Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение групп с точки зрения сплоченного коллектива, нацеленного на достижение единой цели организации.
Данная цель может быть достигнута с помощью решения задач, которые заключаются в:
изучении основного содержания понятия группы;
рассмотрении основных отличий группы от команды;
изучение факторов, влияющих на эффективность группы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения групп…………………………………...5
1.1 Сущность групповой деятельности……………………………………...5
1.2 Причины создания групп…………………………………………………7
1.3 Различие между рабочими группами и командами…………………….8
1.4 Малые профессиональные группы……………………………………..12
Глава 2. Развитие эффективной группы…………………………………………..21
2.1 Факторы, влияющие на эффективность группы……………………...21
2.2 Модели развития группы………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………………31
Назвать группу лиц командой еще не означает создать ее, и горячего желания заставить их работать в команде также недостаточно. Чтобы лучше понять основные различия между рабочими группами и командами, рассмотрим таблицу 1.
В центре внимания
рабочих групп находятся
Таблица 1.
Различия между рабочими группами и командами.
Рабочие группы |
Команды |
Личная ответственность |
Личная и взаимная ответственность |
Встречи для обмена информацией и мнениями |
Частые встречи для дискуссий. Принятия решений, разрешения проблем, планирования |
Основная деятельность направлена на выполнение индивидуальных заданий |
Основная деятельность направлена на выполнение командных задач |
Получение индивидуального задания |
Получение коллективного результата |
Определение индивидуальных функций, обязанностей, задач |
Определение индивидуальных функций, обязанностей, задач для достижения командного результата |
Забота о результатах индивидуальной деятельности и преодоление личных трудностей |
Забота о результатах деятельности каждого члена команды и коллективное преодоление трудностей, стоящих перед командой |
Цели. Задачи, подходы в работе определяются начальником |
Цели, задачи, подходы в работе определяются руководителем команды совместно с ее членами |
Ключевую
роль играет последний пункт
табл. 1.: участие и руководстве
командой всех ее членов, в
отличие от обычных рабочих
групп, где решения
Формально вся организация представляет собой сочетание различных профессиональных групп, которые структурированы в особые подразделения. В каждой такой профессиональной группе существуют определенные «деловые связки» работников, где индивидуальные способы выполнения заданий преобразуются в кооперированные. Отечественные исследователи выделяют три уровня такой кооперации работников. В бригадных формах организации труда это: совместно-индивидуальная деятельность (бригада станочников, где индивидуальный труд доминирует); совместно-последовательная деятельность (бригада, работающая на конвейере); совместно-взаимодействующая деятельность (бригада монтажников, где кооперированный труд доминирует). В функциональных подразделениях отечественные исследователи также выделяют три уровня взаимосвязанности:
• параллельно-индивидуальная, которая на определенных этапах сводится воедино по срокам, ресурсам, показателям, конечным результатам (например, отдел сбыта продукции, где каждый менеджер работает со своей клиентурой);
• кооперативно-индивидуальная, когда результаты труда одних работников оказываются зависимыми от результатов труда других работников так, что эти результаты надо время от времени корректировать (например, отдел маркетинга, где результаты исследовании используются в группе рекламы, в группах стимулирования сбыта);
• кооперативно-сетевая, когда действия одного невозможны без одновременных или предшествующих действий других (проектные группы, конструкторские и технологические отделы, творческие лаборатории, проблемно-целевые группы).
Внутренние взаимосвязи работников между собой и с руководителем в группах весьма разнообразны. Они целиком зависят от характера работ, поставленных задач, сроков исполнения и могут быть динамичными, сопряженными друг с другом и даже взаимопереходящими, особенно во время экспериментов переналадки технологией, реорганизации функциональных подразделений. Но в производственных бригадах, если они устоялись, эти взаимосвязи более жесткие, чем в функциональных подразделениях. Руководство такими группами осуществляется прежде всего как распределение заданий на входе в технологические процессы и на выходе из них. Главной функцией руководителя малой профессиональной группы является оптимальное обеспечение «деловых связок», которые могут ослабляться или прерываться в результате взаимных отторжений, противостояний, конфликтов.
В отечественных исследованиях 80-х
гг. описаны разновидности
Рис 2. Внутренняя взаимосвязанность по труду
между работниками бригад.
Те или иные конфигурации работников профессиональных групп определяют и тип их поведения по шкале «индивидуализм — коллективизм». В отечественных исследованиях в конце 70-х гг. изучались психологические характеристики работниц, которые работали индивидуально и в условиях групповой сборки. У последних были обнаружены большая общительность, открытость, дружелюбие, чувство связанности с другими людьми, склонность к открытому сотрудничеству, отзывчивость (профессиональная группа больше открыта к сотрудничеству с другими профессиональными группами). А первые проявляли большую замкнутость, сдержанность, холодность, отчужденность (профессиональная группа менее открыта к такому сотрудничеству, а иногда и совсем закрыта).
В группах первого типа должны в основном работать сотрудники, у которых преобладает такая характеристика социотипа как интровертность. Работники, обладающие такой характеристикой, как раз более сдержанны в проявлении своих эмоций и хуже сходятся с новыми людьми, предпочитая общаться в своем собственном коллективе уже со знакомыми и проверенными людьми. И для групп, работающих по принципу индивидуализма, необходимо подбирать сотрудников, у которых преобладает интровертность. Для экстраверта работа в такой группе будет достаточно сложной.
Для групп же, в которых
преобладает коллективизм, наиболее
подходящими являются работники, у
которых преобладает такой
Для работы в современных организациях
необходимо создавать такие группы,
которые будут чем-то средним
между индивидуализмом и коллек
С другой стороны есть такие сферы деятельности, где необходимо, чтобы группа была менее открыта. Это особенно характерно для групп, которые занимаются секретными разработками или поточная работа на конвейере. Совершенно невозможно представить людей, у которых преобладает экстравертность и которые, например, работают на поточном конвейере. Индивидуалистические группы более присущи для работников, которые занимаются техникой, цифрами.
Коллективизм же в группах более присущ для деятельности, в которой осуществляется общение «человек-человек», и для организаций, в которых работа одной группы тесно связана с работой других групп.
Несомненно, что на коллективизм
или индивидуализм в группе влияет
ее состав. В малых группах чаще
всего преобладает
В первом случае поведение руководителя может стать лидерским, если оно соответствует коллективистским групповым нормам, если он «погружает» себя в группу. Если же его поведение им не соответствует, возможно состояние конфронтации, что и происходит при авторитарном стиле руководства в творческих профессиональных группах.
Во втором случае, когда внутренняя кооперация работников слабая, руководитель становится связующим звеном, осуществляя распределение и планирование работ, обеспечивая корректировку их трудовых усилий, осуществляя общий контроль по срокам и конечному результату. Он видит общие «плюсы» и «минусы» работы каждого, что позволяет ему управлять профессиональной группой, принимая решения, общие для всех.
Его поведение не обязательно может быть лидерским, но он должен быть авторитетным специалистом и признанным в группе организатором, что особенно важно в производственных бригадах с низкой степенью кооперации.
Рассмотрим практическую ситуацию.
«Группа переводов отдела информации при конструкторском бюро (пять переводчиц и руководитель) значительно перевыполняло норму выработки. Руководитель определял общий объем работы, а переводчицы сами распределяли ее между собой, помогая друг другу. В конце каждой недели руководитель проводил совещание группы, оценивал работу и сообщал о предстоящей работе. Сами переводчицы предлагали к обсуждению дополнительный материал.
Но в группе была одна переводчица, которая не имела достаточного опыта и квалификации, а потому все ей помогали, когда в этом возникала необходимость. Это ее немного раздражало, но она была благодарна всем за помощь. И вот однажды на традиционном совещании она предложила для перевода большую серию статей, содержащих материал, который был крайне необходим конструкторскому бюро. Руководитель предложил ей немедленно приняться за переводы этих статей, отложив то, что она переводила. Она, не жалея сил и времени, сидела все дни до вечера, работая даже в выходные дни. Первые же переводы помогли конструкторам существенно продвинуться в своих разработках. Ее переводы оказались высокого качества, а объем работы значительно превышал тот, который был в группе. Руководство конструкторского бюро и руководитель группы были очень довольны ее работой и высоко оценили инициативу. Она стала работать самостоятельно.
Через два месяца отношение к переводчице со стороны сотрудниц резко изменилось. Руководитель группы не мог понять, что произошло. Он работал в отдельном кабинете, но когда заходил в комнату к переводчицам, видел, что она сидит с заплаканными глазами, а в комнате висит тягостная тишина. Расспросы ничего не давали: она ссылалась на личные обстоятельства, а остальные пожимали плечами. Истинную причину от руководителя скрывали, и он это уже чувствовал. Тогда он решил поговорить с ней. Выяснилось, что переводчицы сначала не одобряли ее инициатив, затем начали в ее присутствии обмениваться колкими замечаниями по поводу внешности — прически, косметики, одежды. Потом ей несколько раз подсунули неверные переводы идиоматических выражений. А дальше стали открыто ее обвинять в карьеризме.
Но она работала по-прежнему качественно и много, а руководитель успокаивал ее, что все изменится к лучшему, однако ситуация развивалась в худшую сторону. К тому же общий объем переводов в группе стал уменьшаться. Группа стала вести себя демонстративно: на традиционных еженедельных совещаниях все сидели молча и ждали указаний руководителя. Он стал предъявлять к ним претензии, потребовал прекратить обструкцию инициатив, но наткнулся на глухое, недоброжелательное молчание. Тогда он пересадил в другую комнату инициативную переводчицу. Ее оставили в покое, но объем переводов стал сокращаться, а затем стабилизировался на гораздо более низком уровне, чем это было несколько месяцев назад. Руководитель критиковал группу и ставил в пример инициативы той работницы, которую они отвергли. Переводчицы отвечали решительным и дружным отпором, апеллируя к существующим нормам перевода: «Есть нормативы, мы по ним и работаем». И задерживали сдачу срочных сверхнормативных статей. Группа стала неуправляемой.
Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Развитие группы