Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:34, контрольная работа
Сегодня, в век информатизации, современная жизнь состоит из решения организационных и управленческих задач. Высокая культура управления, давно известная Западу, ценится как важнейшая составляющая успешного экономического развития, достойной и благополучной жизни.
Отношения «начальник – подчинённый», имеющие место в любой организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное чуткость, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих трудовые процессы.
Ведение
1 Основные элементы культуры управленческого труда
2 Стили управления трудовым коллективом
3 Профессиональные качества руководителя
4 Социально-психологические качества руководителя
Заключение
Список использованных информационных источников
Либеральный стиль управления
характеризуется отсутствием
Не существует «плохих» или
«хороших» стилей управления. Конкретная
ситуация, вид деятельности, личностные
особенности подчиненных и
Изучение литературы по практике
руководства организациями
Вопреки распространенным стереотипам
преобладающий стиль
Причинами разделения стилей руководства являются личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
3 Профессиональные качества руководителя
Профессионально необходимые
качества руководителя — индивидуально-личностные
и социально-психологические
Практический интеллект
— способность человека мыслить
критически и логично; способность
быстро, гибко и эффективно использовать
свои знания и опыт в решении практических
задач. Это необходимое качество,
но не достаточное. Эффективность управленческой
работы в равной мере зависит как
от умения работать с информацией, так
и от умения общаться с людьми. Так,
лица с техническим или
Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.14
Адекватная самооценка —
выражается в способности к
Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает руководитель в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.15
Профессиональные знания.
Установлено, что по мере приближения
к вершине управленческой пирамиды
объем необходимых
Руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:
- выявлять проблему с
учетом ее взаимосвязей с
- принимать оптимальные
решения с учетом мнения
- оперативно руководить
и контролировать работу
С повышением уровня управления
возрастают требования к таким психологическим
качествам руководителей, как чувство
ответственности, способность перспективно
мыслить, настойчивость и
На более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.16
В настоящее время для
разработки модели профессионализма наиболее
часто используют компетентностный
подход. В соответствии с ним профессионализм
– это компетентность в конкретной
области деятельности. Компетенция,
понимаемая как практическая способность
специалиста решать конкретные задачи
на основе систематизированных знаний
и отрефлексированного опыта
их применения, используется в качестве
основной единицы анализа
В связи с этим целесообразно
выделять три вида компетенций: предметные
(предметно-отраслевые), управленческие
и инновационные. Предметные компетенции
обеспечивают ориентацию и способность
квалифицированно действовать в
конкретных производственных технологиях
и сложившихся видах
Управленческие компетенции обеспечивают практические способности управлять производством, отдельными бизнес-процессами и бизнесом в целом. Они являются относительно универсальными, потому что необходимы для любых отраслей и сфер производства.
Инновационные компетенции обеспечивают способность заниматься совершенствованием производственных и управленческих технологий и систем. Эти компетенции обладают такой же универсальностью, как и управленческие, потому что необходимы в самых разных видах деятельности. Понятно, что инновационные компетенции формируются на основе развитых предметных компетенций (у специалистов) или управленческих и предметных (у менеджеров).17
Выделенные три вида компетенций, по существу, составляют общую модель профессионализма, применимую для большинства специальностей. Рядовому специалисту необходимы лишь предметные компетенции, классному инженеру – предметные и инновационные, а хорошему управленцу требуются компетенции всех трех типов.
Для понимания управленческого профессионализма важно учитывать тенденции изменения содержания деятельности современных руководителей. Во многих компаниях, особенно занимающихся быстро развивающимися бизнесами, представления о профессионализме руководителей стали изменяться. Наиболее профессиональными считаются уже не те, кто в совершенстве владеет задачами текущей деятельности, а те, кто кроме этого быстро адаптируется к постоянно появляющимся новым.
Быстрая смена задач и
основного содержания деятельности
становится все более характерной
чертой для бизнеса в самых
разных отраслях. Сокращение периода
между появлением новых технологий,
новых производственных задач, с
одной стороны, и высокая динамика
условий внешней среды и
Учитывая рассмотренные
факторы, профессионализм руководителя
высшего звена – это
Управленческий
Несмотря на привлекательность
компетентностного подхода, и даже
учитывая, что еще далеко не полностью
реализован его потенциал для
совершенствования
Многие примеры успешной и неудачной деятельности руководителей, особенно в сложных ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности, трудно объяснить, исходя лишь из анализа имеющихся компетенций. В процессе получения стабильных результатов в быстро изменяющихся условиях профессионал использует не только компетенции, но какие-то другие регуляторы управленческой деятельности, в которых выражается своеобразное отношение ответственности.18
Анализ специальной литературы показывает, что к содержанию профессиональной деятельности относят многие виды знаний, навыков, компетенций и интеллектуальных механизмов, регулирующих организационное поведение человека.
Наиболее полно отражает
междисциплинарную структуру
Рутины – автоматизированные действия, навыки, которые почти не осознаются, они основаны на постоянной повторяемости, привычности, стандартности ситуаций.
Знания – отражение
существующего положения вещей,
тенденций, существенных и закономерных
связей между явлениями, задающее контекст
применения информации. В отличие
от информации знание служит руководством
для решений и действий. Для
анализа управленческой деятельности
целесообразно рассматривать
- описательные (фактологические), отвечающие на вопрос «что? где? когда?»;
- причинные, отвечающие на вопрос «почему?»;
- процедурные или
- системные, отвечающие
на вопрос о том, «каким
Эвристики – найденные самостоятельно способы решения нетиповых задач, которые человеку удается переносить на некоторые другие задачи и ситуации, сокращая количество времени и усилий для их решения.
Интеллектуальные модели (принципы, схемы, стратагемы, ментальные образы) – устойчивые, находящиеся на уровне подсознания предположения, обобщения и типовые алгоритмы, которые влияют на наше понимание мира и выбираемые нами способы действия, в том числе в профессиональных ситуациях.
Индивидуальные стратегии – общие схемы ориентации, определяющие направления выбора и приоритеты действий в решении определенного класса задач на основе ключевых понятий, личных принципов, мотивационных и ценностных установок.