Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:52, курсовая работа
Цель моей работы изучить специфику управления малыми предпринимательствами. Данная цель конкретизируется следующими задачами: изучить малое предпринимательство, как экономическое явление, его функции и роль в современном обществе. Так же проанализировать развитие малого бизнеса в России на примере Ярославской области.
В корпорации собственность компании принадлежит самой компании, а не ее членам. Долги компании – это ее собственные долги, но не ее членов. Директора компании осуществляют свои полномочия в соответствии с ее уставом. Компания несет ответственность за любые нарушения, совершенные ее сотрудниками, наемными работниками или агентами во время исполнения своих производственных обязанностей.
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Хотелось бы отметить, что от формы предпринимательства зависят наиболее важные для предпринимателя аспекты его деятельности, его возможности, а также правомочия и ответственность.
2.2 Регистрация и ликвидация малых предприятий
Законодательная и нормативно-правовая база для создания и ликвидации малых предприятий включает 27 различных законодательных и нормативных актов. Указом Президента РФ от 1994г. № 1482 введено Положение о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности, которое предусматривает следующее: "Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя". На практике регистрация малых предприятий занимает от одного до трех месяцев. В настоящее время нормативной базой для создания и ликвидации малых предприятий является Федеральный закон № 76-ФЗ от 23.06.2003г. "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. [1, Ст. 1.]
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 76-ФЗ от 23.06.2003 г. и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно-правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях – совместно с трудовым коллективом. Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. [6, стр.22-23]
Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещена. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд в бюджет. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации является внесение соответствующей записи в государственный реестр.
В настоящее время процесс регистрации фирмы состоит из 11 шагов. Процессы регистрации и постановки на учет в уполномоченных органах во многом дублируются:
идентичен комплект необходимых для регистрации в каждом уполномоченном органе документов;
идентична информация, запрашиваемая уполномоченными органами, но различна форма и бланки соответствующих заявлений, анкет, уведомлений;
во многом идентичны инструкции уполномоченных органов;
аналогичен результат регистрации – присвоение регистрационного номера, кода ОКПО (Общероссийский Классификатор Предприятий и Организаций), индивидуального номера налогоплательщика, номера регистрации в соответствующем внебюджетном фонде; общее количество присваиваемых предприятию, не менее семи;
для открытия счета в банке необходимо получение соответствующего уведомления/извещения из четырех уполномоченных органов (налоговой инспекции, Пенсионного фонда, Фонда медицинского страхования, Фонда социального страхования);
в каждый уполномоченный орган предприятие представляет также и информацию о регистрации и постановке на учет в остальных уполномоченных органах.
Процедуры регистрации и постановки на учет осуществляются через систему "множественности окон". Действующая система регистрации включает в себя регистрационный орган (налоговый орган) и ряд уполномоченных органов, где субъекты предпринимательской деятельности " становятся на учет " (три внебюджетных фонда и орган статистики). Система "множественности окон" подразумевает также оформление множества документов, которые зачастую дублируются.
Отдельно хотелось бы остановиться на принципе "единого окна", в российской практике этого пока нет, сейчас это только находится на стадии планирования. Идея эта не нова, но весь вопрос заключается в механизмах его реализации. Целью проекта являлось повышение достоверности и актуальности данных по регистрации и лицензированию предпринимателей во Владимире, сокращение времени на обработку информации и обеспечение оперативного и свободного обмена информацией между отделами Администрации и организациями, чья деятельность связана с информацией о лицензировании и регистрацией. Эту цель предполагалось достичь благодаря созданию информационной системы организации предпринимательской деятельности (ВладИ-СОП), которая позволяет установить электронную связь между департаментами администрации и муниципальными организациями, занимающимися регистрацией и лицензированием. В результате реализации проекта создана Информационная система ведения муниципального реестра предпринимательской деятельности в г. Владимире, включающая в себя следующие подсистемы:
реестр юридических лиц;
реестр физических лиц – частных предпринимателей;
реестр лицензирования бытового обслуживания;
дополнительные подсистемы.
В настоящее время все эти подсистемы полноценно функционируют. Новизна созданной системы регистрации и лицензирования во Владимире заключается, прежде всего, в следующем:
в сосредоточении процедуры регистрации и лицензирования субъектов предпринимательской деятельности в едином регистрирующем органе;
в создании электронного Муниципального реестра предпринимательской деятельности, включающего в себя несколько взаимосвязанных реестров;
в создании оригинального продукта для организации регистрации и лицензирования и поддержания системы ВладИСОП.
Эта система обеспечивает повышение эффективности работы отдела регистрации индивидуальных предпринимателей благодаря упрощению процесса внесения информации в реестр и выдачи свидетельства.
Учитывая положения нового законопроекта о регистрации, хотелось бы, чтобы при подготовке к его реализации учитывался фактор информационного обеспечения этого процесса.
Ныне действующий порядок ликвидации юридических лиц определен Гражданским кодексом РФ и применим для юридических лиц всех категорий. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Ликвидация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. Устанавливая общие принципы ликвидации, детальных процедур ликвидации Гражданский кодекс РФ, тем не менее, не предусматривает, поэтому уполномоченные органы власти вынуждены самостоятельно детализировать процедуры ликвидации, увязывать данные процедуры со снятием ликвидируемого юридического лица с учета во всех уполномоченных органах (налоговом органе, внебюджетных фондах). Следует отметить, что порядок ликвидации юридического лица в основном больше применим к реалиям крупного и среднего бизнеса. Описанные в Гражданском кодексе РФ этапы работы ликвидационной комиссии нужны именно для того, чтобы выявить всех кредиторов (дебиторов), о которых может знать значительное число ответственных лиц крупных предприятий, или которые могут быть зафиксированы в многочисленных договорах. В мелком бизнесе всех своих кредиторов (дебиторов) и партнеров первое лицо зачастую просто знает в лицо. В рамках действующего гражданского законодательства эффективный порядок добровольной ликвидации юридических лиц невозможен. У ликвидируемого малого предприятия возникает необходимость посещения множества уполномоченных органов (налоговой инспекции, внебюджетных фондов), необходимость получения там всевозможных справок и документов с тем, чтобы их затем снова представить в регистрационный орган. Это период активных проверок ликвидируемого субъекта предпринимательства со стороны налоговых и иных уполномоченных органов (налоговая инспекция, согласно НК РФ, проводит не только камеральные, но и выездные налоговые проверки).
Гражданский кодекс РФ разрешает организацию и создание предприятий, ведение предпринимательской деятельности. Это может быть один человек, несколько членов семьи или группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав, и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства.
2.3 Государственная поддержка предприятий малого бизнеса в Российской Федерации
В настоящее время внимание государства к проблемам малого бизнеса становятся все более пристальными. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Господдержка создает условия, при которых малые предприятия закрепляют свои позиции в экономике, начинают самостоятельно развиваться и оказывать влияние на социально - экономические показатели региона, затем и страны в целом. Важную роль играют принятие и исполнения законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 21.08.2004 № 122-ФЗ государственная поддержка осуществляется в основном на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета ежегодно предусмотрено выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого бизнеса в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета. [2, Ст.7, п. 1]
Основные направления господдержки в РФ это: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно – правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развития лизинга оборудования и технологий; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно – методической помощи. Финансовое обеспечение федеральной политики господдержки МП осуществляется Федеральный фонд поддержки МП, создание которого Правительство РФ предусмотрело Федеральным законом от 22 июля 2004г. №122-ФЗ.
Фондом поддержки предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.
Основными направлениями деятельности Фондов являются:
1. Участие в разработке, проведение экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки МП, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создание новых мест.
2. Осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых технологий и изобретений.
3. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по развитию МП и созданию конкурентной среды.
4. Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области МП.
Для осуществления поставленных перед ним целей Фонд поддержки малого предпринимательства:
Осуществляет финансирование Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и участвует в финансировании региональных программ и проектов в области поддержки и развития малого предпринимательства;
Выполняет функции залогодателя, поручителя или гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств;
Принимает долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
Финансирует мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей, организует консультации по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства в области малого предпринимательства;