Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:45, доклад
Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся^ долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Управление людьми имеет важное значение для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни" одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Человек является важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.
— склонность к убеждению и сотрудничеству — способность человека воздействовать на других путем убеждения, привлекать партнеров на свою сторону, работать в кооперации с другими людьми;
— способность к ведению переговоров — умение человека в потенциально конфликтных ситуациях найти максимально устраивающее обе стороны решение, владение конкретными навыками (задавание вопросов, понимание ответов) как инструментом ведения переговоров;
— межличностные контакты — способность человека производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию, создавать привлекательный образ;
— знание английского языка — владение устной и письменной речью в объеме, достаточном для ведения беседы и составления письменных документов.
Совершенно изменяется ныне во всем мире отношение к главной производительной силе общества — человеку труда. Роль че-
ловека в процессе нововведений велика и постоянно растет. Он остается мерой вещей, главной действующей силой и основным действующим лицом прогресса.
В предпринимательской философии наметился поворот к человеку, его знаниям, квалификации, мотивации его труда. В современных условиях процесс бизнеса становится многогранным, воплощая единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе которых формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов. В основе этой модели лежит ориентация на высококвалифицированную рабочую силу, интегрированную в систему производства: непрерывность процесса обогащения знаниями и повышения квалификации; гибкость рабочей силы и организации труда; "экономика участия", делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства.
Новые методы организации труда используются как в сфере управления, так и^в производстве. Например, происходит отказ от узкой специализации. Границы между специальностями становятся менее жесткими, расширяются функции сотрудников, соответственно сокращаются градации в классификации рабочих мест. Все это позволяет повышать гибкость использования рабочей силы за счет ротации рабочих мест. Создаются автономные рабочие группы, призванные решать конкретные производственные задачи, с делегированием им определенного круга прав по распределению обязанностей в бригаде, контролю за качеством продукции и распределению финансового вознаграждения; организуются "кружки качества", призванные стимулировать инициативу сотрудников в решении различных производственных задач.
Происходит расширение как "горизонтального набора" операций, то есть внесение большого разнообразия в работу в рамках функций одного рода, так и "вертикального набора" обязанностей, то есть обеспечение большей автономности и ответственности работника в выполнении порученного дела, включение в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством собственного труда.
Более современная модель использования человеческих ресурсов может быть эффективной только в том случае, если она опирается на гибкий механизм трудовой мотивации, который учитывает изменившийся характер ценностной ориентации работников, включает в себя новые материальные и моральные стимулы, индивидуальные и коллективные формы. В последние годы возникла тенденция к индивидуализации заработной платы. Все шире ныне распространяются формы оплаты, увязанные не с текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Повышается роль разовых выплат, большей частью связанных с результатами деятельности компании. Участие в прибылях уже используется в предпринимательской практике для по-вышения заинтересованности работников в экономических успехах предприятия.
Более устойчивую заинтересованность в деятельности фирмы, особенно в обновлении производства, укреплении ее финансовой базы, дает участие в собственности. Оно реализуется, в основном, путем предоставления работникам части акций тех фирм, в которых они заняты, что позволяет не только сблизить интересы сотрудников и менеджеров, но и мобилизовать личные сбережения работников для инвестирования в производство.
Особенность нынешнего этапа эволюции систем участия — тенденция к совмещению различных форм, что, как показывает практика, обычно дает умноженный экономический эффект, особенно если оно базируется на использовании современной технологии и передовых формах организации труда. Весьма результативным оказывается, в частности, сочетание участия в собственности с участием в принятии решений. Обычно первое способствует укреплению чувства общности интересов сотрудников и фирмы, улучшению трудовых отношений, а второе — повышению активности в деле рационализации производства.
Объективные потребности
инновационного развития вызвали к
жизни новую концепцию
Все активнее применяется в этой области новая стратегия, которая включает следующие элементы:
— переориентацию кадровой
политики фирм с привлечения уже
готовых высококвалифицированны
— отказ от массового
использования
— сотрудничество компаний с университетами, колледжами, училищами в области разработки учебных программ по новым технологиям, в деле подготовки специалистов новых профессий;
— использование системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров внутри предприятия, подход к обучению
как к интегральной части современного производственного процесса.
При переходе к новым организационным формам изменяется и роль высшего руководства компании:
— решение проблем не может быть полностью предоставлено другим специалистам. Представители руководства должны стать лидерами в реализации стратегических проектов, обеспечивать интегрированное управление нововведениями, преобразованиями во всех подсистемах, включая развитие человеческих ресурсов;
— так как в процессе разработки стратегии приходится учитывать множество факторов со сложными взаимосвязями, менеджеры высшего уровня обязаны уделять больше внимания оценке совместимости, непротиворечивости отдельных решений, регулировать связи между фазами реализации и постановки (уточнения) целей;
— в связи с тем, что ожидаемые результаты процесса разработки стратегических решений часто меняются, руководителям не следует жестко фиксировать конкретные цели и нормы на определенный период, а следует предлагать сценарии, возможные направления развития и рекомендации для менеджеров других уровней;
— приходится существенно
перестраивать сети взаимосвязей между
представителями высшего
Эти подходы определяют новые требования к подготовке управленческих кадров. В сфере ноу-хау предстоит сдвиг от общих принципов классического "научного" управления в сторону ситуационного подхода, связанного с глубоким пониманием специфики предприятия: профиль руководителя высшего уровня должен в полной мере отражать особенности внутренней сферы бизнеса.
Если человеческий фактор
в современном менеджменте
Традиционных методов работы придерживаются государственные (недавно акционированные) компании, пребывающие в сложном финансовом положении, а также крупные коммерческие структуры с вертикальной жесткой иерархией. Основная проблема в их деятельности — отсутствие гибкости. Кадровики не участвуют в принятии управленческих решений. Они не имеют возможности воздействовать на тактику и стратегию кадровой работы. Оценкаперсонала, его стимулирование, мотивация, прогноз поведения оказывается вне сферы их деятельности. Такая ситуация обычно обусловливается тем, что менеджер или собственник фирмы в работе с персоналом старается все делать сам и боится отдать хотя бы часть своих полномочий. Но подобный подход к работе с кадрами оказывается абсолютно неэффективным при выходе на рынок. Если же появляется внешний инвестор, который меняет стратегию предприятия, то за сокращениями и перестановками начинается радикальная перестройка всей работы с персоналом.
Как правило, в этом случае систему действий определяет генеральный директор, организует и контролирует работу "куратор" из числа руководства, документацию оформляет бухгалтер, законодательные вопросы решает юрист. Но в этой ситуации быстро выявляется отсутствие технологий работы. Постоянные сбои при выполнении повторяющихся операций становятся нормой. Отсутствие самостоятельной функции по работе с персоналом оправдано только в малых фирмах, для которых характерны стабильность рыночной позиции. В противном случае руководству приходится рассматривать данный тип как временный.
^Увеличение численности
персонала, рост новых
Ориентация на развитие
персонала и формирование команды
связывается с планированием
тактики и стратегии в
Остановимся подробнее на работе кадровой службы фирмы. Как известно, управление персоналом представляет собой целенаправленное использование человеческого фактора для обеспечения роста производительности труда на предприятии. Оно осуществля-
ется с помощью различных
приемов, современных методов работы
с кадрами для раскрытия
— разработка принципов работы с кадрами в условиях предприятия;
— совершенствование методов работы с кадрами;
— организация деятельности службы, которая занималась бы управлением персоналом на предприятии.
Главными принципами работы с кадрами являются: индивидуализация, демократизация, информатизация, системность, подбор работников с учетом их психологической совместимости, учет пожеланий сотрудников при выборе форм и методов их переподготовки и повышения квалификации.
Принцип информативности кадровой работы предполагает применение современных средств вычислительной техники для процедур сбора, передачи, обработки, хранения, выдачи информации в целях оперативного принятия обоснованных кадровых решений. Этому способствуют оснащение кадровых служб персональными компьютерами и создание на их базе автоматизированных рабочих мест работников кадровой службы.
Принцип системности в работе с кадрами предполагает, что управление персоналом на предприятии должно охватывать не отдельные категории работающих, а весь состав персонала, решать не одномоментные задачи, а непрерывно возникающие проблемы в деятельности работника: от его приема на работу, в период продвижения по службе и до его последнего дня работы на предприятии. Нужно использовать разные методы, средства, приемы работы с персоналом, а не случайно принятое под влиянием настроения решение.
Любое управление предполагает наличие объекта управления, обоснование необходимости управления и выработку управленческих механизмов. Объектом управления человеческим фактором на предприятиях является весь персонал, все категории работающих. По имеющимся прогнозам в начале XXI века основным источником экономического роста будет повышение уровня обучения работников.
Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы.
Под управлением кадровыми ресурсами обычно понимают всю совокупность организационных мероприятий, направленных на оптимальное формирование коллектива и полное использование его способностей в производственном процессе (политика подбора и найма работников, развитие карьеры, мотивация, поощрения, увольнения с работы, уход на пенсию, лидерство в коллективе, культура, взаимоотношения и связи, развитие коллектива, творческая обстановка, подготовка персонала, управление конфликтными ситуациями). Для достижения успеха на рынке компании обязаны располагать стабильным персоналом.