Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 08:32, курсовая работа
Тема настоящей курсовой работы звучит так: «Формирование кадровой политики».
Актуальность темы в теоретическом плане, также как и ее практическая значимость, обусловлена тем фактом, что проблема в области работы с персоналом является в настоящее время одной из важнейших проблем для большинства стран мира.
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты кадровой политики
1.1 Содержание, цели и задачи кадровой политики организации
1.2 Современные требования к кадровой политике
1.3 Роль кадровой службы на предприятии
Глава 2. Анализ и оценка кадровой политики
2.1 Оценка выбора кадровой политики
2.2 Классификация видов кадровой политики
2.3 Принципы разработки и элементы кадровой политики
При составлении конкретной кадровой политики специалисты опираются на эти положения, но нельзя забывать, что мы живем во все время изменяющемся мире, где все правила несколько абстрактны и не всегда применяемы на практике.
В зависимости от вида проводимой кадровой политики и уровня планирования происходит дифференциация основных кадровых мероприятий (Приложение 3).
2.3 Принципы разработки и
Основополагающие принципы формирования кадровой политики:
Блок-схема формирования кадровой политики приведена на Рис. 2 Приложения 4.
Этапы проектирования кадровой политики [17, 189]:
1. Нормирование: формулирование общих
принципов и целей работы с
персоналом в соответствии с
целями и ценностями
2. Программирование: построение системы процедур и мероприятий - кадровых технологий; цель – разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом, и нынешнего состояния, и возможностей изменений.
3. Мониторинг персонала:
Кадровая политика организации разрабатывается на региональном и внутриорганизационном уровнях. На региональном уровне учитываются производственные, природные социальные, национальные особенности региона. В своей законодательной и научно-познавательной части этот уровень во многом повторяет общесоюзный. Практически организационные аспекты на этих уровнях прослеживаются весьма слабо, из-за отсутствия четкого, иерархически замкнутого субъекта управления. Внутриорганизационный уровень означает приложение требований общегосударственных и региональных законодательных, актов кадровой области к условиям отдельных организаций и разработку на базе этих документов внутренних принципов работы с персоналом.
Социальная политика – это традиционная сфера действия кадровых служб предприятия. Сотрудники кадровых служб реально помогают воплощать основы трудового законодательства и способствуют созданию более благоприятных условий для работы. Они обеспечивают надежную социальную защиту.
Информационная (коммуникационная) политика, определяющая регулирование информационных потоков, нацелена на оперативный сбор качественной, достоверной информации для принятия управленческих решений, передачу информации по вертикали (снизу вверх и сверху вниз) и по горизонтали.
Финансовая политика традиционная сфера деятельности кадровых консультантов. Здесь главную роль играет руководитель, принимая концептуальные решения о том, какими должны быть результаты проведения политики, и исходя из своих ресурсов. Консультант представляет специально подготовленные предложения, например, по системе стимулирования труда, системе контроля и т.д., а также помогает их внедрению.
Политика развития персонала и его высвобождения – здесь возможны разные подходы, включая подготовку с помощью консультанта программ повышения квалификации и проведение конкретных мероприятий.
Реализуется кадровая политика через специально разработанные технологии и процедуры подбора и продвижения кадров, обмена кадровой информацией, прогнозирование потребности в кадрах, оценки персонала, формирования команд для решения определенных задач и др. То, какое положение занимает работа с кадрами в управляющем органе предприятия, во многом зависит от величины этой организации.
На малых предприятиях кадровая функция, и принятие решений в области кадровой политики, осуществляется управляющим фирмой. Административные функции передаются инстанциям, отвечающим за общие задачи управления. Если же предприятие имеет 200 и более сотрудников, то считается целесообразным создание самостоятельной службы, которая выполняет административную и кадровую функции [34, 120].
На средних и крупных предприятиях служба персонала (отдел кадров) обладающая широкими полномочиями в области принятия решений, может занимать различное положение в организационной структуре. В течение последних двадцати лет прослеживается явное повышение ее положения в иерархии управления предприятием. Кадровая политика организации охватывает все области кадровой деятельности.
Все направления кадровой деятельности очень важны, и при ее разработке организации нельзя пренебрегать ни одним из них.
В ходе разработки (формирования) кадровой политики в идеальном случае должно происходить согласование следующих ее аспектов [13, 217]:
Формирование кадровой политики организации определяется изменениями в производительных силах и зависит от экономической, социально-политической и культурной сред. Изменение хозяйственно-политического механизма общества и его главных субъектов - государства, предпринимательства, организации трудящихся - в той или иной мере отразятся в практике управления персоналом на микроуровне. Предпринимательство как тип экономического поведения хозяйствующих субъектов, преломляется в деятельности самого предпринимателя, воплощающего черты собственника, менеджера и новатора.
Формирование и реализация кадровой политики включает в себя следующие элементы [22, 216]:
Итак, формирование и совершенствование кадровой политики является важнейшей задачей, стоящей перед государством, каждым предприятием и трудовым коллективом. В настоящее время актуальность проблемы развития кадровой политики принимает глобальный характер. Для успешного функционирования предприятия необходимо подобрать такого человека, чтобы работал наиболее эффективно, так как от этого зависит развитие предприятия, достижение целей, соответственно – прибыль.
Заключение
В заключение можно сказать, что рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является максимально эффективное использование кадрового потенциала. Для того чтобы этого достигнуть, нужна четко разработанная кадровая политика государства и предприятия (организации). Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. В условиях развития нашей страны в настоящее время нужна кадровая политика, опирающаяся на стратегию и принципы рыночных отношений, демократизации общества. Она должна осуществляется на федеральном, региональном, местном уровнях с учетом форм развития организации, основного звена управления народным хозяйством. На макро уровне следует говорить о кадровой политике государства. Под ней понимается формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определения научных принципов подбора. Расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны.
Основным назначением кадровой политик государства является формулирование целей в соответствии со стратегией развития государства, поставка проблем и задачей, нахождение способов реализации достижения поставленных целей. На микро уровне рассматривается кадровая политика организации (предприятия). Она является генеральным направлением кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.
Формирование кадровой политики является важнейшей задачей, стоящей перед государством, предприятием, коллективом. В настоящее время актуальность проблемы развития кадровой политики принимает глобальный характер. Для успешного функционирования предприятия необходимо подобрать такого человека, чтобы работал наиболее эффективно, так как от этого зависит развитие предприятия, достижение целей, соответственно - прибыль.
Основные задачи, которые необходимо решить нашему государству - повышение управленческой культуры; ликвидация коррупции и подкупа в высших эшелонах власти; ликвидация низкого уровня профессионализма; разработка программ повышения уровня управления и многое другое.
Сделав вывод из всего вышесказанного, можно говорить, что кадровая политика реализуется в планировании социального развития на всех уровнях управления - от производственного коллектива предприятия до министерства. Такое соотношение кадровой политики и планов социального развития определяет соответствующее ей место в планах социального развития, выделяет кадровую политику в один из важнейших разделов планов социального развития.