Управление решения цели и задачи. Особенности управления решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда говорят о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях:
1) найденный, но еще не осуществленный вариант действий;
2) сам процесс разрешения проблемы, т.е. устранение некоторых препятствий и трудностей на этом пути;
3) итог деятельности. Эту многозначность следует учитывать и при определении понятия «управленческое решение».
Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности. Можно выбрать хороший вариант действий, но он останется лишь намерением, если не вести организационно-практическую деятельность для его реализации.

Содержание

# Введение 3
# основные разновидности управленческих решений 5
# Цель организационного решения 8
# Особенности задач разработки и принятия решения 9
# Этапы и операции процесса принятия решения 12
# Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения 14
# Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

кроме 1 страницы.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

      Особенности задач разработки и принятия решения.

      Задачи  разработки, принятия и реализации управленческих решений обладают целым  рядом особенностей, которые существенным образом отличают их от задач, решаемых в рамках других наук.

      К числу таких особенностей относятся:

  • прагматичность, означающая, что выбор терминального варианта решения осуществляется на основе соответствующей системы ценностей и в соответствии с содержанием конкретной управленческой проблемы;
  • терминальность, означающая, что процесс заканчивается реализацией принятого решения;
  • неформальность, означающая присутствие в реальных управленческих задачах элементов, которые не могут быть формализованы с необходимой полнотой и точностью;
  • неопределенность, означающая, что в информационном плане задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений решаются, как правило, в условиях различного рода неопределенностей (стохастической, расплывчатой, поведенческой и т.д.);
  • риск и ответственность, означающие, что многие из управленческих задач решаются в условиях риска и связанной с ним ответственностью лица, принимающего решения;
  • сопрягаемость и наследуемость, означающие, что реальные задачи управления не являются независимыми, а входят в некоторую общую систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, последовательно и одновременно решаемых задач.

     На  практике выделяют также:

     Интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В рамках исследования деятельности российских менеджеров высшего звена 80% опрошенных заявили, что часто обнаруживали наличие серьезной проблемы лишь благодаря "неформальному обмену информацией и интуиции".

     Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный накопленным опытом, знаниями. Человек использует опыт того, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая уже принесла успех в прошлом.

       Рациональные  решения. Это - решение, обосновываемое с помощью объективного аналитического процесса. Рациональное решение проблемы подразделяют на следующие этапы:

     - диагностика проблемы;

     - формулировка ограничений и критериев для принятия решения;

     - выявление альтернатив;

     -окончательный выбор.

     Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - полный и правильный диагноз. Считается, что правильно определить проблему уже значит решить ее наполовину.

     Первая  фаза в диагностировании проблемы - установление симптомов возникших затруднений или имеющихся возможностей. Понятие "симптом" употребляется здесь во вполне медицинском смысле. Скажем, общие симптомы "болезни" организации - низкая прибыль, плохой сбыт, неудовлетворительные производительность труда и качество изделий, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации, большая текучесть кадров, т. е. несколько симптомов дополняют друг друга. Повышенные издержки и низкая прибыль, к примеру, как правило, неразлучны. Выявление симптомов помогает определить проблему в целом.

     Для выявления причин возникновения  проблемы необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию. Немалую роль в процессе принятия решений имеет отбор данных, которые "фильтруют", оставляя только сведения, используемые в процессе принятия решения.

     Большое значение имеет уточнение ограничений и критериев принятия решения. Корректирующие действия сужают возможности в принятии решений. Ограничения варьируются и зависят от ситуации и личности руководителя. Некоторые общие ограничения - это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособность приобрести материальные ресурсы по приемлемым ценам; потребность в обновлении технологии, наличие острой конкуренции, этические соображения и т. д.

     Определение альтернатив. Формулирование набора альтернативных решений проблемы позволяет выявить возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и дать возможность организации достичь своих целей. На практике менеджер редко располагает достаточной информацией и временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Он, как правило, ограничивает число вариантов выбора до нескольких альтернатив, которые представляются наиболее целесообразными. Поиск оптимального решения обычно занимает очень много времени, дорого стоит и труден. Вместо него нередко выбирают решение, которое просто позволяет снять проблему.4

   Следующий этап - оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима предварительная оценка. При оценке решений

    1. Курс менеджмента. Учебник для вузов – М.: Издательство «Зерцало», 2001 (367-369с.)

менеджер  определяет достоинства и недостатки каждого из них и потенциальные общие последствия. Любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. При оценке возможных решений менеджер стремится спрогнозировать то, что произойдет в будущем.

     Выбор альтернативы. Если проблема правильно определена, а альтернативные решения взвешены тщательно, принять решение достаточно легко. Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Еще одной фазой процесса принятия управленческого решения является установление обратной связи, представляющей поступление данных о том, что происходило после реализации решения. Как правило, это позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено существенного ущерба.

   Итак, принятие управленческих решений зависит от многих факторов: от личных качеств руководителя, от среды принятия решения, от определенности или от неопределенности, от степени риска, информационных ограничений, поведенческих ограничений, от возможности негативных последствий и т. д. Эффективно действующий менеджер призван учитывать эти факторы при анализе вариантов решения проблемы.

  Этапы и операции процесса принятия решения:

  1. Выявление управленческой проблемы или задачи;
  2. Предварительная подготовка цели;
  3. Сбор необходимой информации;
  4. Анализ информации;
  5. Определение исходных характеристик проблемы с учетом установления ограничений;
  6. Уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
  7. Обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации.
  8. Разработка альтернативных вариантов решения проблемы.
  9. Выбор метода решения.
  10. Экономическое обоснование выбранного решения.
  11. Согласование решения с органами управления и исполнителями.
  12. Окончательное оформление и утверждение решения.
  13. Организация выполнения решения.
  14. Контроль выполнения решения.
  15. Стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков.5

      Процесс разработки управленческого  решения осуществляется на

основе  технологирования управленческих процессов.

     Аналогично  производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным - создающие нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.

     Проектирование  процессов осуществляется по результатам анализа и разработок мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.

 
    1. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 (259-260с.)

     Основные  принципы рациональной организации любых  процессов - пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса.

     Основные  требования к качеству информации для  принятия управленческого решения:

  • своевременность;
  • достоверность (с определенной вероятностью);
  • достаточность;
  • надежность (с определенной степенью риска);
  • комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям по стадиям жизненного цикла товаров данного предприятия и конкурентов и т.д.);
  • адресность;
  • правовая корректность информации;
  • многократность ее использования;
  • высокая скорость сбора, обработки и передачи данных;
  • возможность кодирования;
  • актуальность информации.

  Одним из факторов обеспечения организованности системы менеджмента является правильное оформление управленческого решения, исключающее разные толкования одного и того же предмета. Управленческие решения могут быть закреплены письменно в форме бумажных документов, на электронных носителях либо переданы вербальным путем.6

 
 
 
 
    1. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 (260-261с.)

   Список  использованных источников.

 
  1. Бирман  Л.А. Управленческие решения: Учебное  пособие. – М.: Дело, 2004. – 208 с.
  2. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 – 504с
  3. Курс менеджмента. Учебник для вузов – М.: Издательство «Зерцало», 2001 – 448 с.

Информация о работе Управление решения цели и задачи. Особенности управления решений