Факторы внутренней среды, обеспечивающие эффективность функционирования предприятия АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях при нестабильности экономики создавать и поддерживать эффективность деятельности предприятий АПК очень сложно, тем более, если это некрупное сельскохозяйственное предприятие. Сегодня сельхозтоваропроизводителю не приходится рассчитывать на помощь со стороны и поэтому нужно искать резервы повышения эффективности производства у себя на предприятии. А начинать это делать нужно с факторов внутренней среды. В этом и заключается актуальность данной темы. Значимость темы заключается в том, что внутренняя среда предприятия является базой для построения всей его деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность внутренней среды на предприятии……………………………….5
1.2 Основные характеристики внутренних переменных………………………..5
1.3 Анализ внутренней среды……………………………………………………...11
2 ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В КФХ «УСТИНОВ» УФИМСКОГО РАЙОНА………………………………………………………….14
2.1 Краткая характеристика КФХ «Устинов»…………………………………..14
2.2 Анализ факторов внутренней среды и их влияние на эффективность производства………………………………………………………………………..17
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………....25
3.1 Предложения по совершенствованию техники и технологии………………25
3.2 Предложения по совершенствование рабочей силы, рабочих и бытовых условий……………………………………………………………………………...27
3.3 Проект по совершенствованию технологии производства продукции животноводства……………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

курс по Менеджменту.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Рабочая среда – это  совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены  к потребностям организации.

 

1.3 Анализ внутренней  среды.

 

Внутренняя среда имеет  несколько срезов, каждый из которых  включает набор ключевых процессов  и элементов организации, состояние  которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками.

Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение  и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все  те процессы, которые связаны с  реализацией продукции. Это стратегия  продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта  и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание  ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.

Внутренняя среда как  бы полностью пронизывается организационной  культурой, которая так же, как  вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Организационная культура может способствовать тому, что организация  выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная  культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

Представление об организационной  структуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они дают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быть улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае, если в организации работники продвигаются быстро и по результатам индивидуальных достижений, можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.

Пониманию организационной  культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписанные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания герои, насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому.

Для того, чтобы успешно  выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Чтобы успешно справляться  с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать  об угрозе, но не иметь возможности  противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое планирование при анализе внутренней среды интересует выявления именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление  угроз и возможностей, которые  могут возникнуть во внешней среде  по отношению к организации, а  также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

Применяемый для анализа  среды метод SWOT является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

 

2 ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕКЙ СРЕДЫ НА КФХ «УСТИНОВ» УФИМСКОГО РАЙОНА

 

2.1 Краткая характеристика КФХ «Устинов»

 

КФХ «Устинов» расположен  в юго-восточной части  Уфимского района района в 15 км от г.Уфы.

По климатическим условиям КФХ относится к резко континентальной зоне. Территория хозяйства входит в состав лесостепной зоны Башкирии, характеризуется резко континентальным климатом: жарким летом и холодной зимой, поздней весной и ранними снегопадами. Снежный покров возрастает до середины марта и достигает 50-70 см. В течение года выпадает 400-500 мм. осадков. На количество осадков большое влияние оказывает рельеф, представленный увалисто-холмистой местностью с рассеченной овражной сетью. Большая часть осадков (40-50%) выпадает за три летних месяца, однако, бывает годы и с летней засухой. Наиболее жарким месяцем является июль (+18, +20С) и самым холодным январь (-15, -29С).

Основными отраслями сельскохозяйственного производства являются растениеводство и животноводство. Производственное направление хозяйства свиноводческо-скотоводческое.

Колхоз был организован  в 1932 году. С 1938 года колхоз стал заниматься развидением свиней, крупной белой породы, так же кроме свиней СПКК разводит и крупный рогатый скот.

Целенаправленная работа по созданию стада была начата еще  до войны. В 1938 году колхоз завозит быков  бестужевской породы

К концу 70-х годов общее  поголовье скота дошло до 1500 голов, в том числе 500 коров. Вся селекционно-племенная работа ведется, согласно, разработанного перспективного плана.

Хорошо организовано выращивание ремонтных и племенных  телок. На каждую голову выпаивается 450 литров цельного молока и 600 литров обрата. Случка проводится  в возрасте  19-20 мес. С живой массой не менее 380-400 кг. 

Имущество      предприятия     находится      в        частной  собственности и распределено  по  вкладам  (долям, паям) между  работниками предприятия,  на     праве    хозяйственного    ведения    и отражается  на его самостоятельном балансе.

Сложившаяся структура земельных  угодий вполне соответствует производственному  направлению колхоза. За последние  годы структура земельных угодий не изменилась.   

Таблица 2.1.1 Состав  и структура  земельного  фонда КФХ «Устинов»  за 2008-2010 годы

Наименование

Угодий

2008 г

2009 г

2010 г

Площадь,

га

В % к общей зем.пло щади

Площадь,

га

В % к общей зем.пло щади

Площадь,

га

В % к общей зем.пло щади

1

2

3

4

5

6

7

Общая земельная площадь, всего

7153

100

7132

100

7132

100

в т. ч.: с.-х. угодий

6524

91,2

6472

90,7

6472

90,7

из них: пашни

5363

74,9

5358

75

5137

71,9

Сенокосы

79

1,1

82

1,1

82

1,1

Пастбища

1082

15,1

1032

14,5

1253

17,6

Лесные массивы

291

4,1

288

4

288

4

Прочие земли

94

1,3

239

3,4

239

3,4




 

 

Из таблицы видно, что наличие  земельных угодий обеспечивает необходимые  условия для производства кормовой базы на имеющееся в хозяйстве  поголовье скота. Большую площадь  сельхозугодий занимают пашни. Общая  площадь  земли    в  2010 году составляет  7132 га. Данные таблицы  показывают,  что общая  площадь  сельскохозяйственных   угодий  в  2010  году  осталась наравне с площадью 2009 года. Анализируя структуру сельскохозяйственных  угодий,  следует отметить,  что наибольший  удельный  вес занимает  пашня  71,9 %.

Оценка сельскохозяйственных угодий в хозяйстве равна 26,6 баллов, в  районе – 23 балла, пашни соответственно 32,2 и 28,5 баллов.

Характер землевладения и использования  земли – бессрочная аренда., т.е. земля хозяйству предоставляется  в пользование на неопределенный срок.

Постройки и сооружения можно разделить  по отраслям. В животноводстве используются следующие постройки и сооружения: коровники – 4, телятники – 5, летний лагерь, цех пастеризации молока и  др.; в растениеводстве: зерносклады; в свиноводстве: свинарники – 15, кормоцех. Также в хозяйстве имеется 2 пасеки, 2 омшаника, 2 конюшни, электроцех, склады, гаражи.

В целом в предприятии можно  выделить три основные укрупненные  группы каналов реализации сельскохозяйственной продукции. Это – реализация государству, продажа сельхоз. продукции работникам внутри предприятия, продажа предприятиям по заключенным договорам предприятиям торговли и общественного питания.

Основными пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции являются г.Уфа, его молочный и хлебный заводы. Хозяйство реализует продукцию по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе.

Проанализируем уровень и динамику показателей экономических результатов  деятельности предприятия.

Таблица 2.1.2 Динамика показателей экономических результатов деятельности

Показатели

2009 г

2010 г

2010 г. в % к 2009 г.

Прибыль отчетного периода, тыс. руб.

2

14

700

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

-1381

-1617

-

Себестоимость всей продукции, тыс. руб.

26805

31293

117

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

16662

17207

103

Стоимость производных фондов, тыс. руб.

67924

67173

99

Норма прибыли по проданной продукции, %

3

21

700


 

В 2010 году данное предприятие получило прибыли в 7 раз больше, чем в 2009 году. 11% рентабельности производства говорит о том, что в отчетном году снизилась себестоимость продукции, что повлияло на финансовые результаты предприятия.

В 2010 году предприятие получило прибыль. Наличие у предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств. Величина чистой прибыли имеет благоприятную тенденцию к увеличению.

Руководителям финансовых служб предприятия следует принять  меры к увеличению рентабельности его  собственного капитала, поскольку в  конце анализируемого периода этот показатель находится на уровне ниже нормативного. Недостаток собственного капитала повышает риск неплатежеспособности компании.

Для улучшения финансовой устойчивости предприятию необходимо увеличить  долю источников собственных средств  на формирование запасов и затрат за счет уменьшения доли внеоборотных активов, изменить остатки товарно-материальных ценностей, ликвидировав излишки.

 

    1. Анализ факторов внутренней среды и их влияние на эффективность производства.

 

В соответствии с уставом  данного предприятия нужно отметить, что оно  создано   в  целях   удовлетворения  общественных   потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для   достижения  данных целей предприятие осуществляет в  установленном  порядке следующие виды деятельности:

- разведение    крупного   рогатого   скота   бестужевской   породы, свиней крупной белой   породы и  лошадей  русской тяжеловозной породы;

- реализация          животных       для       предприятий     и   организаций всех видов собственности;

- производство   и    реализация    молока,    мяса,   зерна   и   другой  сельскохозяйственной продукции;

- переработка сельскохозяйственной продукции;

- оптовая и розничная  торговля;

- коммерческо-посредническая деятельность;

- капитальное строительство, реконструкция и ремонт;

- выполнение автотранспортных  и тракторных услуг.

  Все вышеперечисленные виды деятельности являются задачами данного предприятия, которые должны выполняться заранее установленными способами в заранее оговоренные сроки.

Для наиболее эффективного достижения целей в КФХ существует своя организационная структура удовлетворяющая все необходимые требования предприятия.

Информация о работе Факторы внутренней среды, обеспечивающие эффективность функционирования предприятия АПК