Управленческая культура руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня, в век информатизации, современная жизнь состоит из решения организационных и управленческих задач. Высокая культура управления, давно известная Западу, ценится как важнейшая составляющая успешного экономического развития, достойной и благополучной жизни.

Отношения «начальник – подчинённый», имеющие место в любой организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное чуткость, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих трудовые процессы.

Содержание

Ведение

1 Основные элементы культуры управленческого труда

2 Стили управления трудовым коллективом

3 Профессиональные качества руководителя

4 Социально-психологические качества руководителя

Заключение

Список использованных информационных источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение

1 Основные элементы культуры  управленческого труда

2 Стили управления трудовым  коллективом

3 Профессиональные качества  руководителя

4 Социально-психологические  качества руководителя

Заключение

Список использованных информационных источников

3

6

13

20

27

31

33


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня, в век информатизации, современная жизнь состоит из решения организационных и управленческих задач. Высокая культура управления, давно известная Западу, ценится  как важнейшая составляющая успешного  экономического развития, достойной  и благополучной жизни.

Отношения «начальник –  подчинённый», имеющие место в  любой организации, существовали ещё  с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться  должное чуткость, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих  трудовые процессы. Данное явление  связано с тем, что с недавнего  времени, деятельность предприятий  во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением новых  видов управленческих функций на предприятиях (рекламная дело, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации и документооборота.

Актуальность темы. Успех  в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей  производства, его конкурентоспособности  в современных условиях) зависит  не только от технических и технологических  процессов производственной деятельности. Важным фактором успеха является совершенствование  управленческой культуры и в ее антропологическом  измерении. Приоритет развития управленческой культуры руководителя более конкретно  определяется следующими обстоятельствами:

  • во-первых, в настоящее время социальные проблемы развития российского общества и его граждан определяются в числе приоритетных. За решением любой задачи стоят профессионально подготовленные кадры. Сегодня востребованы специалисты в области управления, не только способные вскрыть острые противоречия, но и профессионально, заинтересовано, результативно их разрешать. В этой связи управленческая культура личности руководителя как его интегративное качество выступает реальным фактором оптимизации и дальнейшего развития общественных отношений, обеспечивая поступательное, прогрессивное развитие России, реализацию жизненно важных задач;
  • во-вторых, на сегодняшний день сложившаяся система подготовки специалистов-руководителей не обеспечивает должного уровня формирования их управленческой культуры, а российские условия хозяйствования не способствуют созданию необходимых предпосылок к ее развитию. Вместе с тем, игнорирование потенциала управленческой культуры в решении профессиональных задач значительно снижает эффективность деятельности, приводит к утрате преемственности в сфере управления, процессе воспроизводства человеческой культуры в целом;
  • в-третьих, недостаточной степенью разработанности проблем управленческой культуры, что затрудняет осмысление сущности данного феномена, обусловливает сложности выявления противоречий и определения тенденции функционирования, поисках оптимальных моделей формирования и развития в современных условиях.

Кроме того, слабо разработан механизм стимулирования профессионального  роста руководителя в плане духовного  развития, совершенствования его  общей и профессиональной культуры.

Оценивая общее состояние  разработанности проблемы управленческой культуры руководителя, следует отметить, что важной теоретической предпосылкой ее решения явилось значительное число работ отечественных и  зарубежных ученых, посвященных рассмотрению культуры как формы общественного  сознания, социального явления и  духовно-практического отношения  к действительности. Учитывая то, что  управленческая культура руководителя рассматривается в системе социальных качеств личности, спектр источников несколько сужается, однако, сами феномены культуры, социального управления, управленческой культуры очень многогранны и для глубокого изучения требуют ознакомления с большим числом работ.

Управленческая культура - это, прежде всего, осмысленная деятельность, поставленная проблема которой поднять  эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это шеф, сельский бригадир, глава  администрации области или министр, руководитель фирмы или дирижер  симфонического оркестра. В их руках  пребывает успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить  отношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.

Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к  управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и менеджмента  организацией.

Общие требования, нормы  и принципы общественной и индивидуальной культуры включают особенности, которые  определяют характер деятельности современного руководителя: ее особую социальную значимость, повышенную нравственно-правовую требовательность, жесткую регламентацию жизнедеятельности, особенные условия и способы  выполнения профессиональных обязанностей.

 

 

1 Основные элементы культуры  управленческого труда

 

В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется  для характеристики организационно-технических  условий и традиций управления, профессионального  и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого  труда может трактоваться как  служебная этика руководителя.

Управленческую культуру можно представить как совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые  сознательно формируют образец  его поведения.

Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости руководителей дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к  управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.1

Специфика культуры управленческого  труда состоит в том, что в  ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться  руководителем. Наиболее важные из них:

1) юридические нормы управленческого  труда, которые отражены в государственно-правовых  нормативных актах. Культура управленца  в этом смысле состоит в  знании и выполнении юридических  норм;

2) моральные нормы —  регулируют поведение руководителя  в области нравственности и  морали;

3) организационные нормы  — устанавливают структуру организации,  состав и порядок деятельности  функциональных подразделений и  их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;

4) экономические нормы  — регулируют экономическую деятельность  организации.

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые  определенным образом формируют  управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, характеризующая деятельность руководителя в рамках культуры управленческого  труда2:

Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое  воспитание; личную гигиену и внешний  вид; форму обращения к подчиненным  и т.п.

Рациональное распределение  рабочего времени. Рациональная организация  труда руководителя немыслима без  четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает  на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

- работа с документами;

- работа с кадрами;

- решение социально-экономических  вопросов;

- решение коммерческих  вопросов;

- совещания, переговоры;

- непроизводительные затраты  времени;

- неуточненное время.

Руководителю, в то же время, следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать  не только рабочее, но и свободное  время. Ведь старая истина гласит: «Кто не умеет работать, тот не умеет  и отдыхать».

Культура содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.

Следует считать идеальным  такой порядок на рабочем столе, когда на нем находятся лишь нужные для работы документы. Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку, заменять вышедшую из строя мебель.

Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.

Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным  вопросам.

Наиболее распространена практика приема посетителей в определенные дни и часы.

Культура в работе с  письмами. Сюда входит обязательная регистрация  писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.

Культура речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с  контактами с людьми, поэтому умение говорить является важной составной  частью культуры труда руководителя.

Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные  организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре  рабочего времени руководителя.

К числу организационных  процедур можно отнести подбор и  расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и  нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и другие.3

В современном менеджменте  рассматривается множество самых  разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда  и распределения обязанностей. Это  могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются для  удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах  и, поэтому, имеют самое различное  назначение, размеры, строение и другие параметры.

Такое разнообразие имеет  большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих  перед организациями разного  класса сложности и разной отраслевой принадлежности, приводит к тому, что  для управления ими требуются  специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную  совместную деятельность работников всех структурных подразделений.

Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые  к системам управления, по которым  можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся4:

- детерминированность элементов  системы; 

- динамичность системы; 

- наличие в системе  управляющего параметра; 

- наличие в системе  контролирующего параметра; 

- наличие в системе  каналов (по крайней мере, одного) обратной связи. 

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается  на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

Вторым требованием системы  управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних  и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.

Любые воздействия среды  оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В  самой системе также могут  появиться возмущения, которые стремятся  разрушить ее «изнутри». Например, в  организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует  по разным причинам ряд ответственных  работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям  следует отнести указы вышестоящих  организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

Информация о работе Управленческая культура руководителя