Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:17, доклад
Человеческий капитал – воплощенная в индивидууме способность приносить доход. Составляющие человеческого капитала: врожденные способности и таланты, а также образование, приобретенная квалификация и мотивация, лояльность и умение работать в команде, управлять взаимодействием, в том числе конфликтным, а также управлять обучением и изменениями.
Человеческий капитал – воплощенная в индивидууме способность приносить доход. Составляющие человеческого капитала: врожденные способности и таланты, а также образование, приобретенная квалификация и мотивация, лояльность и умение работать в команде, управлять взаимодействием, в том числе конфликтным, а также управлять обучением и изменениями.
Впервые термин "человеческий капитал" появился
в работах Теодора Шульца, экономиста, интересовавшегося
трудным положением слаборазвитых стран.
Шульц заявлял, что улучшение благосостояния
бедных людей зависело не от земли, техники
или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал
этот качественный аспект экономики "человеческим
капиталом". Шульц, получивший Нобелевскую
премию в 1979 году, предложил следующее
определение: "Все человеческие способности
являются или врожденными, или приобретенными.
Каждый человек рождается с индивидуальным
комплексом генов, определяющим его врожденные
способности. Приобретенные человеком
ценные качества, которые могут быть усилены
соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом".
Можно описать человеческий капитал как
комбинацию следующих факторов:
* качества, которые человек привносит
в свою работу: ум, энергия, позитивность,
надежность, преданность;
* способность человека учиться: одаренность,
воображение, творческий характер личности,
смекалка ("как делать дела");
* побуждения человека делиться информацией
и знаниями: командный дух и ориентация
на цели.
Чтобы
максимально получать прибыль, необходимо
уметь грамотно и организованно руководить
человеческим капталом, т.к. персоналом
и его способностями.
Стержень любой организации — работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. Система управления персоналом очень разносторонняя и многогранная. Она включает в себя все аспекты взаимодействия работников с организацией.
Управление персоналом организации является
целенаправленной деятельностью руководящего
состава организации, руководителей и
специалистов подразделений системы управления
персоналом. Она включает в себя разработку
концепции и стратегии кадровой политики,
принципов и методов управления персоналом.
Созданию системы и координации работы
составляющих организации служит подразделение
(отдел) управления персоналом в современной
организации. Он имеет собственную иерархию
должностей, которая является составной
частью общеорганизационной иерархии.
Такой отдел является функциональным
подразделением, и его сотрудники напрямую
не участвуют в основной деятельности
организации. Вместе с тем, степень эффективности
их работы в большой мере зависит от степени
взаимодействия с линейными подразделениями. В практической деятельности линейные
службы несут прямую ответственность
за достижение целей организации и
поэтому наделены полномочиями принимать
решения, касающиеся распределения и эффективного
использования имеющихся трудовых ресурсов.
Функциональные подразделения призваны
при помощи экспертных советов помогать
линейным руководителям повышать эффективность
принимаемых решений. Поэтому наиболее
оптимальной моделью взаимодействия линейных
подразделений и отдела управления персоналом
является та, при которой линейные руководители
делегируют этому отделу право принятия
решений по широкому спектру вопросов
управления персоналом Функции отдела
управлением персоналом организации заключается
в:
Для успешного выполнения своих должностных обязанностей работники отдела, наряду с другими качествами, должны обладать следующими базовыми характеристиками:
Технология управления
персоналом охватывает широкий спектр
функций от приема до увольнения кадров:
наем, отбор и прием персонала;
деловую
оценку персонала при приеме и аттестации;
профориентацию и трудовую адаптацию;
мотивацию трудовой деятельности персонала
и его использования; организацию труда
и соблюдение этики деловых отношений;
управление конфликтами и обеспечение
безопасности персонала; обучение, повышение
квалификации и переподготовку кадров;
управление поведением персонала в организации;
управление социальным развитием кадров;
высвобождение персонала.
Управление персоналом предусматривает
информационное, техническое, нормативно-методическое,
правовое и делопроизводственное обеспечение
системы управления персоналом. Руководители
и работники подразделений системы управления
персоналом решают вопросы оценки результативности
труда руководителей и специалистов управления,
оценки деятельности подразделений системы
управления организации, оценки экономической
и социальной эффективности совершенствования
управления персоналом.
Работники отдела управления персоналом
должны знать и понимать специфику производственной
деятельности организации, видеть перспективы
ее развития, в том числе и в долгосрочном
периоде, иметь четкое представление о
связях организации, ее потребителях,
а также уметь разрабатывать эффективные
системы управления персоналом в организации.
Эффективность системы управления персоналом
организации — это система показателей,
отражающих соотношение затрат и результатов,
применительно к интересам его участников.
Она выражается в достижении максимального
эффекта при минимальных затратах трудовых
ресурсов и измеряется как отношение результата
к затратам живого труда во всех сферах
деятельности организации
Эффективная деятельность организации
требует выработки направления ее развития.
Именно поэтому работники отдела управления
персоналом должны уметь сформулировать
поставленные цели организации и найти
способы их достижения и реализации на
каждом этапе. Ее иерархической ступени.
Это потребует от них знания принципов
планирования и принятия решений, разрешения
конфликтов и т.д.
Методы управления персоналом организации
Методами управления персоналом называют
способы воздействия на коллективы
и отдельных работников с целью
осуществления координации их деятельности
в процессе производства. Все методы
делятся на три группы: административные,
экономические и социально-
Административные
методы ориентированы на такие мотивы
пове-дения, как осознанная необходимость
дисциплины труда, чувство долга, стремление
человека трудиться в определенной организации
и т.п. эти методы отличает прямой характер
воздействия: любой регламентирующий
и административный акт подлежит обязательному
исполнению.
Для административных методов характерно
их соответствие право-вым нормам, действующим
на определенном уровне управления, а
также нормам и распоряжениям вышестоящих
органов управления.
Экономические
и социально-психологические методы
носят кос-венный характер управленческого
воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое
действие этих методов, достаточно трудно
определить силу их воздействия и конечный
эффект. С помощью экономических методов
осуществляется материальное стимулирование
коллективов и отдельных работников. Эти
методы основаны на использовании экономического
механизма. Социально-психологические
методы управления в свою очередь основаны
на использовании социального механизма
(система взаимоотношений в коллективе,
социальные потребности и т.п.).
Все виды методов органично связаны между
собой.
Организации существуют для достижения
стоящих перед ними целей. Степень
реализации этих целей показывает
насколько эффективно действует организация,
то есть насколько эффективно она использует
находящиеся в ее распоряжении ресурсы.
А эффективность работы организации в
целом складывается из эффективности
использования каждого из организационных
ресурсов, в том числе каждого сотрудника.
Естественно, что сотрудники организации
неодинаково выполняют свои производственные
обязанности — в любой организации есть
свои лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако,
чтобы провести эту дифференциацию, необходимо
иметь единую систему регулярной оценки
эффективности выполнения каждым сотрудником
своих должностных функций. Такая система
повышает эффективность управления персоналом
организации через:
Названные выше преимущества, получаемые организацией, исполь-зующей систему оценки персонала, реализуются наиболее полно при объективности оценки, открытости ее критериев, соблюдении строгой конфиденциальности результатов, активном участии сотрудника. Соблюдение этих принципов достигается за счет:
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, однако наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала.
2.2 Аттестация персонала
Аттестация представляет собой
процесс оценки эффективности вы-полнения
сотрудником своих должностных
обязанностей, осуществляемый непосредственно
руководителем. Аттестация включает
в себя несколько этапов и по существу
является непрерывным процессом.
В центре аттестационного процесса находится
аттестационное собе-седование — встреча
руководителя с аттестуемым сотрудником,
в ходе которой происходит обсуждение
результатов работы сотрудника за истекший
период, дается оценка этой работы как
руководителем, так и самим сотрудником,
утверждается план работы сотрудника
на перспективу. Аттестационное собеседование
играет очень важную роль в аттестационном
процессе, поэтому оно требует тщательной
подготовки как от сотрудника, так и от
руководителя. Многие компании специально
обучают своих сотрудников тому, как проводить
аттестационное собеседование. Как показывают
исследования, успех собеседования зависит
на 80 % от проводящего его руководителя
и на 20 % от аттестуемого сотрудника.
Главными элементами подготовка руководителя
являются: взвешен-ная и основанная на
объективных фактах оценка выполнения
сотрудником своих функций, осуществленная
с учетом должностной инструкции и индивидуального
плана сотрудника на истекший период,
продуманный план развития сотрудника
на следующий период, детальный план проведения
собеседования.
Подготовка к собеседованию аттестуемого
сотрудника заключается в оценке собственной
работы за истекший период (с использованием
методов оценки, предусмотренных аттестационной
процедурой), составлении плана работы
на следующий период, а также списка вопросов,
которые он хотел бы задать своему руководителю.
Наиболее старым и самым распространенным
методом аттестации является метод стандартных оценок. Руководитель
заполняет специальную форму, оценивая
отдельные аспекты работы сотрудника
в течение аттестационного периода по
стандартной шкале (Приложение 1).
Данный метод отличается простотой, малыми
издержками и общедоступностью. Чтобы
аттестовать сотрудника с помощью метода
стандартных оценок, руководителю не требуется
ни специальной подготовки, ни значительных
затрат времени или других ресурсов. Использование
данного метода обеспечивает также единообразие
аттестации всех сотрудников.
Однако метод стандартных оценок страдает
рядом серьезных недостатков. Во-первых,
аттестацию проводит один человек — руководитель,
что предполагает высокую степень субъективной
и односторонней оценки. Во-вторых, стандартная
шкала не учитывает особенностей профессиональной
деятельности каждого отдельного работника,
что может повлиять на качество оценки.
Чтобы преодолеть эти недостатки, некоторые
организации усовер-шенствовали метод
стандартных оценок следующим образом:
форма оценки (несколько расширенная и
углубленная) заполняется не самим руководителем,
а специалистом по управлению человеческими
ресурсами, который предварительно проводит
детальное собеседование с руководителем,
обсуждая работу аттестуемого сотрудника
за прошедший период. При использовании
этого метода аттестации повышается степень
объективности оценки за счет использования
профессионального консультанта в данной
области. Также усиливается единообразие
оценок внутри организации, поскольку
заполнение формы осуществляется одним
и тем же человеком.
В то же время и при данном методе на удается
полностью преодолеть субъективизм оценок.
Одновременно, такой метод является и
более дорогостоящим.
Другая довольно распространенная разновидность
методов оценки аттестуемых сотрудников
— сравнительные
методы. При их использовании руководитель
сравнивает одного сотрудника своего
подразделения с другими. При ранжировании
руководитель “выстраивает” своих сотрудников
в сравнительную цепочку — от лучшего
к худшему. По результатам работы за аттестационный
период. Сравнительные методы являются
очень простым способом аттестации сотрудников.
Их легко применять и легко понимать. Однако,
эти методы слишком односторонни и приблизительны
для того, чтобы сделанные с их помощью
оценки применялись для целей развития
персонала и т.п.
Рассмотренные выше методы аттестации
являются традиционными для большинства
современных организаций. Они довольно
эффективны в крупных иерархических организациях,
действующих в условиях достаточно стабильной
внешней среды, хотя и не лишены определенных
недостатков. Неудовлетворенность многих
организаций традиционными методами аттестации
побудила их начать активные поиски новых
подходов к оценке персонала. Можно выделить
несколько направлений в развитии нетрадиционных
методов. Во-первых, новые методы аттестации
рассматривают рабочую группу (подразделение,
бригаду, временный коллектив) в качестве
основной единицы организации, делают
акцент на оценку работника его коллегами
и способность работать в группе. Во-вторых,
оценка отдельного сотрудника и рабочей
группы производится с учетом результатов
всей организации. В-третьих, во внимание
принимается не только успешное выполнение
сегодняшних функций, сколько способность
к профессиональному развитию и освоению
новых профессий и навыков.
Нетрадиционные методы аттестации начали
распространяться достаточно недавно
— 15-20 лет назад, поэтому их до сих пор
часто называют экспериментальными к
их числу принадлежат метод “360о аттестация”,
психологические методы аттестации.
Окончательный выбор методов оценки персонала
для каждой кон-кретной организации является
уникальной задачей, решить которую может
только руководство самой организации
(возможно, с помощью профессиональных
консультантов).
3. Оценка экономической
эффективности проектов
Разработка и внедрение
Единовременные затраты на совершенствование управления включают такие составляющие:
где
Ку1 — предпроизводственные затраты;
Ку2 — капитальные вложения в
управление, связанные с внедрением мероприятий;
Ку3 — сопутствующие капитальные
вложения в производство, вы-званные осуществлением
мероприятий;
Ку4 — сопутствующие капитальные
вложения при использовании продукции,
произведенной после осуществления мероприятий.
Предпроизводственные затраты (Ку1) состоят из затрат на научно-исследовательские работы, разработку и внедрение мероприятий по со-вершенствованию управления персоналом. Размер этих затрат определяется по сметной стоимости работ, если они выполняются по договору сторонними организациями. Если работы организация выполняет силами своих работников, то затраты следует определять по формуле:
где
Зi — месячный оклад i-го работника,
занятого разработкой оргпроекта, грн.;
Мi — количество месяцев работы
в году i-го работника, занятого разработкой
оргпроекта;
n — количество работников, занятых
разработкой оргпроекта;
КД — коэффициент, учитывающий
дополнительную зарплату;
Кс — коэффициент, учитывающий
отчисления на социальное страхование;
Зр — другие расходы, связанные
с разработкой и внедрением оргпроекта.
Предпроизводственные затраты можно считать отдельно для каждого этапа разработки оргпроекта: разработка технико-экономического проекта (ТЭО), разработка задания на оргпроектирование (ЗО), разработка организационного общего проекта (ООП), разработка организационного рабочего проекта (ОРП), внедрение оргпроекта, так как трудоемкость работ на разных этапах значительно отличается. Структура затрат на разработку и внедрение оргпроекта системы управления персоналом показана в таблице 1:
Таблица 1. Структура затрат на разработку и внедрение оргпроекта системы управления персоналом.
Информация о работе Управление человеческим капиталом на предприятии