Управление человеческими ресурсами в г.Череповце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработка направлений и механизмов совершенствования принятия и реализации управленческих решений в сфере управления человеческими ресурсами муниципального образования на примере г.Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
 Исследовать особенности управления ресурсами муниципального образования.
 Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития.
 Исследовать возможности муниципального управления развитием человеческого капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 7
1.1. Сущность и значение человеческих ресурсов
в социально-экономическом развитии муниципального образования 7
1.2. Управленческое решение как фактор
развития человеческого потенциала 14
1.3. Методы управления человеческими ресурсами
муниципального образования 19
II. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЭРИИ Г.ЧЕРЕПОВЦА 22
2.1. Характеристика организации 22
2.2. Анализ методов управления человеческими ресурсами 31
2.3 Анализ процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений по развитию человеческих ресурсов города 43
III. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Г.ЧЕРЕПОВЦА 47
3.1. Стратегические направления развития
человеческого потенциала города до 2022 года 47
3.2. Развитие профессионального образования территории с целью
приведения в соответствие человеческого капитала потребностям
социально-экономического развития муниципального образования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Вложенные файлы: 1 файл

целиком.doc

— 487.50 Кб (Скачать файл)

Проблематика формирования и развития человеческого потенциала оказывается, таким образом, тесно связанной  с проблематикой экономических  и прочих возможностей разных социальных слоев и групп, стало быть, с экономической и социальной дифференциации общества. Это, в свою очередь, подводит к вопросу о новых механизмах социальной солидарности, которые позволили бы смягчить неблагоприятные последствия неравенства и в то же время не означали бы возврата к уравнительному государственному патернализму советского времени. Он действительно ограничивал дифференциацию, но это достигалось на крайне низком общем уровне благосостояния и уничтожало стимулирующее действие зависимости между трудовым вкладом и экономическим результатом. Лишенная обратных связей экономика не могла быть эффективной. Чтобы избежать повторения этой тупиковой схемы, надо переформулировать саму задачу социальной защиты: стремиться не к тому, чтобы облагодетельствовать из государственной или общественной казны как можно большее число людей, а к тому, чтобы как можно большее число людей не нуждалось в государственных или общественных благодеяниях. Это и означало бы повышение самостоятельного экономического потенциала индивида и семьи.

Еще одна сторона человеческого  потенциала - социокультурный потенциал (культурный уровень, образованность, духовные интересы, система ценностей). Носителями индивидуальных, групповых  и классовых интересов всегда выступают конкретные люди, деятельность которых направляется усвоенными ими в процессе социализации целями и ценностями. Эти цели и ценности складываются на социетальном, надиндивидуальном уровне и отражают коллективные интересы всего общества или его частей, социальных слоев и групп. Поэтому для формирования и реализации человеческого потенциала очень важно, насколько устойчивы и непротиворечивы принимаемые обществом цели и ценности и насколько облегчено или затруднено усвоение этих ценностей каждым отдельным человеком.

 

1.3. Методы  управления человеческими ресурсами 

муниципального  образования

 

В настоящее время  на муниципальном уровне осуществляется влияние на развитие человеческого  капитала на ранних этапах его формирования: обучение, воспитание (знания, умения, жизненный опыт, развитие природных способностей); повышение заработной платы и других доходов; развитие трудового потенциала; содействие этно-культурному развитию; решение социальных вопросов (улучшение демографической ситуации и др.). При этом можно считать целенаправленными только развитие системы общего образования и здравоохранения. Развитию профессионального образования на муниципальном уровне внимания практически не уделяется, так как эта сфера подведомственна федеральному и региональному уровням управления.

Основные факторы, препятствующие развитию человеческого капитала в  сложившейся системе муниципального управления: низкий уровень жизни  населения, неблагоприятные климатические  условия, низкий уровень обеспеченности местами детей в дошкольных учреждениях, недостаточное финансирование образования и здравоохранения (в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров управления), медленное внедрение информационных и других новых технологий [3].

В настоящее время  для развития муниципальных образований в программах социально-экономического развития (далее – СЭР) предусмотрено немало: улучшение жизни населения, повышение качества обслуживания населения в социальной сфере, посильное развитие муниципальной системы образования и здравоохранения, содействие занятости населения и др. Однако эти воздействия в части развития человеческого капитала не являются целенаправленными и системными, носят скорее стихийный характер.

Для целенаправленного  развития человеческого капитала территории необходимы: анализ потребностей территории; анализ состояния человеческого  капитала; целенаправленное муниципальное  управление – разработка программы  социально-экономического развития территории с учетом развития человеческого капитала; привлечение инвестиций.

При разработке программ социально-экономического развития территорий необходимо проводить анализ ресурсного потенциала с точки зрения потребностей территории, в том числе потребностей развития человеческого капитала в соответствии с задачами перспективного развития. Разработка программы развития человеческого капитала в соответствии с выявленными потребностями должна включаться в программу социально-экономического развития муниципального образования.

Результаты исследований подтверждают выводы о возможности  развития системы частного инвестирования в образование физическими лицами. Готовность семей платить за образование  в последние годы растет. При этом прирост частных средств, направляемых в образование, может превышать рост личных расходов граждан. В то же время из-за низких реальных доходов лишь 25-30 % семей реально могут принимать участие в финансировании образования своих детей. Развитие системы частного инвестирования со стороны организаций возможно при создании соответствующих привлекательных условий [19, с.124].

Увеличение доли частного инвестирования в человеческий капитал  и в частности в профессиональное образование территории будет способствовать решению проблем его неэффективного финансирования и структурных перекосов развития, неизбежно возникающих в условиях дефицита бюджетного финансирования.

Частное инвестирование в человеческий капитал через  образование с использованием определенных финансовых инструментов (образовательного кредита, образовательного страхования и образовательных ценных бумаг) является достаточно распространенной практикой в высшем образовании многих стран мира, но в России только начинает развиваться.

Исследования выявляют значительную долю населения, проявляющего интерес к этим инструментам. Интерес к новым финансовым инструментам целевых сбережений имеют почти 58% реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг. Особый интерес проявляется к длительному, поэтапному накоплению и к банковскому кредиту. Все это свидетельствует о том, что сама система частного инвестирования в образование имеет перспективы развития в современной российской экономике. Схема муниципального управления развитием человеческого капитала приведена на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Схема муниципального управления

развитием человеческого  капитала территории

На смену взглядам на образование как на потребляющее и непроизводительное должно прийти понимание, что современное профессиональное образование приобретает особую экономическую роль в развитии территории, а состояние системы профессионального образования на территории, в конечном счете, предопределяет ее развитие на ближайшие годы.

Поскольку в сфере  непосредственного муниципального управления находится только муниципальная  система образования, важным инструментом развития человеческого капитала может стать муниципальный заказ на профессиональное образование.

В настоящее время  муниципальный заказ на профессиональное образование формируется как  правило только за счет средств муниципального бюджета в части подведомственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальной сферы. Муниципального заказа на профессиональное образование вне подведомственной сферы практически нет.

На муниципальном уровне условия формирования муниципального заказа на профессиональное образование  просматриваются как привлечение  дополнительных инвестиций из федерального и регионального бюджетов, обеспечение возможностей трудоустройства выпускников и создание привлекательных условий для населения.

Наиболее гибким инструментом является муниципальный заказ на дополнительное профессиональное образование, предоставляющий возможности повышения  квалификации и профессиональной переподготовки не только для муниципальных служащих и работников муниципальной сферы.

 

 

II. Анализ и управление человеческими ресурсами

города  на примере управления стратегического  планирования мэрии г.Череповца

 

2.1. Характеристика организации

 

Управление стратегического  планирования мэрии г. Череповца было создано для обеспечения реализации стратегии развития города на основе элементов системы стратегического управления городом, а также организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города.

В своей деятельности управление стратегического планирования руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Вологодской области, постановлениями Губернатора и Правительства Вологодской области, Уставом города Череповца, решениями Череповецкой городской Думы, постановлениями и распоряжениями мэрии города и Положением о своей работе.

Согласно Положению  об управление стратегического планирования, основными задачами отдела являются:

  1. Разработка, внедрение и постоянное совершенствование системы стратегического управления городом, мониторинг достижения целей Программы социально-экономического развития города.
  2. Подготовка предложений и содействие внедрению новых управленческих технологий, проектов, способствующих организационному развитию и повышению эффективности деятельности органов мэрии города, предприятий, учреждений, некоммерческих партнерств на основе системы сбалансированных целевых показателей.
  3. Координация деятельности органов мэрии города, муниципальных предприятий и учреждений, некоммерческих партнерств:
  • по разработке и внедрению элементов системы стратегического управления городом, новых управленческих технологий, иных проектов развития города;
  • в процессе формирования итоговых документов проекта и отчетности по исполнению Программы социально-экономического развития города.
  1. Осуществление деятельности по формированию итоговых документов проекта и отчетности по исполнению Программы социально-экономического развития города.
  1. Создание и совершенствование методической базы для осуществления деятельности по следующим направлениям:
  • формирование итоговых документов проекта и отчетности по исполнению Программы социально-экономического развития города;
  • внедрение элементов системы стратегического управления городом, иных проектов развития города в органах мэрии, на предприятиях и в учреждениях, некоммерческих партнерствах.
  1. Обеспечение подготовки и проведения заседаний экспертного совета по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности в городе, обеспечение общественности города информацией о реализации Программы социально-экономического развития города.

В состав функций  управления стратегического планирования мэрии г.Череповца входит следующее:

  1. Разработка и внедрение методологии, правил и процедур, регламентирующих деятельность органов мэрии города, муниципальных предприятий и учреждений, некоммерческих партнерств по внедрению элементов системы стратегического управления городом, иных проектов развития города.
  2. Внесение предложений по совершенствованию и корректировке нормативной правовой базы мэрии города и Череповецкой городской Думы, необходимой для внедрения системы стратегического управления городом, иных проектов развития города.
  3. Координация процессов внедрения в органах мэрии города, муниципальных предприятиях и учреждениях, некоммерческих партнерствах элементов системы стратегического управления городом, новых управленческих технологий, иных проектов развития города.
  4. Консультационное сопровождение органов мэрии города, муниципальных предприятий и учреждений, некоммерческих партнерств по вопросам внедрения элементов системы стратегического управления городом, новых управленческих технологий, иных проектов развития города.
  5. Изучение, анализ и адаптация новых управленческих технологий к применению в управлении муниципальным хозяйством.
  6. Анализ текущего состояния и внешнего окружения города, подготовка предложений по необходимым корректировкам стратегии развития города, элементов системы стратегического управления городом.
  7. Проектирование и внедрение механизмов взаимодействия участников системы стратегического управления городом.
  8. Организация и контроль исполнения работ по договорам с внешними экспертами и экспертными организациями по вопросам деятельности управления.
  9. Подготовка предложений по проектам обучающих программ по развитию управленческих компетенций и навыков деятельности сотрудников органов мэрии города, муниципальных предприятий и учреждений, некоммерческих партнерств, участие в рамках компетенции управления в реализации обучающих программ.
  10. Формирование итоговых документов проекта Программы социально-экономического развития города, промежуточных и итоговых отчетов по исполнению Программы социально-экономического развития города.
  11. Разработка методических рекомендаций, проектов муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность по формированию проекта и отчетности по исполнению Программы социально-экономического развития города.
  12. Осуществление деятельности по мониторингу достижения целей Программы социально-экономического развития города.
  13. Подготовка аналитических записок к Программе социально-экономического развития города.
  14. Разработка и совершенствование форм заявок для формирования проекта Программы социально-экономического развития города, заявок по корректировкам и форм отчетности по исполнению Программы социально-экономического развития города для всех участников планирования.
  15. Внесение предложений о необходимости разработки программного обеспечения по мониторингу внедрения элементов системы стратегического управления городом, достижения целей Программы социально-экономического развития города.
  16. Оказание консультационной поддержки органам мэрии города, муниципальным предприятиям и учреждениям, некоммерческим партнерствам в части формирования итоговых документов проекта, внесения корректировок и отчетности по исполнению Программы социально-экономического развития города.
  17. Формирование повестки дня, приглашение членов и участников экспертного совета по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности в городе, оформление протоколов и подготовка выписок из протокола экспертного совета по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности в городе.
  18. Подготовка документов и презентационных материалов для обеспечения общественности города информацией об исполнении Программы социально-экономического развития города.
  19. Формирование ежеквартально и по итогам года отчетных данных по достижению показателей программы социально-экономического развития в соответствии с миссией и картой стратегии управления.
  20. Участие в процессе планирования развития города:

Информация о работе Управление человеческими ресурсами в г.Череповце