Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа
В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.
Содержание
Введение
1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 6
1.1 Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 6
1.2. Виды малых предприятий 11
1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 12
1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 15
1.5.Перспективы развития малого предпринимательства за рубежом 18
2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 22
2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной
экономике России 22
2.2.Правовая основа осуществления деятельности 25
2.3.Виды малых предприятий в России 29
2.4.Методы управления малым предприятием 36
2.5. Эффективность функционирования малого предприятия 42
2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 46
Заключение
Литература
РЕФЕРАТ
Ноговицын В.С. Управление предприятием малого бизнеса.
-Челябинск: ЮУрГУ, Ком-345, 2008.
Объектом исследования моей работы является малый бизнес в рыночной экономике России и за рубежом. Цель работы выявление преимуществ малых предприятий перед крупными и их роль в рыночной экономике.
В работе
рассмотрены виды малых предприятий
и правовая основа их деятельности.
В ней приведены методы управления
малых предприятий в России и
за рубежом. Более подробно за рубежом
рассмотрены методы управления малых
предприятий в Японии, которые
существенно отличаются от российских.
В работе также освещена эффективность
функционирования малого предприятия
в России и за рубежом. Приведены сравнительные
данные по численности малых предприятий
в РФ и за рубежных странах. Рассмотрены
также перспективы развития малого предпринимательства
и поддержка, которая оказывает государство
малым предприятиям у нас и за границей.
Содержание
Введение
1. Мировой
опыт управления предприятиями
малого бизнеса
1.1 Понятие,
преимущества и роль малого
бизнеса за рубежом
1.2. Виды
малых предприятий
1.3. Анализ
методов управления малым предприятием
в Японии
1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 15
1.5.Перспективы
развития малого предпринимательства
за рубежом
18
2. Российский
опыт управления предприятиями
малого бизнеса
2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной
экономике
России
2.2.Правовая
основа осуществления деятельности
2.3.Виды
малых предприятий в России
2.4.Методы управления малым
2.5. Эффективность
функционирования малого предприятия
2.6. Проблемы
и перспективы развития малого бизнеса
в России
Заключение
Литература
Введение
В настоящее
время особенно актуальной темой
является проблема внедрения на рынок
малых предприятий в свете
последних изменений в
Целью работы является исследование экономической эффективности работы малых предприятий и ее повышение. Увеличение удельного веса малых предприятий в экономике России приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях не всегда нестабильного курса национальной валюты и непредсказуемого поведения доллара. Задачей работы является изучение специализированной литературы относящейся к предприятиям малого бизнеса.
Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.
Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Задачами работы являются:
- изучение
деятельности малых
- ознакомление
методов управления малым
- сравнение
российского опыта управления
малыми предприятиями за
- выявление
перспектив развития малого
1. Мировой
опыт управления предприятиями
малого бизнеса
1.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом ([2], [3])
Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка».
Какие
же характеристики необходимы сегодня
успешно развивающемуся производству?
Во-первых, небольшие подразделения
с небольшим числом работников, имеющих
более высокий, чем прежде, квалификационный
и образовательный уровень. Во-вторых,
небольшое число уровней
Данные тенденции в развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях:
динамичное развитие малого бизнеса;
появление и развитие командных (бригадных) структур.
Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата.
В странах
западной экономики этот процесс
начался задолго до этого. 70-80 годы
ознаменовались пристальным вниманием
экономистов к проблемам
Например, относительно состояния промышленности Германии можно привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х гг. до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого производства увеличилась с 18% до 37%.
В общем, в 70-80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая гибкая инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды.
Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран.
Активный
рост доли малых предприятий в
структуре экономики западных стран
начал происходить с середины
70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний
день в наиболее развитых странах
Запада малые фирмы составляют 70-90%
от общего числа предприятий. Для
сравнения можно взять, например,
США, где в малом производстве
занято 53% всего населения, Японию –
с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных
предприятиях трудится примерно половина
работающего населения. В Индии
число малых предприятий
Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на один доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Но
дело не только в этом. Малое предпринимательство,
оперативно реагируя на изменения конъюнктуры
рынка, придает рыночной экономике
необходимую гибкость. Существенный
вклад вносит малый бизнес в формирование
конкурентной среды, что для
Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Среднее время жизни малого предприятия где-то 6 лет. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний.