Управление подготовкой операционной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование управления подготовкой операционной деятельностью предприятия.
Задачи исследования:
-рассмотреть особенности управления подготовкой операционной деятельностью предприятия;
-разработать стратегию операционной деятельности предприятия на примере ОАО”Радиоэлектрон”.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление операц деят МИР 2010 год.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Принятие решения о необходимости усилить реализуемую на практике стратегию или сменить направление развития организации должно основываться на результатах диагностики внешней среды, внутреннего потенциала и стадии жизненного цикла организации (ЖЦО).

Определение состава и последовательности использования необходимых аналитических методов для реализации поставленной задачи зависит от квалификации исследователей, наличия необходимой информации, сроков проведения анализа и других параметров.

ОАО “Радиоэлектрон”- лидер одной из областей отечественной радиоэлектронной промышленности.

Значительная часть продукции организации поставляется на экспорт. Указанный субъект хозяйствования ведет работы по всем стадиям жизненного цикла продукции, включая проведение НИОКР, производство, ремонт, оснащение объектов у заказчиков и их обслуживание, имеет лицензии для выполнения без ограничений работ по направлениям деятельности, его система качества сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003. За новаторские идеи специалисты предприятия многократно награждались золотыми и серебряными медалями на международных европейских форумах.

Для определения типа стратегии, которой придерживается предприятие, достаточно провести интервью с руководящим составом и использовать метод изучения документации. На основании беседы с некоторыми ключевыми специалистами и анализа имеющейся программы развития научно-производственной деятельности можно констатировать, что данный хозяйствующий субъект в настоящее время осуществляет стратегию роста.

Природа изменений в организации связана не только с количественными показателями, которые оцениваются методом динамического сравнения, но и с качественными изменениями в субъекте и объекте управления.

На основе данных, представленных в табл. 1, можно сделать вывод о том, что в течение последних семи лет предприятие работает неровно. В 2006 и 2008 гг. наблюдался значительный спад общего объема работ, однако в последующие годы удавалось его существенно повысить. За последние два года этот показатель растет.

Таблица 1

 

Темп роста общего объема выполненных работ

 

Показатель

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общий объем работ, %

100

139,1

81,8

106

44,5

250,4

128,6

 

Стадия жизненного цикла вышеуказанного предприятия определяется методом контрольных вопросов в соответствии с профилем субъекта хозяйствования, представленным в таблице 2.

Таблица 2

 

Характеристики стадий жизненного цикла организации

 

Фактор

Стадия

Младенчества

Роста

Зрелости

Старения

1. Конкурентная   
среда

Благоприятная
стабильная

Благоприятная    
динамичная

Умеренно    
благоприятная
 

Отторга

ющая

2. Цель

Проникновение
на рынок    
и попытка   
удержаться  
на нем

Увеличение объемов
реализации       
продукции,       
стремление занять
лидирующие позиции
в бизнесе

Сохранение  
достигнутых 
ранее позиций

Свертывание   
бизнеса       
с наимень

шими 
потерями

3. Конкурентная   
позиция (доля     
рынка)

"Новичок"   
(менее 10%) 
 

"Претендент на   
лидерство"       
(от 10% и выше)

Стабильная  
(от 10 %    
и выше)

Слабая (любая)

4. Динамика продаж

Положительная

Положительная

Стабильная

Отрицательная

5. Структура

Отсутствует

Нечеткая,        
формируются      
децентрализованные
производственные 
единицы

Зрелая

Формализованная
 

6. Административные
процедуры

Отсутствие

Зарождающиеся

Отточенные

Усложнен

ные

7. Стиль          
руководства

Авторитарный
 

Демократии

ческий

Либеральный

Попустительский

8. Отношение      
к инновациям

Активное

Положительное

Спокойное   
 

Отторгаю

щее

9. Кто вводит     
инновации

Хозяин-     
менеджер

Группа           
сотрудников-     
инноваторов      
и менеджеры

Служба НИОКР
 

Не вводятся

10. Степень       
готовности к риску

Высокая

Высокая

Средняя

Низкая

11. Наличие       
персонала

Минимально  
необходимый

Недостаточ

ность  
 

Баланс

Избыточ

ность

12. Мобильность   
персонала

Мобильный

Мобильный

Гибкий

Закостене

лый  
безразлич

ный  
 

13. Компетентность
персонала

Недостаточная

Наличие

Высокая

Отток         
талантливых   
сотрудников

14. Мотивация     
персонала

Энтузиазм

Ориентированность
на командную     
работу

Высокая

Низкая, потеря
интереса      
к работе

15. Проявления    
культуры

Публичные   
заявления   
и обещания

Совместное       
проведение досуга,
появление внешней
атрибутики

Общие       
мероприятия,
корпоративный
кодекс

Утрачен дух   
творчества

16. Конфликтность

Эпизодическая

Минимальная

Эффективный 
инструмент  
управления  
 

Высокая

17. Результат

Рост объемов
производства

Рост объемов     
производства     
и продаж, рост   
производительности
труда

Стабилизация
объемов     
производства,
повышение   
качества    
работ

Снижение      
объемов       
производ

ства  
и продаж,     
неэффективность
деятель

ности

18. Прибыль

Практически 
отсутствует

Растет

Стабильна

Падает

19. Контроль

Отсутствие

Жесткий

Гибкий

Бессмысленный

20. Коммуникации

Достаточные

Наращиваемые

Отлаженные  
 

Избыточные

21. Продукция

Один товар  
или услуга

Линии производства
товара или услуги

Множество   
линий       
производства
товара      
или услуги  
 

Основной товар
или услуга

Количество позиций
профиля

1

5

9

6

 

 

Использованный метод показывает, что в данный момент на предприятии преобладают позиции стадии зрелости. Реальную угрозу для выполнения принятой стратегии развития представляет наличие позиций стадии старения.

Объяснить это можно, с одной стороны, особенностями данного субъекта хозяйствования как производителя научно-технической продукции, значимой для сохранения конкурентоспособности отрасли, а с другой - использованием стиля руководства, сглаживающего проблемы с имеющимся персоналом. Однако наличие значительного числа позиций, характерных для стадии роста, оставляет предприятию шанс на возврат к росту при успешном использовании внутреннего потенциала и возможностей, предоставляемых внешним окружением.

Цель диагностики внешней среды - получение ответа на вопрос: в какой мере внешняя среда благоприятна для развития организации?

В этом случае могут использоваться различные методы диагностики.

Результаты применения PEST-анализа дают возможность оценить политико-правовые (Political), экономические (Economic), социокультурные (Social) и технологические (Technological) факторы. Для выявления относительной важности отдельных факторов внешнего окружения возможно использование экспертной оценки или метода Дельфи.

Выделение основных факторов, влияющих на деятельность предприятия, проведенное с помощью PEST-анализа, представлено в табл. 3.

Таблица 3

PEST-анализ факторов внешней среды

 

Политические факторы

Экономические факторы

Угрозы

Возможности

Угрозы

Возможности

Будущие         
изменения в     
законодате

льстве

0,4

Определенность и  
последовательность
во внешней        
и внутренней      
политике России.  
(Смотри прогноз   
развития России   
на 2000 - 2010 гг.)

0,5

Уровень инфляции

0,3

Благоприятная  
экономическая  
ситуация

0,25

Ужесточение     
госконтроля     
за деятельностью
бизнес-субъектов
и штрафные      
санкции

0,3

Государственное   
регулирование     
в отрасли

0,5

Основные внешние
издержки        
(энергоносители,
транспорт, сырье
и комплекту

ющие,
коммуникации)

0,4

Холдинги как   
распростране

нная
форма бизнеса

0,1

Группы          
лоббирования/   
давления рынка

0,3

 

 

Общие проблемы  
налогообложения

0,3

Укрепление курса
рубля

0,25

 

 

 

 

 

 

Потребности    
конечного      
пользователя

0,4

Социокультурные факторы

Технологические факторы

Угрозы

Возможности

Угрозы

Возможности

Демографические 
изменения

0,3

Наличие УНПК

0,2

Прекращение     
централизованного
финансирования  
исследований

0,7

Доступ         
к технологиям, 
лицензирование,
патенты

0,3

Нехватка молодых
кадров

0,4

Наличие глубоких  
традиций          
на предприятии

0,1

Законодательство
по технологиям

0,3

Значимые       
тенденции      
в области НИОКР

0,3

Негативные      
изменения       
законодательства,
затрагивающие   
социальные      
факторы

0,3

Ориентация        
на качество

0,35

 

 

Производственная
емкость, уровень

0,4

 

 

Бренд, репутация  
компании, имидж   
используемой      
технологии

0,35

 

 

 

 

 

Вследствие макроэкономической стабилизации для отечественной промышленности сложились в целом благоприятные предпосылки развития, позволяющие привлекать инвестиции (в условиях стабилизации законодательного поля) и реализовывать их под растущий рынок сбыта.

Предприятиям в подобные периоды необходимо использовать позитивную конъюнктуру рынка для индивидуальных прорывов.

 

2.2.Совершенствование управлением стратегии предприятия

 

Метод SWOT-анализа направлен на выявление, с одной стороны, возможностей, а с другой - угроз для развития организации со стороны внешней среды.

Одновременно метод позволяет оценить слабые и сильные стороны внутреннего потенциала субъекта хозяйствования.

Результаты проведенного на предприятии SWOT-анализа представлены в табл. 4.

В последние годы происходит стабилизация положения предприятия, связанная с увеличением спроса на его продукцию.

Однако наблюдается недостаточная динамика в сфере диверсификации структуры бизнеса и расширения ассортимента наукоемкой и технически сложной продукции, угрожающая конкурентоспособности субъекта хозяйствования в стратегической перспективе.

Окончательные ответы на вопросы благоприятна ли внешняя среда для развития организации и имеет ли последняя необходимый для реализации заявленной стратегии потенциал, могут быть получены при использовании метода комиссий и конференций с участием высшего руководства организации.

 

 

Таблица 4

 

SWOT-анализ

 

Сильные стороны

Слабые стороны

- длительные традиции работы        
в отрасли;                          
- обладание уникальными технологиями;
- высокая техническая оснащенность; 
- запас производственных мощностей; 
- высококачественная продукция      
на уровне мировых стандартов;       
- квалифицированный персонал;       
- наличие патентов и авторских      
свидетельств на изобретения,        
реализованные в разработках         
предприятия;                        
- ежегодное участие в десятках      
крупнейших международных выставок-  
салонов

- узкий ассортимент продукции;    
- недостаток оборотных средств;   
- преобладание сотрудников        
предпенсионного и пенсионного     
возраста;                         
- слабая мотивация персонала;     
- недостаточно эффективная        
деятельность по реализации        
стратегии;                        
- недостаточная производственная  
кооперация (в основном с партнерами
из России или стран СНГ)

Угрозы

Возможности

- жесткая международная конкуренция;
- дефицит на рынке труда молодых    
специалистов необходимого профиля

- закрепление позиций             
на отечественном рынке;           
- снижение налогов и пошлин;      
- укрепление отечественной валюты;
- увеличение спроса на продукцию  
гражданского и специализированного
назначения

 

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что для рассматриваемого предприятия внешняя среда является умеренно благоприятной.

Хозяйствующий субъект, имеющий необходимый внутренний потенциал для реализации выбранной стратегии, должен осуществить ее за счет своего внутреннего и внешнего развития.

Организации следует:

1)определить ориентиром стратегического развития (комбинация "возможности - сильные стороны") увеличение доли продукции на отечественном рынке радиоэлектронной продукции;

2)закрепить потенциальные стратегические преимущества ("угрозы - сильные стороны") за счет:

-максимально эффективной реализации имеющихся возможностей в научно-производственной сфере деятельности;

-использования инновационного потенциала предприятия;

-создания благоприятных условий, способных привлечь высококвалифицированных рабочих, исследователей, управленцев.

3)ослабить ограничения стратегического развития ("угрозы - слабые стороны") путем:

-расширения ассортимента производимой продукции;

- усиления маркетинговой деятельности;

-усовершенствования системы распределения полномочий;

-укрепления творческих взаимосвязей с высшими учебными заведениями;

- повышения заинтересованности персонала;

4)уточнить направления стратегического развития (комбинации "возможности - слабые стороны"):

-налаживание производственной кооперации с иностранными партнерами;

- повышение инвестиционной привлекательности, в том числе за счет проведения акционирования субъекта хозяйствования и распространения холдинговой схемы ведения бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Эффективность и  рациональность  операционного  менеджмента  целиком  и полностью  зависят  от  правильности  выбора  операционной  стратегии.  Если операционная функция не имеет  четких,  согласованных  и  достижимых  целей, можно не сомневаться, что вскоре она перестает оправдывать ожидания.

Информация о работе Управление подготовкой операционной деятельностью предприятия