Управление предприятием малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.

Содержание

Содержание
Введение
1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 6
1.1 Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 6
1.2. Виды малых предприятий 11
1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 12
1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 15
1.5.Перспективы развития малого предпринимательства за рубежом 18
2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 22
2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной
экономике России 22
2.2.Правовая основа осуществления деятельности 25
2.3.Виды малых предприятий в России 29
2.4.Методы управления малым предприятием 36
2.5. Эффективность функционирования малого предприятия 42
2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 46
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Управление предприятием малого бизнеса.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)
 

РЕФЕРАТ

Ноговицын В.С. Управление предприятием малого бизнеса.

-Челябинск:  ЮУрГУ, Ком-345, 2008.

                                                                         -50 с., 2 табл., библиографический

                                             список – 17 наим.   

               

Объектом  исследования моей работы является малый  бизнес в рыночной экономике России и за рубежом. Цель работы выявление  преимуществ малых предприятий  перед крупными и их роль  в рыночной экономике.

В работе рассмотрены виды малых предприятий  и правовая основа их деятельности. В ней приведены методы управления малых предприятий в России и  за рубежом. Более подробно за рубежом  рассмотрены методы управления малых  предприятий в Японии, которые  существенно отличаются от российских. В работе также освещена эффективность функционирования малого предприятия в России и за рубежом. Приведены сравнительные данные по численности малых предприятий в РФ и за рубежных странах. Рассмотрены также перспективы развития малого предпринимательства и поддержка, которая оказывает государство малым предприятиям у нас и за границей. 
 
 

                 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

1. Мировой  опыт управления предприятиями  малого бизнеса                                 6

1.1 Понятие,  преимущества и роль малого  бизнеса за рубежом                              6                               

1.2. Виды  малых предприятий                                                                                     11

1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии                           12

1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом              15                           

1.5.Перспективы развития малого предпринимательства за рубежом                     18                               

2. Российский  опыт управления предприятиями  малого бизнеса                            22

2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной

экономике России                                                                                                          22

2.2.Правовая основа осуществления деятельности                                                   25

2.3.Виды  малых предприятий в России                                                                      29

2.4.Методы управления  малым предприятием                                36

2.5. Эффективность функционирования малого предприятия                             42

2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России                          46

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В настоящее  время особенно актуальной темой  является проблема внедрения на рынок  малых предприятий в свете  последних изменений в экономике  нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время  в России созрел достаточно серьезный  вопрос: кто займет место ныне распадающихся  крупных предприятий, относящихся  как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися  за счет крупных вложений в изуродованные  распавшимися связями государственные  предприятия. Но на самом деле все  гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен  нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной  жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут  найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные  предприятия в нашей стране, к  сожалению, пока не умеют работать в  среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных предприятий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто  сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства.

    Целью работы является исследование экономической  эффективности работы малых предприятий  и ее повышение. Увеличение удельного  веса малых предприятий в экономике  России приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях не всегда нестабильного курса национальной валюты и непредсказуемого поведения доллара. Задачей работы является изучение специализированной литературы относящейся к предприятиям малого бизнеса. 

    Одним из самых главных преимуществ  является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно  ведет к появлению конкуренции  на отечественном рынке, чего так  не хватало экономике России на последних  этапах развития, что привело к  создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и  экономической, в руках небольшой  группы людей, которые обладали огромными  капиталами.

    Но  чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при  образовании нового течения в  экономике России, сначала следует  поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и  понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства  в нашей стране.

    Задачами  работы являются:

    - изучение  деятельности малых предприятий  в России и за рубежом; 

    - ознакомление  методов управления малым предприятием  в России и за рубежом на  примере Японии;

    - сравнение  российского опыта управления  малыми предприятиями за рубежом  и в России;

    - выявление  перспектив развития малого бизнеса  в России. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Мировой  опыт управления предприятиями  малого бизнеса 

    1.1. Понятие,  преимущества и роль малого  бизнеса за рубежом ([2], [3])

    Изменения внутренних и внешних условий  хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия  (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка».

    Какие же характеристики необходимы сегодня  успешно развивающемуся производству? Во-первых, небольшие подразделения  с небольшим числом работников, имеющих  более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень. Во-вторых, небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение  организационной пирамиды.

    Данные  тенденции в развитии организационных  структур управления реализуются в  двух направлениях:

    динамичное  развитие малого бизнеса;

    появление и развитие командных (бригадных) структур.

    Сегодня на всех уровнях управления нужны  автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений  компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата.

    В странах  западной экономики этот процесс  начался задолго до этого. 70-80 годы ознаменовались пристальным вниманием  экономистов к проблемам развития малого бизнеса. В это время обозначилась тенденция к увеличению числа  малых предприятий. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала в экономике  Запада наметился процесс возрастания  значения мелких и средних фирм в  ряде областей как материальной, так  и нематериальной сферы производства.

    Например, относительно состояния промышленности Германии можно привести следующие  цифры. Доля 10 ведущих концернов  в общем промышленном обороте  со второй половины 70-х гг. до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого производства увеличилась с 18% до 37%.

    В общем, в 70-80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала  проявляться тенденция, при которой  доля крупнейших компаний в выпуске  продукции, инвестициях, обороте и  других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько  снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним  бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая гибкая инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды.

    Большой плюс малых предприятий состоит  в том, что многие из них оказались  более приспособленными, чем крупные  компании к условиям развития в кризисные  периоды для экономик Запада. Крупные  фирмы не столь чувствительно  и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в  экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран.

    Активный  рост доли малых предприятий в  структуре экономики западных стран  начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний  день в наиболее развитых странах  Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для  сравнения можно взять, например, США, где в малом производстве занято 53% всего населения, Японию –  с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных  предприятиях трудится примерно половина работающего населения. В Индии  число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес только в США дает почти половину прироста национального продукта и  две трети прироста новых рабочих  мест.

    Только  эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса  для экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит  тот факт, что на один доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

    Но  дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Именно за счет малых предприятий  можно преобразовать социально-экономическую  структуру общества, осуществить  плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм , создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений

    Мелкие  фирмы действуют в условиях жесткой  рыночной конкуренции, которую не все  способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий  сопровождается в то же время разорением многих из них. Среднее время жизни  малого предприятия где-то 6 лет. В  большинстве случаев (около 90%) фирмы  разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а  из-за отсутствия управленческих знаний.

Информация о работе Управление предприятием малого бизнеса