Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:33, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты управления финансовыми рисками.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность рисков и дать их классификацию.
2. Выявить методы управления рисками.
3. Изучить оценку рисков на предприятии.
Под стратегией управления имеются в виду направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Каждому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели данная стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.
Тактика – практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы – объекта управления и управляющей подсистемы – субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т.д.16
Субъект управления в риск-менеджменте – группа руководителей, которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации. Приобретение надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Информационное обеспечение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д.
В указанную информацию входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов и т.п.
Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации составляют предмет коммерческой тайны и могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.
Любое управленческое решение основывается на информации, причем важное значение имеет качество этой информации, которое должно быть оценено при ее получении, а не при передаче. Информация сейчас теряет актуальность очень быстро, ее следует использовать оперативно.
Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но хранить и отыскивать ее в случае необходимости. Лучшей картотекой для сбора информации является компьютер, обладающий одновременно и хорошей памятью, и возможностью быстро найти нужную информацию.
Риск-менеджмент выполняет определенные функции.
Различают следующие функции риск-менеджмента17:
- объекта управления, куда относится организация разрешения риска; рисковых вложений капитала; работ по снижению величины риска; процесса страхования рисков; экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
- субъекта управления, в рамках которых прогнозирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль.
Снижение финансового риска предполагает проведение мероприятий организационного характера, способствующих предотвращению убытков. Учет риска предполагает принятие возможных убытков и планирование их финансирования при обосновании инвестиционного решения. В соответствии с этим инструментарий управления риском включает в себя инструменты снижения риска и инструменты учета риска.
Управление рисками становится актуальным после обнаружения риск - проблемы. Однако П. Дракер обращает внимание управленцев на то, что результатов можно достичь путем использования возможностей, а не путем решения проблем. Все, на что может надеяться человек, взявшийся за решение проблем, это - восстановление нормы. В лучшем случае, можно надеяться лишь на снятие ограничений, мешающих бизнесу достичь результатов.18
Поэтому управление рисками влияет на эффективность любой операции и всей финансово - хозяйственной системы.
Высокий уровень расходов на контроль и управление рисками обусловил необходимость системного подхода к управлению рисками.
В.В. Глущенко выделяет следующие существенные моменты при системном подходе к управлению рисками19:
1. Целью обеспечения безопасности деятельности является системная параллельная зашита от различных видов рисков. При управлении рисками следует стремиться обеспечить баланс целей.
2. Риски, имеющие разнообразные источники и связанные с одним объектом, рассматриваются как единый комплекс факторов, влияющих на эффективность использования ресурсов.
3. Управление рисками связано
с эффективностью операции или
любой производственной
4. Чтобы снизить риск на
5. Мероприятия по управлению рисками рассматриваются как единая система.
Таким образом, системный подход к управлению рисками позволяет экономическому субъекту эффективно распределять ресурсы с целью обеспечения безопасности.
Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
Для снижения риска в финансовом управлении целесообразно использовать ряд организационных инструментов управления риском для воздействия на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых на практике методов снижения можно разделить на 4 группы: 1) методы уклонения от риска; 2) методы локализации риска; 3) методы диссипации риска; 4) методы компенсации риска.20
Методы снижения риска, соответствующие каждой группе приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Методы снижения финансового риска
Группа методов снижения риска |
Методы снижения риска |
Методы уклонения от риска |
Отказ от ненадежных партнеров Отказ от инновационных проектов Страхование хозяйственной деятельности Создание региональных или отраслевых структур взаимного страхования и систем перестрахования Поиск "гарантов" |
Методы локализации риска |
Выделение "экономически опасных" участков в структурно или финансово самостоятельные подразделения (внутренний венчур). Образование венчурных предприятий Последовательное разукрупнение предприятия |
Методы диссипации риска |
Интеграционное распределение ответственности между партнерами по производству (образование ФПГ, акционерных обществ, обмен акциями и т.п.) Диверсификация видов деятельности Диверсификация рынков сбыта и зон хозяйствования, (расширение круга партнеров-потребителей) Расширение закупок сырья, материалов пр. Распределение риска по этапам работы (по времени) Диверсификация инвестиционного портфеля предприятия |
Методы компенсации риска |
Внедрение стратегического планирования Прогнозирование внешней экономической обстановки в стране, регионе хозяйствования и т.д. Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды. Создание системы резервов на предприятии Активный целенаправленный ("агрессивный") маркетинг Создание союзов, ассоциаций, фондов взаимовыручки и взаимной поддержки и т.п. Лоббирование законопроектов, нейтрализующих или компенсирующих предвидимые факторы риска |
Эмиссия конвертируемых привилегированных акций Борьба с промышленно-экономическим шпионажем |
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами – потребителями и поставщиками. Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики «уклонения от риска», отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения.21
Другая возможность уклонения от риска состоит в попытке перенести риск на какое-нибудь третье лицо. С этой целью прибегают к страхованию своих действий или поиску «гарантов», полностью перекладывая на них свой риск. Страхование вероятных потерь служит не только надежно защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность руководителей предприятий, принуждая их серьезно относится к разработке и принятию решений, регулярно проводить превентивные защитные меры. Метод «поиска гарантов» используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гаранта для них выполняют разные субъекты: для первых - крупные компании, для вторых - органы государственного управления. При этом, как и в других случаях важно сопоставить плату за передачу риска и приобретаемые выгоды.
Методы локализации риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники финансового риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить общий уровень риска предприятия. Подобные методы применяют многие крупные компании при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения. Для реализации таких проектов создают дочерние, т.н. венчурные предприятия, в пределах которых локализуется рискованная часть проекта. В менее сложных случаях в структуре предприятия образуют структурное подразделение для реализации рискованных проектов. При этом в обоих случаях сохраняются условия для эффективного подключения научно-технического потенциала материнской компании.
Методы диссипации риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия.
Методы компенсации риска предполагают создание механизма предупреждения опасности. Они, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.
Наиболее эффективным методом этого типа является использование в деятельности предприятия стратегического планирования. Оно как средство компенсации риска дает эффект в том случае, когда процесс разработки стратегии пронизывает все сферы деятельности предприятия, включая финансовую. Полномасштабные действия по стратегическому планированию могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест в операционном и финансовом циклах, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска предприятия, а, следовательно, разработать заранее комплекс компенсирующих мероприятий.
Рассмотрим основные приемы снижения степени риска.
Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов; диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности (например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и, соответственно, в пять раз снижает степень риска). Приобретение дополнительной информации о выборе и результатах. Более полная информация позволяет сделать точный прогноз и снизить риск, что делает ее очень ценной. Лимитирование - это установление лимита, то есть предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п., применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд, хозяйствующими субъектами для продажи товаров в кредит, предоставления займов, определения сумм вложения капитала и т.п. При самострахование предприниматель предпочитает подстраховаться сам, нежели покупать страховку в страховой компании; самострахование представляет собой децентрализованную форму, создание натуральных и денежных страховых фондов непосредственно в хозяйствующих субъектах, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску; основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. Страхование - защита имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Правовые нормы страхования в Российской Федерации установлены законодательством.