Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа
В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.
Содержание
Введение
1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 6
1.1 Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 6
1.2. Виды малых предприятий 11
1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 12
1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 15
1.5.Перспективы развития малого предпринимательства за рубежом 18
2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 22
2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной
экономике России 22
2.2.Правовая основа осуществления деятельности 25
2.3.Виды малых предприятий в России 29
2.4.Методы управления малым предприятием 36
2.5. Эффективность функционирования малого предприятия 42
2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 46
Заключение
Литература
В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и Ѕ валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.
В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.
В Японии
на начало 90-х гг. малые и средние
предприятия в отраслях производственной
и непроизводственной сферы составляли
99,1%, а численность занятых на них –
79,2%. На долю подобных фирм приходится
78% годовой выручки в розничной торговле
и 62,1% - в оптовой торговле.
Малые
предприятия играют важную роль в
механизме саморегулирования
В рыночной
экономике развитых стран предпринимательство
построено на принципе кооперирования
крупных и малых предприятий,
причем крупные предприятия
Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.
Широкое
распространение в
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн долл.
Малые
предприятия, окрепнув технологически
и в финансовом отношении, обычно
переходят в разряд средних предприятий.
Именно субподрядные связи малых
предприятий служат непременным
условием их последующего выхода на арену
самостоятельной конкурентной деятельности.
Не прошедшие этап субподрядной деятельности
малые предприятия, напротив, не смогли
подняться до высокого уровня механизации
и выпуска продукции. Малые предприятия,
будучи мобильными, легко перемещаются
в перспективные ниши экономики.
Они играют важную роль для решения
проблем занятости и
Я хочу
привести некоторые статистические
данные, показывающие уровень развития
малого и среднего предпринимательства
в некоторых зарубежных странах.
Таблица
1 - уровень развития малого и среднего
предпринимательства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Российский
опыт управления предприятиями
малого бизнеса
2.1. Понятие,
преимущества и роль малого бизнеса в
рыночной экономике России ([11], [12])
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки - государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.
В нашей
стране малый бизнес привлекает к
себе внимание только в последнее
время, в связи с переходом
к рыночной экономике, поскольку
предпринимательская
Переход
к регулируемым рыночным отношениям,
поддержка предпринимательства
требуют ускоренного создания сети
малых предприятий, способных активизировать
структурную перестройку
Сложилось
ошибочное мнение, что малое предприятие
- это не просто небольшое по численности
или объему продукции производство,
но и совершенно новая структура,
особый вид предприятия, основанного
на специальной форме
На
самом деле термин малое предприятие
определяет лишь количественные параметры,
а формы собственности и
Чтобы
правильно руководствоваться
Переход
к рыночной экономике потребует
изменения всей экономической инфраструктуры
страны и в первую очередь осуществление
ее демонополизации. В стране сейчас
40 тыс. предприятий, а для создания
необходимой инфраструктуры потребуется
не менее 500 тыс. предприятий. Именно за
счет малых предприятий можно
преобразовать социально-
Для
отдельных граждан преимущества
при создании малых предприятий
состоят в получении всех тех
прав в сфере хозяйственной
К преимуществу
малых предприятий следует
Также
к преимуществам следует
2.2.Правовая основа осуществления деятельности
В нашей стране органы законодательной и исполнительной власти уделяют большое внимание созданию правовой базы для успешного развития малых предприятий( коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей). Таким образом обеспечивается реализация установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.