Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:52, курсовая работа
Цель моей работы изучить специфику управления малыми предпринимательствами. Данная цель конкретизируется следующими задачами: изучить малое предпринимательство, как экономическое явление, его функции и роль в современном обществе. Так же проанализировать развитие малого бизнеса в России на примере Ярославской области.
Введение
В условиях нестабильности экономической политики нашего государства, тяжелого налогового бремени все более широкое распространение получает малый бизнес.
Малый бизнес зародился более чем сорок веков назад в восточной части Средиземноморья. Хотя он играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественного сознания. Но теперь малый бизнес все больше признается, как созидательная сила экономики. Малое предпринимательство находится в центре интересов современного общества. Финансовые успехи, мобильность, новые разработки, быстрота реагирования и создание новых рабочих мест – все это составляет сильную сторону малого бизнеса.
Он характеризуется тем, что более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности не велики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет страны.
И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке. Однако следует отметить и его слабую сторону. Организация собственного дела не является трудоемкой операцией, требующей больших финансовых вложений, если рассматривать формальную сторону этой процедуры. К тому же свобода в выборе рода занятий дает предпринимателю возможность работать в любой отрасли, независимо от образования и опыта. Но такая свобода может привести как к успехам, так и к неудачам.
Свобода предпринимательской деятельности в каждом экономически самостоятельном государстве не является абсолютной. Общество через систему законодательных актов, норм, регламентирующих правил вводит определенные ограничения в эту деятельность.
Малый бизнес бесконечно разнообразен и имеет и значительные достижения. Он преуспевает в любом месте и любой сфере. Он имеет такое жизненное значение, что лишь немногие части нашей, если вообще таковые существуют, могут обойтись без его продукции и услуг. Предпринимательская деятельность служит не только интересам развития каждого человека, но и всего общества в целом. Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Актуальность выбранной мной темы и практическая значимость ее очевидна. В условиях развала российской экономики в период 90-х годов значительная часть квалифицированных специалистов потеряла свои рабочие места и вынуждена была искать себе новое применение. В этих условиях малый бизнес сыграл и продолжает играть одну из главных ролей не только в организации новых рабочих мест, но и в сохранении интеллектуального капитала нашей страны. В настоящее время большой слой нашего общества выбрал малый бизнес основным видом своей трудовой деятельности, и предпринимательская деятельность вносит большой вклад в экономику России. А умение управлять малым предприятием это главное на пути к успеху.
Цель моей работы изучить специфику управления малыми предпринимательствами. Данная цель конкретизируется следующими задачами: изучить малое предпринимательство, как экономическое явление, его функции и роль в современном обществе. Так же проанализировать развитие малого бизнеса в России на примере Ярославской области.
Глава 1. Малое предпринимательство как экономическое явление
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса
Чтобы лучше понять, что есть малое предпринимательство, дадим определение предпринимательства в целом.
Предпринимательство - это особый вид экономической активности, под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли, основанная на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идеи.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента (производство нового товара, смена профиля деятельности, внедрение новых методов организации производства или новых, новая система управления). Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако он не единственный субъект, в любом случае предприниматель вынужден взаимодействовать с потребителем, а также с государством. Таким образом, с целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать" потребителя, создать круг собственных потребителей.
Под малым же бизнесом понимают предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Малое предпринимательство представляет собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице. Такие предприятия независимы от крупного капитала, платят налоги. В Российской практике существование малого бизнеса было разрешено в 1988г. Но широко используемый термин "малые предприятия" (МП) – в подавляющем числе случаев означает совсем не то, что за рубежом. Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. [19, стр. 352] Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
численность персонала
размер уставного капитала
величина активов
объем оборота.
Но практически во всех странах определяющим критерием все-таки являются - численность работников за отчетный период. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высоко развитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек, "как весьма малые", до 99 человек, как "малые", от 100 до 499 человек, как "средние" и свыше 500 человек, как "крупные". В России предприятие – юридическое лицо признается малым, если число занятых на нем человек не превышает некоторого предела, установленного в зависимости от отросли (максимум до 100), и в образовании которого участие крупных фирм и некоммерческих организаций не превышает 25%.
Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
в промышленности – 100 человек
в строительстве – 100 человек
в транспорте – 100 человек
в сельском хозяйстве – 100 человек
в научно – технической сфере – 100 человек
в оптовой торговле – 50 человек
в различной торговле и в бытовом обслуживание населения – 30 человек
в остальных отраслях и при осуществление других видов деятельности- 50 человек.
Я считаю, что такая численность связана с различием в сфере деятельностей этих отраслей. В отличие от торговой сферы и сферы обслуживания для промышленности, строительства, технической сферы присуще широкое использование техники, для обращения с которой необходимо вовлечение квалифицированных работников.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением является не превышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющими субъектами малого предпринимательства. В мае 2002 года появилось небольшое дополнение к понятию "малый бизнес", теперь планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается "малым", увеличена с 10 до 15 миллионов рублей. [5, стр. 5]
Я считаю, это связано с развитием малого бизнеса, так как увеличивается количество предприятий, расширяются сферы их деятельности, следовательно, и растет годовой оборот, так же это связано с тем, что государство само увеличивает планку максимального оборота. Вследствие чего предприятия становятся способными создавать большое количество рабочих мест.
В Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" установлено, что под субъектом малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
И так, из параграфа видно, что в каждой стране существует свое собственное понятие малого бизнеса, которое определяется рядом критериев. Малый бизнес занял прочные позиции в социально важных сферах жизни: торговле, сфере обслуживания, транспорте, строительстве, производстве.
предпринимательство малый бизнес налогообложение кредитование
1.2 Функции малого предпринимательства и его роль в современной экономике
Из мирового опыта известно, что малое предпринимательство играет ключевую роль в обеспечении социальной ориентации рыночной экономики, в достижении баланса между рыночной эффективностью и решением социальных проблем. В настоящее время даже в странах с развитой рыночной экономикой происходит усиление роли МП, хотя их устойчивость относительно низкая. При росте численности МП, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малый бизнес является важным фактором решением экономических и социальных задач. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:
Кроме того, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Малые предприятия могут быть быстро организованы, заняв, таким образом, производственные и прибыльные рыночные позиции, они играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же на малые предприятия стремятся как можно быстрее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых малыми предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. [9, стр. 33]
Можно исходить из того, что в области малого предпринимательства будет больше инноваций, так как они в большей степени зависят от структуры спроса, чем бывшие госпредприятия, и сильнее борются за клиентов, поскольку не имеют старых деловых контактов, как в случае с крупными госпредприятиями. Более жесткое соперничество при большом количестве предложений ведет к процессу постоянных товарных инноваций, сокращению затрат и оптимизации процессов внутри предприятий, что повышает благосостояние общества. Лишь при достаточно развитой структуре малых предприятий можно говорить о действительной интенсивной конкурентной экономике. Так что же малые предприятия в целом дают обществу?
Малый бизнес – это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это – наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, лица, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта. Являясь главным источником доходов не только значительной части людей, занятых в его сфере, но и членов их семей, малый бизнес может стать важным фактором роста национального благосостояния.
Малый бизнес является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Позволяя гражданам стать собственниками не только своей рабочей силы, но и имущества, в том числе производственного назначения, он создает базу для формирования среднего класса – социального слоя, способного обеспечить прогрессивное развитие общества, заинтересованного в демократии и социальной стабильности.