Управление человеческими ресурсами в г.Череповце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработка направлений и механизмов совершенствования принятия и реализации управленческих решений в сфере управления человеческими ресурсами муниципального образования на примере г.Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
 Исследовать особенности управления ресурсами муниципального образования.
 Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития.
 Исследовать возможности муниципального управления развитием человеческого капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 7
1.1. Сущность и значение человеческих ресурсов
в социально-экономическом развитии муниципального образования 7
1.2. Управленческое решение как фактор
развития человеческого потенциала 14
1.3. Методы управления человеческими ресурсами
муниципального образования 19
II. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЭРИИ Г.ЧЕРЕПОВЦА 22
2.1. Характеристика организации 22
2.2. Анализ методов управления человеческими ресурсами 31
2.3 Анализ процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений по развитию человеческих ресурсов города 43
III. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Г.ЧЕРЕПОВЦА 47
3.1. Стратегические направления развития
человеческого потенциала города до 2022 года 47
3.2. Развитие профессионального образования территории с целью
приведения в соответствие человеческого капитала потребностям
социально-экономического развития муниципального образования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Вложенные файлы: 1 файл

целиком.doc

— 487.50 Кб (Скачать файл)

Изучив существующие на сегодняшний день варианты трактовки понятия человеческого потенциала зарубежными и отечественными специалистами, мы можно предложить следующее определение данной категории:  человеческий потенциал –  это совокупность взаимодополняющих факторов физического и нравственного здоровья населения,  его культурного,  интеллектуального и духовного уровня, степень развития которых соответствует социально-экономическим характеристикам среды и является достаточным для необходимого поддержания и сохранения жизнеспособности общества, а также его дальнейшего развития.

Физическое  здоровье человека можно оценить  определенными параметрами: продолжительностью жизни, количеством заболеваний,  демографической ситуацией и  т.д.  На данном этапе развития современного общества физическое здоровье является немаловажным фактором для окупаемости инвестиций, которые вкладывает человек в свое образование, т.к. физически здоровый человек способен более длительно и эффективно осуществлять трудовую деятельность,  что выгодно как для него,  так и для общества в целом.

Что же касается нравственного здоровья,  то оно  включает моральные,  духовные, культурные ценности, которые есть у человека и которые он реализует на протяжении жизни. Эти ценности позволяют человеку гармонизировать свою жизнь, решать межличностные проблемы,  уметь социально оценивать проекты и т.д.

Человеческий  потенциал по своей сути в рыночной экономике реализуется через  конкретные формы капитала.  Чем  здоровее будет человек,  чем всестороннее он будет развит, чем более духовно и нравственно воспитан,  тем больше у него потенциал для человеческого, интеллектуального, духовного, культурного и социального капитала [3].

Осознание значимости целостности человеческой личности в хозяйственной жизни общества послужило переходу от сугубо материального узкого понимания развития к более целостному, что и обусловило становление концепции человеческого развития. В рамках Программы развития ООН был дан толчок для расширения и развития проблематики человеческого потенциала.

Концептуальный подход к изучению и развитию человеческого потенциала разработан на основе научных теорий группой экспертов Программы развития ООН. Он впервые был изложен во всемирном «Докладе о человеческом развитии за 1990  год». В нем рассматривается развитие человеческого потенциала как собственно цель и критерий общественного прогресса.  При этом человеческое развитие может рассматриваться и как фактор роста производительности труда и национального дохода, однако этот рост имеет смысл лишь в том случае,  когда оно действительно влияет на расширение возможностей людей.

Человеческое  развитие рассматривается и как  процесс расширения человеческого  выбора, и как достигнутый уровень  благосостояния людей.   Вместе с  тем,  на любом этапе развития человечества остаются три ключевых блока проблем,  три группы потребностей человека -  прожить длинную и здоровую жизнь, приобретать, расширять и обновлять знания, иметь доступ к средствам существования, которые обеспечивают достойный уровень жизни.  Тот или другой уровень решения этих проблем определяет и образ жизни, и перспективы решения других жизненных вопросов. 

В рамках данной концепции был предложен обобщенный показатель - индекс человеческого  развития (ИЧР). На сегодняшний день он исчисляется в 177  странах мира,  а также в группах стран и по миру в целом. В его основе лежат три принципа [13]:

  • прожить долгую и здоровую жизнь (долголетие); 
  • получать, расширять и обновлять знания (образованность);  
  • иметь доступ к средствам существования, которые обеспечивают достойный уровень жизни (материальный уровень жизни);

В основе выделения  именно этих измерений -  принцип  безусловности выбора,  согласно которому каждый человек,  имея возможность  выбирать,  преимущество продолжительной  жизни предпочтет высшему уровню образования и большему материальному благосостоянию.  Вместе с тем понятно, что фактически человек выбирает не просто продолжительную жизнь, высший уровень образования и большее благосостояние,  а и все те блага и преимущества,  которые с этим связаны.  Например,  высший уровень образования означает более широкие возможности самореализации, интересную работу, высокий статус, большие доходы и т.д.

Три избранные  ПРООН измерения человеческого  развития отображают более широкий  спектр человеческих возможностей, чем, кажется на первый взгляд. Вместе с тем много важных измерений человеческого развития, относительно которых также действует принцип безусловности выбора,  не входят в предложенную модель индекса человеческого развития.  Такими измерениями есть,  например,  свобода человека,  экологическая среда, равноправие и много других важных для людей аспектов жизни. Эти измерения не игнорируются концепцией человеческого развития,  но по причинам проблематичности их оценивания в разных странах они не включаются в расчет индекса человеческого развития, а рассматриваются отдельно от основной модели как ее важное дополнение.

На данный момент ИЧР не является адекватным понятию  человеческий потенциал, в соответствии с тем определением, которое было предложено выше.

Что же касается трансформационной экономики России, то можно отметить,  что существует ряд неоспоримых факторов,  свидетельствующих о недостатках в воспроизводстве человеческого потенциала. Это касается и сферы доходов населения, которая формирует основы воспроизводства человеческого капитала, и проблемы семьи, которая сейчас находится в кризисе, и проблемы системы образования,  и демографического кризиса в России, которые накладывают отпечаток на качество человеческого потенциала [19, с.42].

Обратим внимание на моменты, которые напрямую указывают на разрушение человеческого потенциала. Это, прежде всего, демографический кризис,  который проявляется в депопуляции,  сокращении продолжительности предстоящей жизни,  старении населения.  Кризис социально-трудовой сферы ведет к прямому и косвенному вымыванию человеческого потенциала.  Усиливается социальное расслоение и неравенство, накапливаются противоречия в сфере воспроизводства рабочей силы.

Все эти проблемы заставляют задуматься о том,  что  в нынешнее время в нашей стране подорван процесс накопления человеческого потенциала и будущего развития человека и личности.

 

1.2. Управленческое  решение как фактор 

развития человеческого  потенциала

 

Решение – это  результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.

Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, на создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности. На разработку и реализацию решений оказывают влияние множество факторов, в том числе личностные качества человека, отношения в его семье, религия и др.

Каждый человек ежедневно принимает решения различного характера и делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла («хотел сделать как лучше»). В простых случаях результаты чаще соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не соответствовать целям решения. Особенно это касается разработки и реализации решений в организациях, формирование и развитие которых проходит в условиях постоянно меняющихся параметров внешней и внутренней среды. Например, введение новых технических, экологических стандартов и норм безопасности, усиление конкуренции и энергетического кризиса, увеличение конфликтов между администрацией и профсоюзами. Эти изменения идут постоянно, поэтому требуется оперативное регулирование деятельности организации со стороны руководителя [4, с.32].

Регулирование достигается  разработкой и реализацией многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации. Основной вид решения в экономике – управленческое решение, осуществляемое линейными и функциональными руководителями.

Управленческое решение (далее – УР) – это результат  коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный, общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает решения, то коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс. Труд по разработке управленческих решений должен быть высоко профессиональным, использующим теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных ученых, а также накопленный и систематизированный практический опыт.

Каждое УР затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании.

Экономическая сущность УР проявляется в том, что на разработку и реализацию любого УР требуются  финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР должна принести компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности компании.

Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том, что информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу. Это очень существенная часть всего УР. Многие авторы публикаций об УР называют их организационными решениями.

Социальная  сущность УР заложена в механизме  управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе.

Правовая сущность УР состоит  в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при реализации УР может привести к отмене решения, ответственности за его реализацию или даже за разработку. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а за незаконно реализованное решение на компанию может быть наложен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР. Поэтому во многих компаниях УР проходит правовую экологическую экспертизу.

Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения  персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации УР.

Управленческие решения  являются важным фактором развития человеческого потенциала муниципального образования, поскольку с их помощью реализуются конкретные мероприятия, направленные реализацию политики социально-экономического развития города (модернизация системы здравоохранения, образования, сферы культуры и жилищно-коммунального хозяйства; совершенствование системы оплаты труда; обеспечение доступности жилья и др.) [1, с.18].

Человеческий потенциал  муниципального образования – это  совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей – как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Основу человеческого  потенциала составляет демографический  потенциал, определяемый численностью и возрастно-половым составом населения. Хотя Россия входит в число крупнейших по числу жителей стран мира, существует очевидное несоответствие между ее населением и размерами территории, протяженностью границ, огромностью пространств, нуждающихся в освоении, неразвитостью поселенческой сети и т.п. При этом Россия несет очень большие демографические потери из-за высокой преждевременной смертности. Но даже если эти потери удастся сократить, в ближайшие десятилетия у России нет шансов хоть сколько-нибудь увеличить численность своего населения за счет его естественного воспроизводства. Единственным источником роста (а в худшем случае – хотя бы стабилизации) численности населения России может стать иммиграция.

Многомерный человеческий потенциал  зависит от качественных характеристик  людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой.

Вопрос о социально-политическом потенциале неотделим от вопроса  об экономическом потенциале (собственность, доходы, уровень жизни). Если в советское время экономический потенциал разных социальных групп был, в значительной степени, функцией их политического потенциала, ибо он измерялся мерой участия во владении общественным (читай: государственным) богатством, его распределении и использовании т. е., по существу, мерой доступа к рычагам власти, то теперь соотношение меняется. Все общественные слои, и прежде всего высший и средний классы, которые в идеале должны охватывать большинство населения, осознают свои экономические интересы и служат динамичным источником импульсов к развитию (эта роль прежде принадлежала монополисту-государству). При определении курса развития заинтересованные собственники должны заменить равнодушного государственного чиновника - в этом заключается одна из главных целей реформ. Однако такой поворот порождает много новых проблем, связанных с необходимостью ограничивать эгоистические интересы собственников, защищать интересы неимущих или малоимущих слоев, без чего не может сохраняться социальный мир, целостность и устойчивость общества [10, с.58].

Информация о работе Управление человеческими ресурсами в г.Череповце