Управление рисками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты управления финансовыми рисками.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность рисков и дать их классификацию.
2. Выявить методы управления рисками.
3. Изучить оценку рисков на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление рисками предприятия мой.doc

— 664.50 Кб (Скачать файл)

В целом же передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи конкретных (или всех) финансовых рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхования ответственности.

Объединение риска – это еще один способ минимизации или нейтрализации финансовых рисков. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физических лиц, заинтересованных в успехе общего дела. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны [26].

Таким образом, под объединением финансового риска понимается метод его снижения, при котором риск делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предпринимательских фирм могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки от ее реализации.

Диверсификация – один из эффективных путей нейтрализации финансовых рисков. Диверсификация позволяет снижать отдельные виды финансовых рисков: кредитный, депозитный, инвестиционный, валютный. В качестве основных могут быть использованы следующие формы диверсификации [22]:

- диверсификация финансовой деятельности  фирмы, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий одна из финансовых операций окажется убыточной, другие операции будут приносить прибыль;

- диверсификация портфеля ценных бумаг, которая позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля;

- диверсификация программы реального  инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов, относительно небольшой капиталоемкости, перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта;

- диверсификация покупателей товаров  фирмы, которая направлена на  снижение кредитного риска, возникающего при коммерческом кредитовании;

- диверсификация депозитных вкладов  фирмы, которая предусматривает  размещение крупных сумм временно  свободных денежных средств с  целью получения прибыли в нескольких банках. Обычно условия размещения денежных активов в различных банках существенно не различаются, поэтому при диверсификации депозитных вкладов снижается уровень депозитного риска, но уровень доходности депозитного портфеля фирмы при этом, как правило, не снижается;

- диверсификация валютной корзины фирмы, которая предусматривает выбор нескольких видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций, что дает возможность минимизировать валютные риски;

- диверсификация финансового рынка, которая предусматривает организацию работ одновременно на нескольких сегментах финансового рынка. Неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других.

Хеджирование – новый способ компенсации возможных потерь от наступления финансовых рисков, который появился в России с развитием рыночных отношений. В общем виде хеджирование можно определить как страхование цены товара от риска, либо нежелательного для продавца падения, либо невыгодного покупателю увеличения, путем создания встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств. Таким образом, хеджирование используется предпринимательской фирмой с целью страхования прогнозируемого уровня доходов путем передачи риска другой стороне. В зависимости от вида используемых производных ценных бумаг выделяют соответственно несколько видов хеджирования финансовых рисков [36].

1. Хеджирование с использованием  опционов, которое позволяет нейтрализовать финансовые риски по операциям с ценными бумагами, с валютой, реальными активами. В данном случае используется сделка с премией (опционом), которая уплачивается за право продать или купить в течение предусмотренного опционом срока ценную бумагу, валюту в обусловленном количестве и по оговоренной цене. Существуют три возможных способа хеджирования с использованием опционов:

- хеджирование на основе опциона  на покупку, который предоставляет  право покупки по оговоренной  цене;

- хеджирование на основе опциона  на продажу, который предоставляет  право продажи по согласованной  цене;

- хеджирование на основе двойного  опциона, который предоставляет одновременно право покупки или продажи соответствующего финансового инструмента по оговоренной цене.

2. Хеджирование с использованием  фъючерсных контрактов. Фьючерсные контракты – это срочные, заключаемые на биржах сделки купли-продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент заключения сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. Принцип механизма хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том, что если предпринимательская фирма несет финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец валюты или ценных бумаг, то она выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество валюты или ценных бумаг, и наоборот.

3. Хеджирование с использованием  операции «своп». Своп – торгово-финансовая  обменная операция, в которой  заключение сделки о купле (продаже) ценных бумаг, валюты сопровождается заключением контрсделки, сделки об обратной продаже (купле) того же финансового инструмента через определенный срок на тех же или иных условиях. Существует ряд видов своп-операций:

- своп с целью продления сроков  действия ценных бумаг представляет  собой продажу ценных бумаг  и одновременную покупку такого  же вида ценных бумаг с более длительным сроком действия;

- валютная своп-операция заключается  в покупке иностранной валюты  с немедленной оплатой в национальной валюте с условием последующего обратного выкупа;

- своп-операция с процентами  заключается в том, что одна  сторона (кредитор) обязуется выплатить другой проценты, получаемые от заемщика по ставке «либор» в обмен на обратную выплату по фиксированной в договоре ставке.

Хеджирование как метод нейтрализации финансовых рисков в отечественной практике получает все большее применение в процессе управления финансовыми рисками по причине достаточно высокой его результативности.

Минимизировать финансовые риски фирма может также путем установления и использования внутренних финансовых нормативов в процессе разработки программы осуществления определенных финансовых операций или финансовой деятельности фирмы в целом. Система внутренних финансовых нормативов может включать в себя [12]:

- предельный размер заемных  средств, используемых в производственно-хозяйственной  деятельности фирмы;

- максимальный размер коммерческого или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю;

- минимальный размер активов  в высоколиквидной форме;

- максимальный размер депозитного  вклада, размещаемого в одном  банке;

- максимальный размер средств, расходуемых на приобретение ценных бумаг одного эмитента, и др.

Существуют еще так называемые упреждающие методы нейтрализации финансовых рисков. Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К таким методам относятся [5]:

- стратегическое планирование  деятельности предпринимательской  фирмы;

- обеспечение компенсации возможных  финансовых потерь за счет  включаемой в контракты системы штрафных санкций;

- сокращение перечня форс-мажорных  обстоятельств в контрактах с  партнерами;

- совершенствование управления  оборотными средствами предприятия;

- сбор и анализ дополнительной  информации о финансовом рынке;

- прогнозирование тенденций изменения  внешней среды и конъюнктуры финансового рынка.

Нами были рассмотрены лишь основные методы нейтрализации финансовых рисков. Возможность использования каждого из них зависит от опыта деятельности и возможностей фирмы. Для получения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов. Перечисленные методы могут быть существенно дополнены с учетом специфики финансовой деятельности отдельных фирм и конкретного состава портфеля их финансовых рисков.

 

3.2. Определение перспективности инвестиционных и инновационных проектов в ООО «Олис-дент» для снижения финансовых рисков

 

В целях повышения эффективности осуществления инновационных проектов в ООО «Олис-дент» рекомендуется проводить оценку перспективности реализации инновационных проектов.

Методика определения перспективности реализации проектов выпуска новой продукции разработана на основе исследования теории и практики стратегического управления и работ В.С. Ефремова по управлению рисками в бизнес-системах [14].

Методика предполагает проведение оценки вероятности реализации каждого потенциального инновационного проекта по нескольким категориям:

- вероятность востребованности  новой продукции V1;

- вероятность прибыльности проекта V2;

- вероятность платежеспособного  спроса на новую продукцию V3.

По результатам оценки вероятностей рассчитывается показатель перспективности каждого инновационного проекта, затем оценивается перспективность проектов для всех групп потребителей.

ООО «Олис-дент» предполагает осуществить три новых инновационных проекта. Маркетинговые исследования выявили наличие трех групп потребителей. Данные о проектах и потенциальных потребителях приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Инновационные проекты и потребители ООО «Олис-дент»

Инновационные проекты (Пр)

Потребители (П)

1. Производство нового компрессора

1. Стоматологические поликлиники 

2. Выпуск светильника «Унилюкс-5»

2. Фирмы, реализующие стоматоло-гическое  оборудование

3. Налаживание производства «Оптрадент-3»

3. Индивидуальные предприниматели


 

Для принятия решения о реализации каждого из инновационных проектов необходимо определить их перспективность с учетом рисков невостребованности новой продукции, низкой прибыльности, неплатежеспособности спроса.

Оценим вероятность осуществления инновационных проектов и получим оценки Vij. Оценку вероятностей проведем для каждой группы потребителей. Для этого построим таблицы 3.3, 3.4 и 3.5 оценки вероятностей, в которых по каждому инновационному проекту проставим баллы от 0 до 1 для вероятности Vi. В качестве эксперта выступает исследователь.

Таблица 3.3

Оценка вероятностей осуществления инновационных проектов для потребителя «Стоматологические поликлиники»

Инновационные проекты

V1

V2

V3

Компрессор

0,4

0,8

0,3

Светильник

0,8

0,5

0,6

Оптрадент-3

0,6

0,1

0,7


 

Таблица 3.4

Оценка вероятностей осуществления инновационных проектов для потребителя «Фирмы, реализующие стоматологическое оборудование»

Инновационные проекты

V1

V2

V3

Компрессор

0,4

0,2

0,1

Светильник

0,5

0,7

0,9

Оптрадент-3

0,6

0,5

0,2


 

Таблица 3.5

Оценка вероятностей осуществления инновационных проектов для потребителя «Индивидуальные предприниматели»

Инновационные проекты

V1

V2

V3

Компрессор

0,2

0,5

0,1

Светильник

0,7

0,7

0,5

Оптрадент-3

0,8

0,9

0,7

Информация о работе Управление рисками предприятия