Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:37, курсовая работа
Обеспечение системы здравоохранения необходимыми финансовыми ресурсами для оказания населению качественной и доступной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.
Финансовая система - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.
Задание на курсовую работу 2
Замечание руководителя 3
Введение 5
Финансирование здравоохранения 7
1.1 Движение и распределение денежных средств. Источники финанси-
рование медицинских учреждений 7
Подушевой способ финансирования медицинской помощи: тео-
рия и практика 15
Финансовый контроль в здравоохранении 24
Технические задачи по основам финансирования здравоохра-
нения 26
Актуальные проблемы и пути повышения эффективности финансиро-
вания здравоохранения 30
Заключение 40
Список литературы 43
Система страхования рабочих развивалась, покрывая все больший процент населения, однако система Бевериджа сложилась лишь в 1948 г. Уильям Беверидж во время Второй мировой войны по поручению Уинстона Черчилля разработал программу послевоенной социальной реконструкции. «Отчет Бевериджа 1942 года» лег в основу будущей Национальной службы здравоохранения, поставив здравоохранение в структуру общей социальной политики. Таким образом, правительство лейбористов в 1948 г. учредило всеобъемлющую, всеобщую бесплатную службу здравоохранения.
Говоря о британской системе здравоохранения, нельзя не упомянуть реформы железной леди — Маргарет Тэтчер, а также поучительные истории реформ, проводимых премьер-министром Англии Тони Блэром.
С самого начала своего руководства Маргарет Тэтчер провозгласила новую концепцию развития Национальной службы здравоохранения «внутренний рынок». Маргарет Тэтчер на добровольной основе разрешила нескольким врачам общей практики объединяться в фондодержателей. Группа врачей получала годовой бюджет, включавший средства на лечение и профилактику большего количества преимущественно предотвратимых заболеваний, которые в ряде случаев требовали стационарного лечения или помощи специалистов. Единичный случай тяжелого заболевания уже не мог разорить группу фондодержателей, так как их бюджет был больше и позволял разбавить риск. Конкуренция же сохранялась, так как пациент мог поменять врача или группу врачей, если его не устраивал набор предоставляемых услуг.
На наш взгляд, фондодержание является настоящим прорывом в управлении здравоохранением. Именно такая структура позволяет Англии расходовать почти в два раза меньше средств в отношении к ВВП по сравнению с другими высокоразвитыми странами и в течение длительного времени оставаться единственным государством, которому удается эффективно сдерживать расходы на здравоохранение.
Тони Блэр продолжил развитие фондодержания, определив обязательным условием включение частнопрактикующих врачей общей практики в группы первичной помощи, которые объединяют до 100 врачей, для получения бюджетных средств по подушевому принципу. При этом подушевые нормативы обеспечивают оплату вторичной и скорой медицинской помощи, формируя до 90% дохода соответствующих государственных медицинских организаций.
Подушевое финансирование врачей первичного звена используется и в других странах, имеющих государственные модели финансирования, например в Польше, Словакии, Болгарии и в ряде других стран, однако без широких полномочий по фон до держанию.
Беря на вооружение передовой зарубежный опыт по эффективному финансированию здравоохранения, отечественная законодательная база определила для амбулаторно-поликлинической помощи подушевой способ финансирования с фондодержанием.
Во многих регионах получены интересные, хотя и неоднозначные результаты использования данного способа финансирования медицинской помощи.
Тем не менее на сегодня отсутствуют единая методология использования подушевого финансирования с фондодержанием как элемента повышения эффективности национального здравоохранения, научно обоснованная методика расчета подушевых нормативов, учитывающих специфику спроса населения на современные медицинские технологии и рациональную сеть медицинских организаций. Региональный опыт разнообразен и требует обобщения и унификации с использованием порядков и стандартов медицинской помощи. Экономическая основа региональных подушевых нормативов,* как правило, учитывает фактические затраты неэффективной лечебной сети и проецируемые на нее многолетний дефицит финансирования отрасли и неэффективные способы планирования и оплаты медицинской помощи.
Наша монография ставит своей целью обобщить отечественный и зарубежный опыт использования подушевой модели финансирования здравоохранения, определить научную, методологическую основу организации первичной медицинской помощи, при которой подушевое финансирование и фондодержание позволяет обеспечить эффективность национальной системы здравоохранения и устойчивое повышение уровня здоровья населения.
Кроме того, в монографии представлены аналитические и расчетные алгоритмы для формирования подушевых нормативов с различной «глубиной» фондодержания, обеспечивающие управление клиническими и финансовыми рисками медицинских организаций, оказывающих первичную помощь.
Структура монографии представлена шестью главами:
Научно-методологические аспекты финансирования медицинской помощи.
Анализ отечественного и зарубежного опыта применения подушевой схемы оплаты медицинской помощи.
Экономико-математическая модель подушевого финансирования с фондодержанием.
Методика расчета подушевых нормативов для финансирования первичной медицинской помощи с использованием стандартов медицинской помощи.
Использование клинико-затратных групп при подушевом финансировании медицинской помощи с регулируемой глубиной фондодержания.
Критерии клинической и экономической эффективности, управление качеством медицинской помощи при подушевой схеме финансирования медицинской помощи.
Финансовый контроль - контроль за целевым использованием финансовых средств системы здравоохранения, а также за соблюдением действующего финансового законодательства.
Объектом финансового
контроля в здравоохранении является
финансово-хозяйственная
Важнейшей задачей финансового контроля является реализация единой финансовой политики, а также контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств в системе здравоохранения.
Финансовый контроль осуществляют в виде предварительного, текущего и последующего контроля.
Предварительный контроль, например, на стадии составления, рассмотрения проекта территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на очередной финансовый год осуществляется органом управления здравоохранением, финансовыми органами субъекта РФ, территориальным фондом ОМС.
Текущий и последующий контроль в процессе реализации Программы осуществляется:
- органом управления здравоохранением;
- финансовыми органами;
- контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ;
- Государственной налоговой инспекцией;
- Счетной палатой;
- Федеральным казначейством.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования также принимает участие в осуществлении финансового контроля в системе здравоохранения субъекта РФ.
Организации, осуществляющие финансовый контроль в системе здравоохранения, действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Они взаимодействуют между собой и с органами местного самоуправления. Координацию их деятельности может осуществлять орган управления здравоохранением субъекта РФ в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии. На основе соглашений для проведения комплексных ревизий и тематических проверок разрабатываются и утверждаются совместные планы- графики.
Организации, осуществляющие финансовый контроль в системе здравоохранения субъекта РФ, в пределах своих полномочий имеют следующие права и обязанности:
- проводить проверки и ревизии;
- давать указания по устранению выявленных нарушений и в случае их невыполнения направлять материалы проверок в исполнительные органы государственной власти по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности для приостановления или отзыва лицензии организации здравоохранения;
- проверять соблюдение финансового законодательства;
- осуществлять контроль за прохождением финансовых средств в сфере денежного обращения;
- осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых средств в организациях здравоохранения;
- направлять материалы о выявленных нарушениях в адрес правоохранительных органов.
Финансовый контроль в
системе здравоохранения
- ревизии и тематические проверки;
- экспертные оценки и аналитические расчеты;
- проверка документов и сведений;
- проверка системы учета и внутреннего контроля;
- инвентаризация денежных средств и материальных ценностей;
- анализ бухгалтерской и финансовой отчетности.
Таким образом, обеспечение
постоянного финансового
2.1 Тематические задачи
по основам финансирования
Раздел 1. Определение тарифов на восстановительное лечение в медицинских учреждениях стационарного типа, в объеме Территориальной программы ОМС, в зависимости от длительности лечения.
При проведении экономического анализа затрат медицинских учреждений на лечение больных используют не наименование нозологических форм, в соответствии с МКБ-10, а название клинико-экономических стандартов (КЭС).
Средняя длительность лечения по каждому КЭС, а также число баллов сложности лечения соответствующих одному койко-дню, устанавливаются экспертной комиссией на основании анализа первичной медицинской документации за базисный период (3-5) лет и подлежат периодическому пересмотру.
Общее количество баллов, характеризующее определенный КЭС получают путем умножения числа баллов сложности лечения соответствующих 1 койко-дню на среднюю длительность лечения (К/Д в баллах х ср. длительность лечения = общее количество баллов).
Алгоритм решения задач:
Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 30 больных с КЭС - стенокардия и др. формы хронической ИБС. Обоснованная продолжительность лечения 5 больных составила по 25 дней, 15 больных - 32 дня и 10 больных - 40 дней. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 490,79; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 25-35 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) - 36,0 руб.
Ср.дл.л. = (25+35)/2=30 дней
Д.Б. =490,79/30=16,36
16,4x25x36,0=14760
16,4x32x36,0=18892,8
16,4x40x36,0=23616
(14760*5) + (18892,8*15) + (23616*10)=593352
Вывод: Сумма тарифов, затраченная на восстановительное лечение 30 больных с КЭС- стенокардия и др. формы хронической ИБС составила 593352рубля.
Раздел 2. Экономический анализ использования коечного фонда ЛПУ.
Задача для разбора.
В районной больнице на 250 коек:
Рассчитать:
Стоимость содержания больничной койки в год (СК):
СК= Сумма расходов / Число коек
СК (фактическая) = 520000 / 250 = 2080 руб.
Стоимость одного койко-дня (Ск/д):
Ск/д = Сумма расходов / Число коек * длительность койки в год
или
Ск/д = СК / Длительность работы койки
Ск/д (фактическая) = 520000 / 250 * 320 = 6,5 руб.
или
Ск/д (фактическая) = 2080 / 320 = 6,5 руб.
Длительность лечения = Число дней работы койки в году / оборот койки
Стоимость содержания одного больного за время его пребывания в стационаре (Сл – стоимость лечения)
СЛ = Ск/д * Длительность лечения больного
Длительность лечения (фактическая) = 320 / 20 = 16 дней.
Сл (фактическая) = 6,5 * 16 = 104 руб.
Экономические потери от простоя коек в лечебных учреждениях.
П = (Рф / КДф – Рф/ КДп) * КДф
где П – экономические потери за год (руб.);
Рф – фактические расходы на содержание больничных коек в год;
КДф – фактическое число проведенных койко-дней;
КДп – плановое число койко-дней.