оплачиваемые льготы, если у них нет задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу лабораторно-экзаменационной сессии они сдали все зачеты, выполнили все работы по дисциплинам учебного плана (контрольные работы, курсовые проекты и т.д.) по предметам, вынесенным на сессию. Студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающиеся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов имеют право при 6-дневной рабочей неделе на 1 свободный от работы день в неделю для подготовки к занятиям с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже минимальной. При 5-дневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при сохранении количества свободных от работы часов. Работодатель вправе предоставлять в течение указанных 10 учебных месяцев дополнительно, по желанию студентов и учащихся, еще 1-2 свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы. При этом в 10-месячном периоде учитываются только учебные месяцы, а каникулярные месяцы (июль-август) из подсчета исключаются. Конкретный свободный от работы день определяется по согласованию работника с работодателем с учетом интересов производства и режима занятий в соответствующем образовательном учреждении. Студентам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков, для сдачи зачетов и экзаменов на I и II курсах соответственно по 40 календарных дней, на последующих курсах - соответственно по 50 календарных дней; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов 1 месяц. Лицам, обучающимся по заочной форме в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта. Правом на оплату проезда к месту нахождения образовательного учреждения пользуются студенты (в размере 100% стоимости проезда) и учащиеся (в размере 50% стоимости проезда), проживающие вне места расположения соответствующего образовательного учреждения. Оплата проезда к месту нахождения образовательного учреждения и обратно производится применительно к порядку, установленному законодательством о служебных командировках. При наличии у обучающегося в данном календарном году права на два различных отпуска, например, отпуска для сдачи курсовых экзаменов за последний курс и отпуска для сдачи государственных экзаменов, проезд в указанном выше порядке оплачивается дважды. Время, необходимое на проезд от места жительства до места нахождения заочного образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования для участия в сессии и обратно, не включается в общую продолжительность учебного отпуска и не оплачивается. Для работников, совмещающих учебу в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом), могут предусматриваться в дополнение к установленным и другие льготы. При обучении студента, совмещающего работу с учебой одновременно в двух образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предусмотренные в законодательстве льготы могут предоставляться только в связи с обучением в одном образовательном учреждении.
Разработка и реализация системы обучения персонала.
Разработка и реализация системы обучения персонала состоит из следующих шагов
Определить: потребности
персонала в обучении, уровень
профессионального и
Разработать: систему обучающих мероприятий, включающих контроль за усвоением знаний и формированием навыков, систему поддержки результатов обучения. Включить систему обучения в систему стимулирования/мотивирования персонала. Организовать обучающие мероприятия (лекции, семинары, тренинги, рабочие группы и т.д.), адаптированные к потребностям и особенностям вашей компании.
Получить "обратную связь" по результатам обучения.
Практическая часть
Анализ достоинств
и недостатков различных
1. Лекция.
Преимущества лекционной подачи материала:
· лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить последовательность и полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;
· возможность охвата большой аудитории;
· относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).
Недостатки лекционной подачи материала:
· низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.
· невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей;
· высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания и активности («включенности») слушателей на всем протяжении лекции.
· проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия учащегося на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный материал в полном объеме.
2. Семинар
Преимущества семинарских занятий:
· семинарские занятия
позволяют контролировать степень
понимания слушателями
· семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно рекомендованной литературы;
· семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.
Недостатки семинаров:
· семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;
· ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.
3. Видеообучение.
Преимущества видеообучения:
· связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах;
· наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;
· возможность самообучения и повторения. Любой сотрудник в удобное для него время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям;
· возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально как для новых сотрудников, которым необходима адаптация к должности и повышения предыдущего уровня развития деловых навыков, так и для давно работающих сотрудников, чтобы освежить их знания, познакомить с новациями;
· удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства людей;
· видео — самая экономная форма обучения. Организация может купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.
Недостатки видеообучения:
· любой просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать. (Поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы);
· кино- и видеофильмы
не позволяют учитывать
· при отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации. Для многих людей очень трудно бывает организовать себя, выделить время на учебу, заняться повышением своей квалификации или переобучением);
· при просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя. Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к усвоению учебного материала.
4. Дистанционное обучение.
Преимущества дистанционного обучения
· в учебный процесс можно вовлечь большое число сотрудников;
· обучение осуществляется на рабочем месте;
· сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей;
· возможность выбора удобного времени для обучения;
· знания, приобретенные в процессе обучения можно тут же применить на практике.
5. Кейс-обучение.
Преимущества метода:
· каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников;
· актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников;
· высокая мотивация и высокая степень активности участников.
Недостатки метода:
· плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени;
· можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом;
· высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата.
6. Деловая игра.
Преимущества деловых игр:
· позволяют всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение.
· позволяют обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, действовать эффективно;
· позволяют оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы;
Деловая игра предполагает
наличие определенного
Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, и подведение итогов.
Особенно интересен и содержателен разбор игр, когда при ее проведении используется видеозапись.
7.Групповая форма обучения.
Преимущества работы в группах:
· развитие самостоятельности сотрудников;
· формирование у сотрудников навыка принятия решения;
· повышение мотивации сотрудников за счет того, что они осознают степень своего влияния на ситуацию внутри организации. Обучение в рабочих группах
8. Ротация.
Преимущества метода ротация:
· оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника;
· помогает преодолевать
стресс, вызываемый однообразными
· расширяет социальные контакты на рабочем месте.
Варианты оценки потребностей в обучающих программах.
Анализ потребностей в обучении может быть проведен как в целом для всей организации, так и для отдельных групп сотрудников.
Методика выявления потребностей в обучении строится на следующих основных принципах: обучение необходимо только в том случае, если преследует конкретную цель. Цель обучения может быть определена только при условии, что выявлены и проанализированы потребности в обучении персонала. Выявленные потребности должны быть обобщены с целью выделения приоритетных областей для обучения и форм обучения.
Оценка потребности в обучении проводится для того чтобы:
1. Определить уровень
знаний, навыков, компетенций,
2. Оценить существующий
уровень компетенций
3. Определить области развития персонала компании;
4. Сформировать программу обучения персонала в соответствии с целями развития организации и выявленными областями развития.
Методы выявления потребностей в обучении:
· интервью или индивидуальные консультационные сессии с клиентом (обычно собственником или директором предприятия);
· структурированное интервью с ключевыми руководителями;
· проведение анкетирования
или собеседования с
· проведение тестирования с целью определения уровня мотивации к развитию и самосовершенствованию у сотрудников, которые примут участие в обучении;
· анализ структуры компании;
· анализ должностных инструкций сотрудников, которые примут участие в обучении.
После оценки и сведения информации о потребностях в обучении, делается сводный отчет и составляется программа необходимых обучающих курсов, соответствующих методов обучения, способных обеспечить качественное обучение сотрудников по выявленным целям, и включающих контроль за усвоением полученных знаний.
Заключение.
Эффективное управление персоналом выдвинулось в число практических задач, факторов экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.
В современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией.
Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей, и управляют им соответствующим образом.
Цикл профессионального
обучения начинается с определения
потребностей, которое состоит в
выявлении несоответствия между
требованиями организации к профессиональным
знаниям и навыкам своих сотруд
Разработка и реализация программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями, в каждой конкретной ситуации выбор определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта. Выбор конкретных методов обучения определяется стоящими перед программой целями, характеристиками обучающихся и находящимися в распоряжении организации ресурсами.