Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:45, доклад
Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся^ долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Управление людьми имеет важное значение для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни" одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Человек является важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.
Какая подготовка нужна российским специалистам в области менеджмента, чтобы эффективно действовать на рынке в сложныхи непредсказуемых условиях российской действительности и как I ее обеспечить? Многочисленные исследования в этой области пока- | зали, что "ахиллесовой пятой" абсолютного большинства россий- \ ских менеджеров является слабая финансовая подготовка. Поэтому •; потребность в коренной перестройке всей системы обучения, пере- \ подготовке и повышении квалификации кадров менеджеров в России имеет объективный характер и предопределяется следующими обстоятельствами:
— особенностями современной
общеэкономической и
— состоянием финансов в государстве;
— бурным развитием финансово-
— усилением конкуренции на формирующемся рынке;
— резким повышением доли риска во всех сферах экономики;
— наличием серьезных региональных особенностей и проблем. Преодоление экономических и финансовых трудностей России
прямо и непосредственно связано с тем, насколько эффективно и грамотно смогут функционировать менеджеры всех рангов. Успехи же в этой сфере в условиях рыночного хозяйства нереальны без глубокого знания не только экономики, но и финансов, денег, кредита, умения применять эти знания на практике. Повышение квалификации поэтому призвано способствовать достижению качественно нового уровня управления структурами, системами, риском, финансами, работниками, проектами. Однако в современных условиях это невозможно без применения самых передовых методов обучения, новых технологий, программных и технических средств. Необходимость фундаментального изучения экономических и финансовых проблем обусловлена их ключевым значением в обстановке рынка. Управляющие всех рангов выполняют порученные им обязанности, которые так или иначе требуют компетенции в финансовых вопросах. В этих условиях обучение обязано обеспечить:
— необходимую теоретическую базу для освоения экономики и финансов предприятий, организаций, основ функционирования финансовых рынков;
— возможность проведения глубокого анализа реальных условий предприятий, организаций, применения более рациональных способов принятия решений в данной области, внедрения эффективных методов исследования конкретных ситуаций;
— практические навыки,
необходимые для успешного
Особую значимость приобретает возможность переподготовки и повышения квалификации работающих менеджеров в качестве неотъемлемого элемента непрерывного образования. В свое время Бенджамен Бриттен справедливо отметил: "Учеба — это как гребля против течения. Как только ты останавливаешься, тебя относит назад". Абсолютное большинство управленцев в России уже имеет определенную образовательную базу, во многих случаях высшее
э -
образование. Тем не менее, как правило, они не располагают сколько-либо достаточными познаниями в области экономики и финансов вообще и применительно к условиям рынка с учетом российской специфики в этой области в особенности. Однако именно такие знания становятся ныне объективно необходимыми для выполнения возлагаемых на них функций.
Российские рыночные
структуры из-за отсутствия в должном
объеме квалифицированных
чего можно добиться.
Основной принцип подготовки и переподготовки специалистов в области экономики и финансов — ориентация на требования практики с учетом российской специфики и менталитета. Это ни в коей мере не исключает необходимость приобретения и углубления знаний по экономической теории. Система обучения не должна концентрироваться только на детализации практических сведений, а исходить из принципа обобщения, передавать обучающимся широкий спектр знаний, обеспечивать развитие умения правильно понимать и успешно решать частные и общие проблемы. Такие формы обучения как деловые игры или самостоятельные исследования практических ситуаций выходят ныне поэтому на передний план. В процессе обучения и переобучения управленческих кадров к ним предъявляются самые высокие требования, свойственные современным представлениям о специалисте. Поскольку ранее приобретенные знания и навыки сегодня устаревают быстрее, чем когда бы то ни было, предстоит воспитание у них потребности постоянного повышения собственной квалификации. На основе приобретаемых знаний требуется выработка у менеджеров (реальных и потенциальных) таких качеств, как гибкость, тактичность в работе, мобильность, знание иностранных языков. Нужна обширная информация в области электронной обработки данных, приобретение и расширение практического опыта, благодаря участию в проектах осуществляемых на предприятиях.
Финансово-экономическая подготовка менеджеров опирается на следующие базовые предпосылки:
— ориентация на реально сложившиеся на российском рынке
условия;
— обязательная компетенция в финансово-экономической проблематике как непременное условие продвижения по службе; — обучение быть руководителем, выработка необходимых социальных навыков;
— готовность к постоянному
и последовательному
— развитие способности работать не только эффективно, но и коллективно, в команде;
— постоянное проявление собственной инициативы.
С учетом особенностей современного этапа развития России и возможностей ее экономики в деле подготовки и переобучения кадров менеджеров целесообразно исходить из следующих предпосылок:
— на данном этапе преобладающей формой повышения квалификации менеджеров должна быть переподготовка. Это позволит существенно повысить уровень их знаний и деловых навыков в сравнительно короткие сроки и при относительно небольших удельных затратах. Такой подход имеет особое значение для страны, испытывающей сегодня колоссальные денежные затруднения;
— переобучение и повышение квалификации управляющих должны основываться не на механическом применении опыта стран с развитой рыночной экономикой, который сам по себе очень важен, а на максимальном использовании уже накопленного отечественного опыта, строгом соблюдении лучших национальных традиций в сфере образования и с учетом специфики переходного к рынку этапа развития нашего государства;
— для выполнения задачи по переобучению и повышению квалификации специалистов по управлению требуется создание специальных учебных центров, унификация их государственного лицензирования и аккредитации;
— приоритет в последовательном совершенствовании знаний менеджеров отдается не краткосрочным курсам повышения квалификации, а различным вариантам достаточно длительной, более фундаментальной переподготовки кадров, не имеющих высшего экономического образования, в том числе и получению второго высшего образования;
— второе высшее (экономическое) образование должно базироваться на государственном стандарте подготовки специалистов такого рода.
В процессе приобщения менеджеров к финансово-экономическим знаниям в условиях формирующегося рынка в полной мере должны учитываться современные тенденции развития рыночных отношений, такие, как четкое определение возможных рисков и страхование от них, в том числе и через использование производных финансовых инструментов, согласование финансовой политики не только в рамках всей державы, но и в пределах каждой компании, переход на международные правила бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обеспечение постоянной системной и дифференцированной деятельности всех подразделений любого пред-
>i
приятия с точки зрения их рентабельности, своевременное и качественное выполнение обязательств перед инвесторами.
Бурный прогресс техники
позволяет быстрее и
Наиболее совершенным
и перспективным вариантом
— произвольное (в пределах системы телекоммуникаций) расположение учебных мест;
— чрезвычайно высокая оперативность подачи и обновления
информации;
— возможность свободного (в пределах системы телекоммуникаций) территориального перемещения обучаемых;
— высокая оперативность обратной связи;
— возможность автоматизированной (автоматической) обработки и анализа контрольной информации;
— разнообразие форм предоставления материала;
— сравнительно низкая стоимость по сравнению с традиционными системами аналогичного назначения.
Internet позволяет устанавливать связи типа "один ко многим", поэтому возможно реализовать "виртуальные учебные классы", в которых обучаемые находятся в различных местах города или страны и могут проходить в учебном центре материал одновременно или каждый в выбранное им время, взаимодействуя с пре-подавателем или обучающей системой. Другим вариантом организации работы виртуального учебного класса является режим "обучения по требованию". В этом случае преподаватель заблаговременно разрабатывает на компьютере материалы и обучающие программы, доступные через Internet. На учащихся заводятся компьютерные "учетные карточки" по каждому из изучаемых ими курсов, в которых, помимо прочей информации, отмечаются места в используемом материале, на которых они в последний раз остановились.
Учебный процесс строится следующим образом. Обучаемый включает компьютер, запускает программу дозвона по телефону (или соединения по локальной сети) с компьютером поставщика услуг Internet. После соединения устанавливается связь с сервером учебного центра. Пользователь проходит процедуры аутентификации (определение "подлинности" пользователя) и регистрации, в ходе которых устанавливается его личность и определяется место выхода из проходимых им обучающих курсов. Если на имя обучаемого пришла персональная или групповая почта (задания, индивидуальные рекомендации, ответы преподавателя на вопросы), он может просмотреть ее немедленно или позже.
Далее предлагается список
доступных ему учебных
Подача материала обучаемым
и его корректировка
окончании курса обучаемый может восстановить соединение, чтобы послать почтой вопросы, отчеты, или перейти к другому материалу. Повышение требований и новые подходы в области подготовки и переподготовки менеджеров в сфере экономики и финансов делают необходимыми:
— постоянную разработку и практическое внедрение новых методов учебы;
— обучение слушателей умению быть руководителем, культуре управления людьми, воспитание таких способностей как культура ведения дискуссий, творческая работа в коллективе, профессиональный язык, выработка навыков быстрого реагирования на изменения ситуации и т. д.;