Такая система повышает эффективность
управления человеческими ресурсами
организации через:
- положительное воздействие на мотивацию сотрудников. Обратная связь благотворно сказывается на мотивации работников, позволяет им скорректировать свое
поведение на рабочем месте, и добиться
повышения производительности.
- планирование профессионального обучения. Оценка персонала дает возможность определить пробелы в компетенциях каждого сотрудника и предусмотреть меры по их устранению.
- планирование профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет тщательно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру.
- принятие решений о вознаграждении, продвижении,
увольнении. Регулярная и систематическая
оценка сотрудников предоставляет руководству
организации информацию, необходимую
для принятия обоснованных решений о повышении
заработной платы (вознаграждение лучших
сотрудников оказывает мотивирующее воздействие
на них и их коллег), повышении в должности
или увольнении. При увольнении наличие
задокументированных данных о систематическом
неудовлетворительном выполнении увольняемым
сотрудником своих должностных обязанностей
значительно облегчает положение организации
в случае судебного разбирательства.
Названные выше преимущества не приходят
в организацию автоматически
в момент внедрения системы оценки.
Они реализуются тогда, когда
выполняется ряд дополнительных
условий.
- Во-первых, система оценки и, самое главное,
фактическая оценка работы сотрудников
должны быть максимально объективны и
восприниматься сотрудниками как объективные.
Для придания объективности системе оценки
ее критерии должны быть открытыми и понятными
сотрудникам.
- Во-вторых, результаты оценки должны
быть конфиденциальными, т.е. известными
только сотруднику, его руководителю,
отделу человеческих ресурсов. Обнародование
результатов создает напряженность в
организации, способствует антагонизму
между руководителями и подчиненными,
отвлекает сотрудников от подготовки
и реализации плана устранения недостатков.
- Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в процессе оценки также являются условием ее эффективного функционирования.
Создать систему оценки, одинаково
сбалансированную с точки зрения точности,
объективности, простоты и понятности
очень сложно, поэтому на сегодняшний
день существует несколько систем оценки
персонала, каждая из которых имеет свои
достоинства и недостатки.
1. Критерии оценки (основные
требования к персоналу).
Применение современных методов
объективной оценки труда управленческих
работников, и особенно руководителей,
в условиях рыночной экономики и
демократизации управления приобретает
особое значение. Проведение таких
оценок накануне аттестации, в процессе
выборов руководителя, при формировании
резерва кадров на выдвижение, а также
в текущих перестановках в кадровом составе
- таковы основные практические направления
оценочной деятельности организаций.
Оценка является неотъемлемым и
важнейшим элементом в структуре управления
трудом управленческого персонала. Она
представляет собой определенную систему,
имеющую достаточно сложную структуру,
позволяющую выполнять регулятивную функцию
в отношении деятельности оцениваемых
управленческих работников и руководителей.
Существует большое количество
"за" и "против"официальной оценки управленческих
работников. Аргументом в ее пользу является
то, что она способствует решению ряда
управленческих задач. Например, помогает
руководству определить, кому следует
повысить зарплату, кого - повысить в должности,
а кого - уволить. Оценка, особенно объективная,
побуждает работников работать более
результативно. Наличие соответствующей
программы и гласность результатов ее
выполнения развивают инициативу и вызывают
чувство ответственности, стимулируют
стремление работать лучше. Такая оценка
служит юридической основой для переводов,
продвижений по службе, награждений и
увольнений, дает материал для разработки
вопросов по найму, позволяет получить
необходимую информацию для определения
размеров зарплаты и вознаграждения работникам.
Сегодня в некоторых организациях
одним из важнейших принципов
работы с кадрами является требование
объективно оценивать управленческого
работника по деловым и личностным
качествам. Понятно, что для этого
необходимо сформировать соответствующие
качественные критерии.
По общему признанию специалистов
в области управления любой управленец должен обладать
рядом обязательных деловых качеств. К
ним обычно относят:
- знание производства - его технических и технологических особенностей,
современных направлений развития;
- знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т. п.
- умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических
и трудовых затратах;
- наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в
своей практической деятельности;
- способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;
- умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
- способность и умение поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;
- умение целесообразно планировать работу аппарата управления;
- распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;
- координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;
- умение планировать и организовывать личную деятельность,
сочетать в ней основные принципы управления,
применять в зависимости от ситуации наиболее
целесообразные и эффективные стиль и
методы работы;
- умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;
- конкретность и четкость в решении оперативных
вопросов и повседневных дел;
- учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
- стимулировать работников, принимать на себя ответственность в осуществлении своих решений;
- устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в
своей работе и работе подчиненных.
В условиях рыночной экономики предъявляются
повышенные требования ик личностным качествам
управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций
методические материалы содержат перечень
таких качеств управленческих работников,
как:
- честность, справедливость,
- умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными,
- выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах,
- целеустремленность,
- принципиальность,
- решительность в принятии управленческих решений,
- а также настойчивость и энергичность в их реализации,
- умение отстоять свое мнение,
- самокритичность в оценках своих действий и поступков,
- умение выслушивать советы подчиненных,
- правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы,
- умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено,
- умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия,
- а также умение личным примером и поведением в повседневной
жизни положительно воздействовать на
подчиненных.
2. Правовые аспекты оценки персонала.
Знание и понимание законодательства
представляется первоочередным вопросом
во многих сферах управления персоналом.
Это касается и его оценки,
которая должна проводиться в строгом
соответствии с существующим трудовым
законодательством России.
Вот некоторыерекомендации (согласно американским
данным) по построению системы оценки, которую
работодатель при необходимости сможет
защитить в суде:
- решения по персоналу не должны различаться для лиц разного пола, возраста, национальности и религии рассматриваемых лиц;
- официальная система подачи жалоб и пересмотра решений на фирме должна быть доступна для лиц, несогласных с этими решениями;
- следует использовать более одного независимого
оценщика;
- во всех действиях важно руководствоваться официальной системой принятия кадровых решений;
- лица, производящие оценку, должны иметь доступ к материалам, характеризующим результативность труда оцениваемого работника;
- следует избегать оценки таких качеств, как "надежность", "энергичность", "способность" и "личное отношение";
- данные по оценке результативности труда должны проверяться эмпирически;
- стандарты результативности труда должны быть известны работникам;
- оценщиков следует снабжать указаниями по проведению оценки результативности труда;
- оценку следует проводить по отдельным специфическим рабочим навыкам, а не в "общем";
- работникам следует предоставлять возможность ознакомиться с мнениями относительно их качеств.
3. Система оценки персонала на
предприятии.
Система оценки результативности труда
должна обеспечивать точные и достоверные
данные. Чем она строже и определенней,
тем выше вероятность получить достоверные
и точные данные. Специалисты рекомендуют
создавать основу для такой системы в шесть
этапов:
- установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки;
- выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;
- обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
- вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников;
- обсудить оценку с работником;
- принять решение и задокументировать оценку.
4. Классификация методов оценки
качества служащих предприятия.
Одна из важнейших методических
проблем - кто должен оценивать работника.
В практике большинства фирм США этим
занимается менеджер - управляющий. Кроме
него в ряде случаев этим занимаются:
- комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество, что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;
- коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо, чтобы они знали уровень результативности его труда, верили
друг другу и не стремились выиграть один
у другого возможность повышения зарплаты
и повышения по службе;
- подчиненные оцениваемого;
- кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует больших затрат, чем другие, и в
основном используется для оценки работника
на каком-либо очень важном посту. Возможно
использование подобного варианта также
в случаях, если' необходимо бороться с
обвинениями в предвзятости и предрассудках.
Следует принять во внимание, что при использовании
данного подхода лицо, производящее оценку,
не будет иметь такого объема информации,
как при предшествующих четырех вариантах;
- самооценка. В данном случае - работник оценивает себя при помощи методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется
скорее для развития навыков самоанализа
у работников, нежели для оценки результативности
труда;
- использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться
с оценкой подчиненных или коллег. Двухстороннее
(оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов
оценки дает хорошие предложения для высшего
руководства.
Основным из всех рассмотренных
подходов является оценка подчиненных их руководителем,
но важнейшей целью оценки является выявление
возможностей личного развития работника
и тогда лучше использовать оценку начальником
своих подчиненных в сочетании с другими
методами.
Кроме установления качественных критериев,
позволяющих дать объективную и
достаточно полную характеристику деятельности
управленческих работников, чрезвычайно
важно оценить их количественно. К наиболее эффективным,
достаточно распространенным и перспективным
можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата
на должность. Этот экспертный метод
полностью отвечает современным рекомендациям,
хотя практически широко используется
еще с начала XX в.
Достаточно распространены сегодня
в кадровой работе метод коэффициентов, балльный метод
и другие. Для текущих (оперативных) оценок
управленческого работника и руководителя
применяют метод коэффициентов, а также метод образца, когда кандидат на
должность сравнивается с реальным работником,
взятым в качестве своеобразного эталона.
В целевых и плановых оценках (формирование
состава резерва кадров на выдвижение,
аттестация работников аппарата управления
и др.), а также в текущих (оперативных)
оценках в отечественной и зарубежной
практике управления условно различают три группы методов: качественные,
количественные и комбинированные.
К группе качественных методов обычно
относят методы биографического описания,
деловой характеристики, специального
устного отзыва, эталона, а также оценки
на основе обсуждения (дискуссии). Например,
если правильно организовать процедуру
оценки и учесть, что характеристика представляет
собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации,
но и различных общественных организаций,
то методом деловой характеристики можно
получить достаточно объективные результаты.
Эти оценки соответствуют конкретному
набору качеств.
Замечено, что методы биографического
описания, устного отзыва и характеристик
в хозяйственной практике чаще всего
применяются при найме и перемещении
работников, а методы эталона (оценка
фактических качеств работника
в сравнении с моделью) и дискуссий
- преимущественно при назначении руководителей.
К количественным методам
относят все методы с числовой оценкой
уровня качеств работника. Среди них наиболее
простыми и эффективными считают метод
коэффициентов и балльный.
Применение компьютеров и других
средств вычислительной техники позволяет
оперативно производить расчеты и в итоге
получать достаточно объективные оценки
труда работника. Эти методы не только
достаточно просты, но и носят открытый
характер, так как позволяют каждому самостоятельно
посчитать по достаточно строгой методике
"свои коэффициенты" или "баллы",
оценить результативность своего труда.