Управление предприятием малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.

Содержание

Содержание
Введение
1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 6
1.1 Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 6
1.2. Виды малых предприятий 11
1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 12
1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 15
1.5.Перспективы развития малого предпринимательства за рубежом 18
2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 22
2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной
экономике России 22
2.2.Правовая основа осуществления деятельности 25
2.3.Виды малых предприятий в России 29
2.4.Методы управления малым предприятием 36
2.5. Эффективность функционирования малого предприятия 42
2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 46
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Управление предприятием малого бизнеса.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

    В США  функционирует более 15 млн. малых  предприятий, которые производят около 40% ВВП и Ѕ валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

    В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и  средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.

    В Японии на начало 90-х гг. малые и средние  предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле. 

    Малые предприятия играют важную роль в  механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено  их тесными связями с крупным  бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

    В рыночной экономике развитых стран предпринимательство  построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

    Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция  массового производства, соответствующая  требованиям рынка; аккумулирование  значительных финансовых средств; дешевая  рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

    Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий  получила в современных условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

    Особенностью  малого бизнеса в развитых странах  в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн долл.

    Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых  предприятий служат непременным  условием их последующего выхода на арену  самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации  и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения  проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно  отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями  является нерентабельным. Малые предприятия  создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.

    Я хочу привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства  в некоторых зарубежных странах. 
     
     
     
     

Таблица 1 - уровень развития малого и среднего предпринимательства 

  
 
 
    Страны
    Количество  малых и средних предприятий (тыс.)
    Количество  малых и средних предприятий  на 10 тыс. жителей
    Занято на малых  и средних предприятиях (млн. чел.)
    Доля малых  и средних предприятий в общей  численности занятий (%)
    Доля малых  и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)
    Великобритания
    2630
    460
    13,6
    49
    50-53
    Германия
    2290
    370
    18,5
    46
    50-52
    Италия
    3920
    680
    16,8
    73
    57-60
    Франция
    1980
    350
    15,2
    54
    55-62
    Страны ЕС
    15770
    450
    68,0
    72
    63-67
    США
    19300
    742
    70,2
    54
    50-52
    Япония
    6450
    496
    39,5
    78
    52-55

 

    2. Российский  опыт управления предприятиями  малого бизнеса 

    2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной экономике России ([11], [12]) 

    Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

    В мире существуют разные варианты государственной  поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки - государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.

    В нашей  стране малый бизнес привлекает к  себе внимание только в последнее  время, в связи с переходом  к рыночной экономике, поскольку  предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной экономики  и не возможна в административной системе.

    Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства  требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

    Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие  - это не просто небольшое по численности  или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного  на специальной форме собственности.

    На  самом деле термин малое предприятие  определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации  хозяйственной деятельности при  этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные  общества, арендные предприятия, кооперативы  все это предприятия, и они  могут быть малыми, если попадают под  критерии малые предприятия.

    Чтобы правильно руководствоваться признаком  малого предприятия - численность работающих, как признаком объема хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия.

    Переход к рыночной экономике потребует  изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление  ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется  не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий можно  преобразовать социально-экономическую  структуру общества, осуществить  плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для  конкуренции, и развития рыночных отношений. Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными предприятиями подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

    Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий  состоят в получении всех тех  прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие - юридическое лицо. Создав предприятие - юридическое лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного  имущества то имущество, которым  предприятие будет отвечать по своим  обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие  будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена  для малых предприятий.

    К преимуществу малых предприятий следует отнести  и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

    Также к преимуществам следует отнести  и обеспечение их материально-техническим  ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых  они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям. 

    2.2.Правовая основа осуществления деятельности

    В нашей  стране органы законодательной и  исполнительной власти уделяют большое  внимание созданию правовой базы для  успешного развития малых предприятий( коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей). Таким образом обеспечивается реализация установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Информация о работе Управление предприятием малого бизнеса