Учет индивидуальных особенностей личности при работе с персоналом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 07:57, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Учет индивидуальных особенностей личности при работе с персоналом» Объект исследования: Процесс работы с персоналом организации. Предмет исследования: индивидуальные особенности личности. В этой связи целью выпускной квалификационной работы является определение эффективности учета индивидуальных особенностей при работе с персоналом.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 1. Факторы, характеризующие поведение личности………………………… 1.1 Индивидуальные особенности человека и их роль в современном менеджменте…………………………………………………………………….. 1.2 Природные свойства индивида…………………………………………….. 1.2.1 Темперамент как составляющая индивидуальных особенностей человека и его учет при работе с персоналом………………………………… 1.2.2 Характер как составляющая индивидуальных особенностей человека и его учет при работе с персоналом………………………………………….. 1.2.3 Способности как составляющая индивидуальных особенностей человека и их учет при работе с персоналом…………………………………. 1.3 Система потребностей, мотивов и интересов……………………………. 1.4 Система управления личностью ,,Я – концепция”……………………… 2. Опытно – практическая работа. Совершенствование методов управления с учетом индивидуальных особенностей……………………… 2.1 Индивидуальные особенности человека и их роль при подборе кадров………………………………………………………………………….. 2.2 Методика оценки деловых, профессиональных, лидерских и иных качеств работников труда и управления………………………………………. Заключение……………………………………………………………………… Список литературы………………………
Несмотря на устойчивость, тип
характера обладает определенной пластичностью.
Под влиянием обстоятельств воспитания,
профессиональных и общественных требований
тип характера изменяется и развивается.
Руководитель должен развивать
у своих подчиненных неотъемлемую черту
характера, как дисциплинированность,
точное соблюдение должностных инструкций,
правил работы, норм поведения. Дисциплинированность
развивается, когда работник неизменно
выполняет требования руководителя, все
режимные положения организации. Работа
персонала должна быть построена сознательно.
Смысл профессиональных требований и
обязанностей должен быть понятен исполнителям.
Тогда работа по воспитанию характера
будет идти непрерывно.
Воспитывая моральные (доброта,
деликатность), эмоциональные (отзывчивость,
доброжелательность, сдержанность) и волевые
(настойчивость, критичность) черты характера
руководитель, прежде всего, показывает
пример поведения, образец выполнения
установленных требований. Он формирует
общественное мнение коллектива, поддерживающее
идеалы поведения и осуждающее недостатки.
Он не забывает об индивидуальном подходе,
не упускает возможности одобрить и похвалить
лучшие проявления характера и отметить
недостатки в поведении работников.
Ничем не заменимую роль в формировании
характера играет самовоспитание. Прямой
обязанностью руководителя является стремление
указать подчиненному наиболее эффективные
пути исправления недостатков эффективные
приемы самовоспитания положительных
черт характера, преодоления вредных привычек
[10, с. 207 - 208].
Таким образом, характер — это
определенное, присущее личности сочетание
существенных психических особенностей
(черт), определяющих своеобразие его поведения
в определенных жизненных ситуациях. Несмотря
на устойчивость, тип характера обладает
определенной пластичностью и под влиянием
профессиональных требований тип характера
изменяется и развивается. Опытный менеджер
может не только использовать такие характеристические
черты работников, как трудолюбие, аккуратность
и др., но и формировать их у работников
в процессе управления.
1.2.3 Способности
как составляющая индивидуальных
особенностей человека и их
учет при работе с персоналом
Способности формируются прижизненно,
но предрасположенность к их развитию
у разных людей разная. Способности проявляются
не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике
их приобретения — скорости освоения
конкретной деятельности.
Способности — это совокупность
психических свойств, которая служит условием
успеха в определенной деятельности. Всякая
деятельность требует от человека обладания
специфическими качествами, определяющими
его пригодность к ней и обеспечивающими
определенный уровень успешности ее выполнения
[4, с. 42].
Относительно природы человеческих
способностей существует две точки зрения,
каждая из которых имеет теоретические
и экспериментальные доказательства.
Первая теория утверждает, что способности
имеют биологическую природу и целиком
зависят от унаследованного фонда. Представители
второй теории считают, что способности
целиком определяются качеством воспитания
и обучения. Общий вывод, который можно
сделать, опираясь на эти точки зрения,
состоит в том, что у каждого человека
можно сформировать любые способности,
однако нельзя отрицать природных предпосылок
способностей.
Врожденность особенностей
строения мозга может оказаться условием
успешного выполнения определенной деятельности.
Природную основу развития способностей
называют задатками. Задатки — анатомо-физиологическая
предрасположенность (строение мозга,
органов чувств и движения) к развитию
способностей. Так как задатки являются
предпосылкой развития способностей,
то между ними и обучением лежит весь путь
становления личности.
Способности развиваются тем,
успешнее, чем чащё человек в своей деятельности
добирается до предела своих возможностей
и постепенно поднимает этот потолок все
выше и выше.
У разных людей наблюдаются
одни и те же способности, но выражены
они в разной степени. Для измерения этого
уровня можно использовать тесты, но более
верный способ — выявление динамики успехов
в процессе деятельности. Успешность выполнения
любой деятельности определяется не отдельными
способностями, а их сочетанием, индивидуальным
для каждого человека [3, с. 67 – 68].
Способности человека подразделяются
на природные и специфические.
Природные (естественные способности)
- биологически обусловленные, связанные
с врожденными задатками, формирующиеся
на их базе при наличии элементарного
жизненного опыта через механизмы научения
типа условно-рефлекторных связей.
Природными общими способностями,
присущими всем людям хотя и в разной степени
их выраженности, являются основные формы
психического отражения: способность
ощущать, воспринимать, мыслить, переживать,
принимать и осуществлять решения, запоминать.
Каждое элементарное проявление этих
способностей является соответствующим
действием, выполняемым с различным сенсорным,
мыслительными, волевым, мнемоническим
успехом. Эти элементарные общие способности
лежат в основе трех других групп.
Природными частными способностями,
свойственными уже не всем людям и имеющими
у различных лиц большие индивидуальные
особенности, являются более сложные свойства
личности, такие, например, как музыкальный
слух, критичность мышления, глазомер,
доброта, решительность и настойчивость,
оперативная память, смысловая память
и т д. Столь сложные свойства индивида
проявляются в соответствующей специфической
деятельности, качество которой и зависит
от этих особенностей личности.
Специфическими способностями,
которыми в той или иной степени наделены
все люди, являются способности к общечеловеческим
видам деятельности: труду, игре, учению,
общению друг с другом; эстетической и
нравственной деятельности. Каждая из
входящих в эту группу способностей представляет
собой сложную структуру свойств личности.
Потому в реальной жизни в отличие от природных
способностей, о которых говорят в единственном
числе — «воля — как способность к достижению
цели», «способность к мышлению» и т.д.
— о специфических способностях говорят
во множественном числе: «способности
к учению, к труду» и. т.д. [12, с. 99].
К специфическим способностям
относятся:
·теоретические / практические;
·учебные / творческие;
·способности к общению / предметно-деятельностные.
Теоретические способности
определяют склонность человека к абстрактно-логическому
мышлению Практические способности лежат
в основе склонности к конкретно-практическим
действиям.
Учебные способности влияют
на успешность педагогического воздействия,
усвоение человеком знаний, умений, навыков,
формирование качеств личности. Творческие
способности связаны с успешностью создания
произведений материальной и духовной
культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Высшая степень творческих проявлений
личности называется гениальностью, а
высшая степень способностей личности
в определенной деятельности (общении)
— талантом.
Каждая способность имеет свою
структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные
свойства [12, с. 100].
Неспособность к определенному
виду трудовой деятельности является
определенной структурой личности, в которую
входят отрицательные для данной деятельности
черты.
Рассматривая соотношение способностей
и требований профессии, выделяют 4 степени
профессиональной пригодности.
1 — непригодность к
данной профессии. Она может быть
временной или практически непреодолимой.
2 — годность к той
или иной профессии или группе
их. Она характеризуется тем, что
человек не имеет противопоказаний
в отношении той или иной
области труда, но нет и показаний;
3 — соответствие данной
области деятельности: нет противопоказаний,
а имеются некоторые личные
качества, которые явно соответствуют
требованиям определенной профессии
или группе профессий;
4 — призвание к данной
профессиональной области деятельности
— это высший уровень профессиональной
пригодности человека как работника.
Эта степень характеризуется
тем, что во всех основных элементах
структуры способностей человека
есть явные признаки соответствия
человека требованиям данной
профессиональной деятельности [9, с.
34].
Особую остроту проблема определения
способностей имеет при приеме на работу
и планировании профессиональной карьеры.
В этом вопросе сложились 2 основные концепции
— диагностическая и воспитательная.
Первая — диагностическая — сводит выбор
индивидом профессии к определению его
профессиональной пригодности. Консультант
при приеме сотрудника на работу при помощи
тестов измеряет способности человека
и путем сопоставления их с профессиональными
требованиями его будущей должности делает
заключение о его пригодности или непригодности
к ней. В основе данной концепции лежит
взгляд на способности как на стабильные
образования, мало подверженные влияниям
среды и развитию. Субъекту отводилась
пассивная роль, активным был консультант,
делающий прогноз.
Вторая — воспитательная —
концепция направлена на подготовку индивида
к профессиональной жизни, на его самоопределение
в соответствии с запланированными воспитательными
воздействиями. Основное значение в ней
придается изучению развития личности
в процессе овладения профессиональной
деятельностью, гораздо меньшее место
отводится тестовым испытаниям, признается
необходимость учета изменений самой
профессиональной деятельности. Однако
и здесь недооценивается личностная активность
субъекта, возможности ее самоопределения,
саморазвития и самовоспитания. Решение
проблемы возможно только при комплексном
рассмотрении проблемы, где оба подхода
представляют собой звенья одной цепочки:
определение способностей индивида и
помощь ему в планировании его профессиональной
карьеры [8, с. 434].
Таким образом, способности
— это совокупность психических свойств,
которая служит условием успеха в определенной
деятельности. Всякая деятельность требует
от человека обладания специфическими
качествами, определяющими его пригодность
к ней и обеспечивающими определенный
уровень успешности ее выполнения. В работе
менеджера важно не только предварительное
определение способностей работника,
но и помощь в их развитии при планировании
его профессиональной карьеры.
1.3 Система потребностей,
мотивов и интересов
Работники любой организации
работают эффективно только в том случае,
если они знают за что работают, какие
их потребности будут удовлетворены. Удовлетворение
потребностей работающих и является вознаграждением
или платой за их труд. Потребность представляет
для человека нужную и реальную необходимость.
Дополнительное удовлетворение
духовных или материальных потребностей
человека, способных побудить его к более
эффективному и производительному труду,
представляет собой мотивацию.
Мотивация - это процесс побуждения
себя и других к действию для достижения
поставленных целей и задач. Мотивацию
можно также определить как воздействие
на психологию человека, при котором у
него возникает желание работать. Такими
факторами воздействия являются:
·заработная плата;
·материальное вознаграждение;
·материальные стимулы;
·прочие.
Современные теории мотивации
(Маслоу, Мак Клелланда, Герцберга) делают
основной упор на потребности человека,
их перечень и структуру. Следует отметить,
что эти потребности так многообразны,
как и характеры людей причём они в значительной
мере зависят от самого человека, его возраста,
сознания, знаний, психологических и других
личных качеств. В идеале потребности
человека безграничны, только возможности
ограничены.
Все потребности можно разделить
на материальные и духовные. Для каждого
человека потребность определяется с
учётом различных факторов. Эти факторы
можно сгруппировать и объединить в группы,
Положение человека в обществе
определяется уровнем его доходов и благосостояния,
социальным положением (пенсионер, студент,
рабочий, безработный и т.д.), занимаемой
должностью в иерархии управления организацией
или обществом, т.е. уровнем власти в обществе
и т.д.
Потребности человека зависят
и от его возможностей (материальных, духовных,
физиологических) и от возможностей самого
общества, в котором он живёт. При этом
уровень развития общества определяет
и уровень удовлетворения потребностей
его членов (за исключением случаев удовлетворения
отсутствующих потребностей за счёт их
импорта, но, чтобы импортировать, необходимо
экспортировать на ту же сумму). В расслоённом
обществе, в обществе богатых и бедных
не только потребности различны, но и возможности
по их удовлетворению различны, что определяется
уровнем доходов и уровнем власти различных
слоёв населения.
На потребности человека также
влияют его личные качества и характеристики.
Именно человек, с учётом своих взглядов,
интересов, воспитания, психологических
качеств определяет свои потребности,
стремится к их удовлетворению.
Уровень знаний, сознания, образованности
также определяют потребности человека.
За счёт знаний человек может удовлетворить
свои потребности в карьере, в материальных
ценностях, в духовных интересах.
Уровни могут изменяться в зависимости
от социальной структуры общества, соотношения
социальных групп в нём, уровня его развития
и благосостояния и прочих факторов. Один
человек достигает удовлетворения потребностей
за счёт своего положения в обществе, другой
- за счёт своих возможностей, третий -
за счёт своих личных качеств и характеристик,
четвёртый - за счёт своих знаний [2, с. 202-203].
Не взаимоисключающим, а взаимодополняющим
к выше изложенному является теория мотивации
Абрахама Маслоу. Он признавал, что потребности
бывают самые разные и что их можно объединить
в пять основных групп:
1. Физиологические потребности
являются необходимыми для выживания.
Они включают потребности в
еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные
потребности.