Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа
В современных условиях при нестабильности экономики создавать и поддерживать эффективность деятельности предприятий АПК очень сложно, тем более, если это некрупное сельскохозяйственное предприятие. Сегодня сельхозтоваропроизводителю не приходится рассчитывать на помощь со стороны и поэтому нужно искать резервы повышения эффективности производства у себя на предприятии. А начинать это делать нужно с факторов внутренней среды. В этом и заключается актуальность данной темы. Значимость темы заключается в том, что внутренняя среда предприятия является базой для построения всей его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность внутренней среды на предприятии……………………………….5
1.2 Основные характеристики внутренних переменных………………………..5
1.3 Анализ внутренней среды……………………………………………………...11
2 ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В КФХ «УСТИНОВ» УФИМСКОГО РАЙОНА………………………………………………………….14
2.1 Краткая характеристика КФХ «Устинов»…………………………………..14
2.2 Анализ факторов внутренней среды и их влияние на эффективность производства………………………………………………………………………..17
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………....25
3.1 Предложения по совершенствованию техники и технологии………………25
3.2 Предложения по совершенствование рабочей силы, рабочих и бытовых условий……………………………………………………………………………...27
3.3 Проект по совершенствованию технологии производства продукции животноводства……………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рабочая среда – это совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.
1.3 Анализ внутренней среды.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.
Внутренняя среда как
бы полностью пронизывается
Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.
Представление об организационной структуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они дают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быть улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае, если в организации работники продвигаются быстро и по результатам индивидуальных достижений, можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.
Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписанные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания герои, насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому.
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое планирование при анализе внутренней среды интересует выявления именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
Применяемый для анализа среды метод SWOT является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
2 ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕКЙ СРЕДЫ НА КФХ «УСТИНОВ» УФИМСКОГО РАЙОНА
2.1 Краткая характеристика КФХ «Устинов»
КФХ «Устинов» расположен в юго-восточной части Уфимского района района в 15 км от г.Уфы.
По климатическим условиям КФХ относится к резко континентальной зоне. Территория хозяйства входит в состав лесостепной зоны Башкирии, характеризуется резко континентальным климатом: жарким летом и холодной зимой, поздней весной и ранними снегопадами. Снежный покров возрастает до середины марта и достигает 50-70 см. В течение года выпадает 400-500 мм. осадков. На количество осадков большое влияние оказывает рельеф, представленный увалисто-холмистой местностью с рассеченной овражной сетью. Большая часть осадков (40-50%) выпадает за три летних месяца, однако, бывает годы и с летней засухой. Наиболее жарким месяцем является июль (+18, +20С) и самым холодным январь (-15, -29С).
Основными отраслями сельскохозяйственного производства являются растениеводство и животноводство. Производственное направление хозяйства свиноводческо-скотоводческое.
Колхоз был организован в 1932 году. С 1938 года колхоз стал заниматься развидением свиней, крупной белой породы, так же кроме свиней СПКК разводит и крупный рогатый скот.
Целенаправленная работа по созданию стада была начата еще до войны. В 1938 году колхоз завозит быков бестужевской породы
К концу 70-х годов общее поголовье скота дошло до 1500 голов, в том числе 500 коров. Вся селекционно-племенная работа ведется, согласно, разработанного перспективного плана.
Хорошо организовано
выращивание ремонтных и
Имущество предприятия находится в частной собственности и распределено по вкладам (долям, паям) между работниками предприятия, на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Сложившаяся структура земельных
угодий вполне соответствует
Таблица 2.1.1 Состав и структура земельного фонда КФХ «Устинов» за 2008-2010 годы
НаименованиеУгодий |
2008 г |
2009 г |
2010 г | |||
Площадь,га |
В % к общей зем.пло щади |
Площадь,га |
В % к общей зем.пло щади |
Площадь,га |
В % к общей зем.пло щади | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общая земельная площадь, всего |
7153 |
100 |
7132 |
100 |
7132 |
100 |
в т. ч.: с.-х. угодий |
6524 |
91,2 |
6472 |
90,7 |
6472 |
90,7 |
из них: пашни |
5363 |
74,9 |
5358 |
75 |
5137 |
71,9 |
Сенокосы |
79 |
1,1 |
82 |
1,1 |
82 |
1,1 |
Пастбища |
1082 |
15,1 |
1032 |
14,5 |
1253 |
17,6 |
Лесные массивы |
291 |
4,1 |
288 |
4 |
288 |
4 |
Прочие земли |
94 |
1,3 |
239 |
3,4 |
239 |
3,4 |
Из таблицы видно, что наличие земельных угодий обеспечивает необходимые условия для производства кормовой базы на имеющееся в хозяйстве поголовье скота. Большую площадь сельхозугодий занимают пашни. Общая площадь земли в 2010 году составляет 7132 га. Данные таблицы показывают, что общая площадь сельскохозяйственных угодий в 2010 году осталась наравне с площадью 2009 года. Анализируя структуру сельскохозяйственных угодий, следует отметить, что наибольший удельный вес занимает пашня 71,9 %.
Оценка сельскохозяйственных угодий в хозяйстве равна 26,6 баллов, в районе – 23 балла, пашни соответственно 32,2 и 28,5 баллов.
Характер землевладения и
Постройки и сооружения можно разделить
по отраслям. В животноводстве используются
следующие постройки и
В целом в предприятии можно выделить три основные укрупненные группы каналов реализации сельскохозяйственной продукции. Это – реализация государству, продажа сельхоз. продукции работникам внутри предприятия, продажа предприятиям по заключенным договорам предприятиям торговли и общественного питания.
Основными пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции являются г.Уфа, его молочный и хлебный заводы. Хозяйство реализует продукцию по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе.
Проанализируем уровень и
Таблица 2.1.2 Динамика показателей экономических результатов деятельности
Показатели |
2009 г |
2010 г |
2010 г. в % к 2009 г. |
Прибыль отчетного периода, тыс. руб. |
2 |
14 |
700 |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. |
-1381 |
-1617 |
- |
Себестоимость всей продукции, тыс. руб. |
26805 |
31293 |
117 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. |
16662 |
17207 |
103 |
Стоимость производных фондов, тыс. руб. |
67924 |
67173 |
99 |
Норма прибыли по проданной продукции, % |
3 |
21 |
700 |
В 2010 году данное предприятие получило прибыли в 7 раз больше, чем в 2009 году. 11% рентабельности производства говорит о том, что в отчетном году снизилась себестоимость продукции, что повлияло на финансовые результаты предприятия.
В 2010 году предприятие получило прибыль. Наличие у предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств. Величина чистой прибыли имеет благоприятную тенденцию к увеличению.
Руководителям финансовых
служб предприятия следует
Для улучшения финансовой устойчивости предприятию необходимо увеличить долю источников собственных средств на формирование запасов и затрат за счет уменьшения доли внеоборотных активов, изменить остатки товарно-материальных ценностей, ликвидировав излишки.
В соответствии с уставом
данного предприятия нужно
- разведение крупного рогатого скота бестужевской породы, свиней крупной белой породы и лошадей русской тяжеловозной породы;
- реализация животных для предприятий и организаций всех видов собственности;
- производство и реализация молока, мяса, зерна и другой сельскохозяйственной продукции;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- оптовая и розничная торговля;
- коммерческо-посредническая деятельность;
- капитальное строительство, реконструкция и ремонт;
- выполнение автотранспортных и тракторных услуг.
Все вышеперечисленные виды деятельности являются задачами данного предприятия, которые должны выполняться заранее установленными способами в заранее оговоренные сроки.
Для наиболее эффективного достижения целей в КФХ существует своя организационная структура удовлетворяющая все необходимые требования предприятия.