Фандрайзинг в некоммерческих организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Целями нашего исследования является изучение новой для российских некоммерческих организаций сферы деятельности: фандрайзинга и его эффективного инструментария.
Для осуществления данных целей были поставлены следующие задачи:
изучение истории фандрайзинга
определение понятия «фандрайзинг» в современном обществе
стратегическое планирование фандрайзингой кампании
определение сущности, форм и роли некоммерческих организаций в современной России
изучение инструментов фандрайзинга для эффективной работы некоммерческих организаций

Содержание

Введение……………………………………………………………………....стр.3
Глава 1. Сущность фандрайзинга……………………………………………стр.5
Становление понятия фандрайзинг……………………………….стр.6
Определение фандрайзинга……………………………………….стр.9
Стратегическое планирование фандрайзинговой кампании…..стр.14
Глава 2. Некоммерческие организации и их роль в современной России………………………......................................стр.19
2.1 Сущность некоммерческих организаций……………………….стр.20
2.2 Формы некоммерческих организаций…………………………..стр.25
2.3 Значение некоммерческого сектора для социально – экономического развития России……………………………………….…стр. 33
Глава 3. Эффективный инструментарий связей с общественностью и фандрайзинга для некоммерческих организаций……стр.37
3.1 Информационное обеспечение фандрайзинга…………………стр.38
3.2 Контакты с потенциальными донорами………………………стр.43
3.3 Специальные мероприятия……………………………………...стр.48
Заключение………………………………………………………………….стр. 53
Список литературы………………………………………………………....стр. 54

Вложенные файлы: 1 файл

Фандрайзинг в некоммерческих организациях.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

Челябинская государственная  академия культуры и искусств

Культурологический факультет

Кафедра культурологии  и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по курсу теория и практика связей с общественностью

на тему:

 

 

 «Фандрайзинг в  некоммерческих организациях»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Баланова Ксения,

студент группы 308 СО, КФ, ДО

Проверил: Лавров А.Г.

 

 

 

 

Челябинск

2009

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………....стр.3

Глава 1. Сущность фандрайзинга……………………………………………стр.5

    1. Становление понятия фандрайзинг……………………………….стр.6
    2. Определение фандрайзинга……………………………………….стр.9
    3. Стратегическое планирование фандрайзинговой кампании…..стр.14

Глава 2. Некоммерческие организации и их роль в современной России…………………………………………...............................................стр.19

2.1 Сущность некоммерческих организаций……………………….стр.20

2.2 Формы некоммерческих  организаций…………………………..стр.25

2.3 Значение некоммерческого сектора для социально – экономического развития России……………………………………….…стр. 33

Глава 3. Эффективный инструментарий связей с общественностью и фандрайзинга для некоммерческих организаций…………………………стр.37

3.1 Информационное обеспечение  фандрайзинга…………………стр.38

3.2 Контакты  с потенциальными донорами………………………стр.43

3.3 Специальные мероприятия……………………………………...стр.48

Заключение………………………………………………………………….стр. 53

Список литературы………………………………………………………....стр. 54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Еще 10 лет  назад в России  при формировании финансовых  средств некоммерческих организаций  использовали метод бюджетного  финансирования. Решающую  роль  в  распределении  денежных  средств, таким  образом, играют  государственные  органы  и  органы  местного  самоуправления. История  показывает, что  такой  метод  имеет  свои  отрицательные  стороны, ибо  известно, что  «кто  платит, тот  и  заказывает  музыку».

Исходя из того, что  наше государство периодически одолевают  кризисы и оно очень тяжело «отходит» от них, надеяться некоммерческим организациям на поддержку государства  не стоит, поэтому нужно развивать  такой вид деятельности как фандрайзинг, который поможет с помощью инструментов PR, достичь привлечения всевозможных ресурсов для успешного функционирования некоммерческих организаций.

  Актуальность фандрайзинга  для некоммерческих организаций  в наше время очевидна, все  больше и больше исследователей стремятся приспособить фандрайзинг к российской действительности, т.к. он появился в США. Еще не сформировалась устойчивая терминология в области финансирования некоммерческих организаций, также законодательная база еще не подготовлена, даже слово «фандрайзинг» каждый решает лично для себя как его произносить: «фандрайзинг» или «фандрейзинг», возможно «фендрейзинг», но уже сейчас многие некоммерческие организации американские теоретические основы фандрайзинга пытаются применить на практике в России.

В нашей работе мы за основу взяли тоже американскую теорию фандрайзинга, которая четко изложена в книге  Дж. Дугласа Александера «Основные  принципы фандрайзинга», являющаяся руководством, предоставляющем ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые  профессиональными фандрайзерами и волонтерами. На основе проверенных временем принципов, в ней  рассказывается, как освоить три основных аспекта фандрайзинга – подготовку описания проекта, создание стратегии кампании и обеспечение крупных пожертвований.

Адаптированную к России теорию мы нашли только у Тульчинского Г.Л. «Фандрайзинг: привлечение средств  на некоммерческую деятельность», входящую в серию статей: «PR: культура деловых коммуникаций. Как это делать в России». В виде брошюры в жанре «методички» автор рассказывает, как он на своем собственном опыте осваивал американскую теорию фандрайзинга и попытался сформулировать основные принципы, которые целесообразно использовать в российской сфере фандрайзинга.

Целями нашего исследования является изучение новой для российских некоммерческих организаций сферы деятельности: фандрайзинга и его эффективного инструментария.

Для осуществления данных целей были поставлены следующие  задачи:

    • изучение истории фандрайзинга
    • определение понятия «фандрайзинг» в современном обществе
    • стратегическое планирование фандрайзингой кампании
    • определение сущности, форм и роли некоммерческих организаций в современной России
    • изучение инструментов фандрайзинга для эффективной работы некоммерческих организаций

Объектом исследования являются российские некоммерческие организации.

Предметом исследования является развитие фандрайзинга  в  современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность фандрайзинга

 

Вопрос привлечения  инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим - чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим - чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.

Большинство российских некоммерческих организаций живут  по принципу: «Что с неба упало, то мое», т.е. не занимаются регулярным и продуманным сбором средств. В результате, денег у них либо не хватает, либо нет совсем.

Во многих западноевропейских странах и, особенно в США к  деньгам и к благотворительности  относятся очень серьезно. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство никогда не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто мысль о том, где взять деньги на проект, приходит последней. Мы не привыкли думать о деньгах, мы привыкли их получать от государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Становление понятия «фандрайзинг»

 

Термин «фандрайзинг»  был заимствован в США, где  он используется многие десятилетия  преимущественно в области привлечения  финансирования в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся с конца XIX – начала XX в. и функционирует наряду с частным и государственным секторами, объединяет некоммерческие негосударственные организации, призванные реализовывать задачи, игнорируемые частным и государственным секторами.

Активное развитие фандрайзинга во второй половине XX в. связано с возрастанием роли третьего сектора в США. Удельный вес общей численности занятых в некоммерческом секторе возрастает в геометрической прогрессии.

Новый толчок развития фандрайзинг получил в США в 1980-е гг. во времена правления  Р. Рейгана, когда некоммерческая сфера переживала финансовый кризис в связи с сокращением бюджетного финансирования на социальные цели. Несмотря на то, что некоммерческий сектор США во все времена в большей степени ориентировался на привлеченные и собственные источники финансирования, чем на финансирования со стороны государства, тем не менее, сокращение прямого и косвенного государственного финансирования стало причиной финансового кризиса третьего сектора.

Фандрайзинг с 1980-х гг. стал ориентироваться на активную диверсификацию (перераспределение ресурсов) источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных и местных властей, а также на разработку новых форм привлеченного финансирования некоммерческих организаций. Помимо традиционных пожертвований, грантов, благотворительных, спонсорских и членских взносов, появились новые формы, как не облагаемые налогом муниципальные облигации и резервные взносы.

С 1980 – х гг. фандрайзинг в США окончательно оформился в самостоятельную управленческую дисциплину. Однако и в настоящее время проблемам развития фандрайзинга там уделяется повышенное внимание. Несмотря на выход из кризиса 1980-х гг., американский некоммерческий сектор вновь столкнулся с серьезными финансовыми проблемами начиная с середины 1990-х гг. По словам политолога Р. Патмэна, «многие некоммерческие организации внезапно испытали существенную потерю своих клиентов». В результате резкое снижение объемов поступлений со стороны частных лиц привело к значительному финансовому дефициту бюджетов некоммерческих организаций.

Л. Саламон, директор Института  Джона Хопкинаса в США, также  указывает  на финансовые проблемы как причины кризиса американского  третьего сектора. С одной стороны, они связаны с сокращением государственной поддержки: объем федерального финансирования, выделяемый на социальные нужды, уменьшился, с другой стороны, финансовые проблемы некоммерческого сектора тесно связаны сокращением  темпов роста частных пожертвований. С начала 1990-х гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов роста пожертвований со стороны населения и коммерческого сектора. Таким образом, снижение темпов роста частных пожертвований не в состоянии компенсировать сокращение государственного финансирования на социальные нужды.

В настоящее время  развитие фандрайзинга в США связывается  с активным стимулированием роста  частных пожертвований со стороны  федеральных властей и властей  штатов, прежде всего с помощью  расширения налоговых льгот для доноров. Государство, таким образом, сможет компенсировать сокращение бюджетного финансирования на социальную сферу ростом непосредственного финансирования некоммерческих организаций со стороны физических и юридических лиц.

В России фандрайзинг активно стал развиваться с развитием некоммерческих организаций с 1990-х гг., деятельность которых нацелена не на получение прибыли, а на решение социально важных задач и сделало актуальными вопросами финансирования их  деятельности. На сегодняшний день понятие «фандрайзинг» входит в такие сферы деятельности как социальный менеджмент, маркетинг, PR и реклама.

Таким образом, область  фандрайзинга – абсолютно новая  для нашей страны – развита  в США более чем в любой  другой стране. Пока еще низок процент  участия населения и государства в формировании доходов отечественных некоммерческих организаций, но становится актуальна проблема привлечения новых форм финансирования, планирования и организации процессов внешней поддержки, а соответственно и развития фандрайзинга. С такими направлениями деятельности как менеджмент, маркетинг, реклама и PR Россия сможет быстро достигнуть уровня Соединенных Штатов Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Определение фандрайзинга

 

Существует множество  определений фандрайзинга с научной  и практической точек зрения.

Представим наиболее распространенные из них:

  • Фандрайзинг от английского fundraising (to raise fund) - увеличивать ресурсы, собирать денежные средства.
  • Фандрайзинг - это деятельность по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты.
  • Фандрайзинг - это сбор пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых мероприятий.
  • Фандрайзинг представляет собой методику поиска источников финансирования, т.е. объединяет деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования.
  • Фандрайзинг – поиск и привлечение финансовых ресурсов «под проект».
  • Фандрайзинг – привлечение материальных, человеческих, технических и временных ресурсов.

Несмотря на разнообразие определений фандрайзинга целью, как многие теоретики, так и практики, выделяют осуществление социально значимой деятельности.

Основными задачами фандрайзинга будут являться:

 – сбор средств

 – приобретение  новых партнеров и друзей организации

 – возможность  открыто заявить о себе и информировать о своих целях

Основными понятиями, без  которых не может существовать  фандрайзинг, являются такие понятия  как: грант, заявка, донор, спонсор, грантодатели,  заявитель, проект, спонсорство, благотворительность, пожертвование, патронаж, членство, меценатство, государственные фонды, посреднические фонды и частные фонды.

Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать.

Заявка - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. В отличие от бизнес-плана, заявка пишется, чтобы получить средства на некоммерческий проект, т.е. на дело, которое заведомо не ориентировано на получение прибыли.

Информация о работе Фандрайзинг в некоммерческих организациях