Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 08:32, курсовая работа
Тема настоящей курсовой работы звучит так: «Формирование кадровой политики».
Актуальность темы в теоретическом плане, также как и ее практическая значимость, обусловлена тем фактом, что проблема в области работы с персоналом является в настоящее время одной из важнейших проблем для большинства стран мира.
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты кадровой политики
1.1 Содержание, цели и задачи кадровой политики организации
1.2 Современные требования к кадровой политике
1.3 Роль кадровой службы на предприятии
Глава 2. Анализ и оценка кадровой политики
2.1 Оценка выбора кадровой политики
2.2 Классификация видов кадровой политики
2.3 Принципы разработки и элементы кадровой политики
КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Формирование кадровой политики
Курсовая работа
Выполнил (а) студент (ка) группы ГУ – 06 ЗФ ___________ Сабурова М.А.
подпись (Ф.И.О.)
Дата сдачи на рецензирование «___»_____________20___ г.
Научный руководитель: _______________ ______________ Огий О.Г.
(уч. степень, должность) подпись (Ф.И.О.)
Работа допущена к защите «___»_____________2008 г. ____________
подпись
Работа защищена «___»__________2008 г. с оценкой _________ ______________
подпись
Петропавловск-Камчатский, 2008
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты кадровой политики 1.1 Содержание, цели и задачи кадровой политики организации 1.2 Современные требования к кадровой политике 1.3 Роль кадровой службы на предприятии |
5 5 9 12 |
Глава 2. Анализ и оценка кадровой политики 2.1 Оценка выбора кадровой 2.2 Классификация видов кадровой политики 2.3 Принципы разработки и |
17 17 19 24 |
Заключение |
30 |
Библиография |
32 |
Приложения 1-4 |
Тема настоящей курсовой работы звучит так: «Формирование кадровой политики».
Актуальность темы в теоретическом плане, также как и ее практическая значимость, обусловлена тем фактом, что проблема в области работы с персоналом является в настоящее время одной из важнейших проблем для большинства стран мира.
При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно-развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки; научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников; повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности; системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.
Управление персоналом включает следующие компоненты: кадровая политика, организация труда, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления и мотивация труда.
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
В настоящее время содержание, вкладываемое в понятие «кадровая политика», обогатилось. Мнение ряда исследователей склоняется к тому, что кадровая политика – это генеральное направление в кадровой работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях правительства на длительную перспективу или отдельный период. Есть исследователи, понимающие под кадровой политикой систему принципов и вытекающих из них форм, методов, направлений и критериев работы с управленческим персоналом, направленных на обеспечение общественного производства и других сфер народного хозяйства высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами.
Кадровая политика в узком смысле – это работа администрации и общественных организаций предприятия со всем коллективом, с его социальными и функциональными группами, с каждым человеком.
Объект исследования – кадровая политика.
Предмет исследования в данной работе – организация кадровой политики на предприятии.
Целью курсовой работы является анализ формирования кадровой политики.
Исходя из цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты кадровой политики
1.1 Содержание, цели и задачи кадровой политики организации
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. Кадровая политика – это вытекающий из миссии и стратегии фирмы комплекс работ с целью формирования и эффективного использования мотивированного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды.
Кадровую политику организации можно определить как систему теоретических взглядов, идей, требований, целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории персонала [15, 216].
Термин «кадровая политика»
имеет широкое и узкое
В узком смысле – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации [22, 149].
Содержание кадровой политики: обеспечение организации рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наем, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.; развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестаций и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе; совершенствование организации и стимулирование труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты (Рис. 1 Приложения 1). В прежние годы ей в значительной мере была присуща политическая (идеологическая) окраска, что отражалось в самом ее содержании и определении: «Кадровая политика – это генеральное направление в кадровой работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях партии и правительства на длительную перспективу или отдельный период» [5, 136].
Переход к рыночной экономике существенно меняет основополагающие принципы и содержание кадровой политики.
В современных условиях, кадровая политика должна быть сориентирована на приоритет социальных ценностей, социальную политику, так как конечная цель проводимых реформ не рынок как таковой, а благополучие каждого человека.
Главная цель кадровой политики – создание системы управления кадрами, базирующейся и основном не на административных методах, а на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами организации в достижении высокой производительности груда, повышении эффективности производства, получении организацией наилучших экономических результатов. Главная цель конкретизуется в других, более конкретных целях [12, 289]:
Все цели кадровой политики можно разделить на экономические и социальные. Экономические цели являются производными от приоритетных производственных принципов сохранения конкурентоспособности организации и извлечения максимальной прибыли. Достижение оптимального соотношения между затратами и результатами является важным достижением кадровой политики. В существующих экономических условиях кадровые решения редко направлены на абсолютное снижение кадровых затрат, чаше они призваны оптимизировать соотношение между этими затратами, с одной стороны, и производительностью труда, с другой.
Социальные цели заключаются в улучшении материального и нематериального положения работников предприятия. Особенно это относится к заработной плате, социальным расходам, сокращению рабочего времени, а также оборудованию рабочих мест, требованиям предоставить большую свободу действий и права на участие в принятии решений.
Собственные цели кадровой политики определяются с учетом основных положений всех составных частей концепции развития организации и включают [4, 88]:
1. Цели, связанные с внешними
условиями деятельности
2. Цели, определяемые внутренними условиями, реализация которых направлена на улучшение отношений предприятия со своими сотрудниками (их участие в управлении предприятием, углубление профессиональных знаний, совершенствование стиля руководства, решение социальных вопросов).
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
Поскольку формирование кадров предприятия
связано не с однозначным решением,
а с альтернативностью
В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести. Кадровая политика реализуется через кадровую работу. Поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т.д.
Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т.д.
Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.