Факторы устойчивости экономического роста фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение факторов устойчивости экономического роста фирмы.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1 Анализ теоретического материала по экономическому роста предприятий и систем.
2 Исследование методов расчета и анализа устойчивости экономического роста организации.
3 Разработка рекомендаций по повышению устойчивости экономического роста фирмы путем моделирования экономического роста российских компаний.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста
1.1 Понятие экономического роста
1.2 Экономический рост предприятия: типы и функции
1.3 Факторы экономического роста предприятия
Глава 2. Методы расчетов и анализа устойчивости экономического роста организации
2.1 Анализ устойчивости экономического роста
2.2 Расчет показателей экономического роста компании
2.3 Использование показателей для оценки экономического роста компании
Глава 3. Моделирование экономического роста российских компаний
3.1. Анализ показателей экономического роста российских компаний за 2011-2012 гг.
2.2 Современные модели экономического роста организации с применением показателей EVA и FCF
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы устойчивости экономического роста фирмы.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Использование показателей для оценки экономического роста компании

 

Одним из основных подходов к определению экономического роста  компании является увеличение ее стоимости.

При этом, по мнению Ю. Бригхэма, основным фактор роста компании является ее способность создавать потоки денежных средств в настоящий момент и в будущем.[2, с.37]

Аналогичную точку зрения разделяют Т. Коупленд и Т, Колер, считая стоимость (дисконтированный денежный поток) лучшей мерой результатов деятельности компании.[3, с.154]

Традиционно стоимость  компании определяется по формуле 2.10 [1,с.74]:

 

          (2.10)

 

Таким образом, максимизация свободного денежного потока ведет  к росту стоимости компании. По мнению Ю. Бригхема, на величину свободного денежного потока влияют следующие факторы:

1) физические объемы  реализации продукции;

2) чистая операционная  прибыль;

3) инвестированный капитал  и его рентабельность.

Рассмотрим каждый из факторов в отдельности. Компания должны наращивать объемы продаж, а, следовательно, и потоки денежных средств, но это возможно только при наличии устойчивого платежеспособного спроса на продукцию (товары, услуги, работы) компании. Это во многом зависит от эффективности проводимой компанией маркетинговой политики, поскольку может возникнуть ситуации, когда продажи стремительно растут, но в перспективе насыщение рынка и конкуренция приведут их к спаду. Таким образом, менеджеры должны постоянно заботиться о создании новых товаров, услуг и торговых марок, опережая при этом конкурентов и обеспечивая тем самым высокие темпы роста компании в долгосрочной перспективе.

Однако следует отметить, что с точки зрения эффективности  функционирования компании сам по себе показатель объема продаж малоинформативен. Наращивание темпов роста объема продаж зачастую говорит об экстенсивном характере использования факторов производства. С позиции экономического роста страны в целом, который предполагает, прежде всего, интенсивное использование факторов, важным является эффективность использования компанией имеющихся ресурсов, и, прежде всего, капитала инвесторов. Исходя из этого, более информативным, на наш взгляд, показатель прибыли, которая остается у собственника после уплаты налога на прибыль (чистая операционная прибыль) В то же время и данный показатель не дает полной информации о фактическом наличии средств у собственника, которые он может направить либо на выплату дивидендов, либо на развитие компании. Происходит это потому, что:

- во-первых, из чистой  операционной прибыли собственники  должны, прежде всего, рассчитаться с кредиторами (уплатить основную часть долга, а также проценты за его использование);

- во-вторых, в краткосрочной  перспективе компания может получить  любой объем прибыли, однако качественный долгосрочный рост компании возможен только в том случае, если она осуществляет инвестиции в операционные активы. Остаток чистой операционной прибыли и формирует свободный денежный поток.

Таким образом, расчет показателя свободного денежного потока является индикатором средств, реально остающихся у собственника по результатам работы за год.

Еще одним фактором, влияющим на величину свободного денежного потока и характеризующим эффективность функционирования компании, является показатель доходности (рентабельности) инвестированного капитала (ROIC). ROIC показывает, является ли достигнутый компанией рост прибыльным, и является ли полученная величина чистой операционной прибыли достаточной. Таким образом, доходность инвестированного капитала – это мера эффективности, которая показывает, сколько чистой операционной прибыли создается на каждый рубль инвестированного в компанию капитала. Если ROIC больше ставки доходности, требуемой инвесторами, то фирма создает дополнительный капитал, и, соответственно, дополнительную стоимость.[2,c.86]

Для оценки экономического роста компании, на наш взгляд, целесообразно использовать показатель экономической добавленной стоимости, поскольку он:

- оценивает действительную  экономическую выгоду бизнеса  за год и является мерой эффективности действий менеджеров компании;[11, c34]

- служит мерой реально созданной стоимости компании за год.

Величина EVA показывает, в какой степени компания добавляет  ценность инвестициям акционеров. Следовательно, если менеджеры озабочены созданием экономической добавленной стоимости, то они действуют таким образом, чтобы максимально увеличить благосостояние акционеров.

Следует отметить, что  между показателями стоимости компании (V), экономической добавленной стоимости (EVA) и свободного денежного потока (FCF) существует практически прямая зависимость, которая может быть выражена формулой расчета стоимости компании (формула 2.11) в терминах доходности инвестированного капитала:[2, c.329].

 

V = IC + IC *(ROIC – WACC) / (WACC – g),         (2.11)

 

где g – темп роста  выручки.

Таким образом, стоимость  компании определяется суммой двух составляющих: стоимости уже имеющегося капитала и величиной экономической добавленной стоимости (в числителе второй составляющей).

 

ГЛАВА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

 

3.1. Анализ показателей  экономического роста российских компаний за 2011-2012 гг.

 

Анализ результатов  деятельности российских компаний с целью определения их экономического роста и его темпов был проведен на примере 7 крупнейших публичных компаний – представляющих топливно-энергетический комплекс за последние два года (приложения 1 - 4). Все расчеты проведены по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний, размещенных на официальных сайтах компаний.

В соответствии с первым подходом к оценке экономического роста  компании (наличие роста показателей объема продаж, инвестированного капитала и собственного капитала, прежде всего – чистой прибыли) нужно отметить, что за 2012 г. по сравнению с 2011 г.:

-во всех компаниях  объемы деятельности возросли  в среднем на 11 – 49 %;

- практически во всех компаниях (исключение ОАО ОГК-5) увеличилась величина инвестированного капитала, при этом в темпах роста наблюдалось значительное расхождение (от 20% в ОАО «Лукойл» до 2,8 раз в ОАО «Северсталь»); возросла величина чистого инвестированного капитала, здесь темпы роста были более явными (от 31,5% в ОАО «Лукойл» до 10,5 раз в ОАО «Норникель»);

- при увеличении собственного  капитала в 6 компаниях (за исключением ОАО ОГК-5) в двух компаниях (ОАО ОГК-2 и ОАО «Норникель») величина чистой прибыли уменьшилась.

Следовательно, в соответствии с данным подходом к оценке экономического роста, нужно отметить, что экономический рост в 2012 г. наблюдался только в 4 компаниях: ОАО «Газпром», ОАО «Северсталь», ОАО «Роснефть» и ОАО «Лукойл».

Так же, темпы экономического роста в 2 компаниях (ОАО «Норникель» и ОАО «Газпром») в 2012 г. снизились, о чем говорит снижение показателей рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала.

Следовательно, только 2 компании их 7 (ОАО «Роснефть» и ОАО «Северсталь») в 2012 г. обеспечили устойчивый темп экономического роста.

В соответствии со вторым подходом к оценке экономического роста  компаний (наличие показателей экономической добавленной стоимости) результаты анализа существенным образом отличаются. Так, в 2 компаниях из 7 (ОАО «Роснефть» и ОАО «Лукойл») отсутствует экономическая добавленная стоимость.

Для того чтобы разобраться, почему компании, увеличившие объемы своей деятельности, капитала и прибыли (ОАО «Роснефть» и ОАО «Лукойл»), ничего не добавили к общей стоимости компании, рассмотрим два основных фактора, под влиянием которых формируется экономическая добавленная стоимость: доходность инвестированного капитала (ROIC) и средневзвешенная стоимость капитала компании (WACC). Для обеспечения EVA показатель ROIC должен быть, по крайней мере, больше значения WACC. Между тем, у российских компаний все показатели рентабельности (продаж, собственного капитала, инвестированного капитала, активов и т.д.) являются очень низкими. Поэтому стоимость (цена) инвестированного в компании капитала должна быть также достаточно низкой.

Проведенный анализ показал, что максимальную разницу показателей ROIC и WACC обеспечили себе в 2011 г. следующие компании: ОАО «Норникель» (27,41%); ОАО «Северсталь» (24,73%); ОАО «Газпром» (12,4%). Однако в 2007 г. эта разница существенно сократилась, в частности, у ОАО «Северосталь» (на 17,41%), ОАО «Норникель» (на 10,06%), ОАО «ОГК-2» (на 11,23%).

При этом основными факторами  снижения показателя экономической  добавленной стоимости в компаниях стали:

- увеличение стоимости  (цены) капитала (в ОАО «Газпром»  и ОАО «Северсталь);

- снижение доходности  инвестированного капитала (практически  во всех компаниях).

В ОАО «Роснефть» и  ОАО «Лукойл» стоимость капитала превышает показатель ROIC, даже не смотря на то, что WACC не является высокой по сравнению с другими компаниями. Основным отрицательным фактором для этих компаний является низкий уровень рентабельности, в том числе инвестированного капитала.

Анализируя стоимость (цену) капитала российских компаний, стоит отметить, что почти во всех компаниях (исключение ОАО «Северсталь) цена собственного капитала значительно меньше заемного, хотя должно быть все наоборот. Цена собственного капитала компании по умолчанию должна быть больше цены заемного по следующим причинам:

- во-первых, собственники  компании несут больший риск по сравнению с кредиторами, так как преимущественное право на денежный поток в соответствии с законодательством принадлежит именно кредиторам. И лишь после выполнения обязательств перед ними право на денежный поток переходит к акционерам компании;

- во-вторых, затраты по обслуживанию заемного капитала выводятся из-под налогообложения прибыли, таким образом цена заемного капитала обходится компании фактически на 24 % ниже, чем это предусмотрено кредитным договором (договором займа, облигационным займом);

- дивиденды (доходы) собственникам (акционерам) начисляются из чистой прибыли после уплаты налога на прибыль (ставка 24%), что увеличивает стоимость собственного капитала более чем на 30 процентов (1,31= 1/1 – 0,24).

Следует заметить, что в 2012 г. цена собственного капитала возросла только в ОАО «Газпром» и ОАО «Северсталь». При этом цена заемного капитала возросла практически во всех рассматриваемых организациях, хотя и незначительно (в среднем лишь на один процент).

Так как показатель EVA является абсолютной величиной - применять его при проведении сравнительного анализа нельзя, предлагаем применить показатель «рентабельность инвестированного капитала по экономической прибыли» (РИКEVA), рассчитываемый по формуле (3.1):

 

РИКEVA = EVA / IC,             (3.1)

 

где EVA – экономическая  добавленная стоимость (экономическая  прибыль), IC - среднегодовая величина инвестированного капитала.

Данный показатель, по нашему мнению, характеризует величину экономической прибыли (которая остается в организации), полученную на каждый рубль инвестированного в компанию капитала.

Наиболее высокое значение этого показателя в 2011 г. было в данных компаниях: ОАО «Газпром», ОАО «Северосталь», ОАО «Норникель» и ОАО ОГК-6. В 2012 г. наибольшее значение РИКEVA сохранилось в ОАО «Газпром» и ОАО «Норникель».

Следовательно, в соответствии с двумя рассмотренными выше подходами к оценке экономического роста организации, можно придти к выводу, что экономический рост из 7 анализируемых российских компаний осуществляют только ОАО «Газпром» и ОАО «Северосталь».

Анализ появления свободных денежных потоков выявил, что только 3 организации из 7 их генерируют (ОАО «Северосталь», ОАО «Норникель, ОАО «Лукойл»).

ОАО «Норникель», имея в 2011 г. свободный денежный поток в сумме 80175 млн. руб., фактически использовало на финансирование затрат (которые должны покрываться только средствами свободного денежного потока) значительно большую сумму - 134625 млн. руб. В 2012 г. даже при отсутствии свободного денежного потока ОАО «Норникель» продолжал покрывать затраты, которые по сути не имели источника финансирования (в частности, выплата дивидендов, выкуп акций у акционеров, краткосрочные финансовые вложения). Аналогичная ситуация наблюдалась в ОАО ОГК-5 и ОАО «Лукойл».

 

 

2.2 Современные модели экономического роста организации с применением показателей EVA и FCF

 

При моделировании экономического роста и применении показателей EVA и FCF нужно понимать, что возможно различное соотношение этих показателей, и, вследствие, 4 модели экономического роста организации:

Первая модель: EVA > 0, FCF > 0

Вторая модель: EVA > 0, FCF < 0

Третья модель: EVA < 0, FCF > 0

Четвертая модель: EVA < 0, FCF < 0

Рассмотрим их подробнее.

1. Экономическая добавленная  стоимость и свободный денежный  поток являются положительными  величинами.

Такая ситуация характерна для развитых крупных компаний, которым  уже не нужны значительные инвестиции в операционные активы (основные, нематериальные, оборотные).

Главный акцент делается на пополнение оборотных активов и периодическое обновление основных фондов. Поэтому незначительные объемы чистого инвестированного капитала могут покрываться за счет наличия даже относительно невысокой чистой операционной прибыли, в результате чего достигается положительное значение свободного денежного потока.

Информация о работе Факторы устойчивости экономического роста фирмы