Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:41, курсовая работа
Цель работы - обзор понятия фирмы и исследование конкурентных стратегий.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Определить понятие фирмы;
Рассмотреть сущность конкурентных стратегий;
Провести анализ ситуации на рынке кондитерских изделий;
Разработать рекомендации к эффективному выбору конкурентной стратегии для ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря".
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Типология фирм……………………………………………………….5
Понятие и сущность фирмы……………………………………………..5
Виды фирм в зависимости от ЖЦП…………………………………….7
Глава 2. Формирование стратегии конкурентной борьбы на примере ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря"……………………………………12
2.1. Характеристика фирмы…………………………………………………12
2.2. Анализ ситуации на рынке кондитерских изделий…………………...13
Глава 3. Рекомендации к эффективному выбору конкурентной стратегии ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря"……………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Типология фирм……………………………………………………….5
Глава 2. Формирование стратегии конкурентной борьбы на примере ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря"……………………………………12
2.1. Характеристика фирмы…………………………………………………12
2.2. Анализ ситуации на рынке кондитерских изделий…………………...13
Глава 3. Рекомендации к эффективному выбору конкурентной стратегии ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря"……………………………...17
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
На протяжении последних
полутора десятилетий в России
интенсивно идет процесс
Одной из основных задач многих организаций является достижение преимущества над ее прямыми конкурентами. Однако, ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Поэтому, разработка стратегии конкурентоспособности является сегодня наиболее актуальной в теории и практике управления.
Конкурентные стратегии - это важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Фирма или предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию исходя из занимаемой позиции на рынке, т.е. является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем, либо обитателем ниши. Проводит анализ своих конкурентов, оценивает свои возможности и лишь затем выбирает подходящую для себя конкурентную стратегию.
Цель работы - обзор понятия фирмы и исследование конкурентных стратегий.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования – конкурентные стратегии предприятия.
Предмет исследования – процесс формирования и реализации конкурентных стратегий ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря".
При написании курсовой работы были использованы справочная, учебная, учебно-методическая, научная литература, интернет ресурсы, а также статьи и периодические издания.
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ ФИРМ.
Основными хозяйствующими субъектами, сосредотачивающими в своей собственности большую часть собственного капитала, являются фирмы в различных организационно-правовых формах.
Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в области торговли, транспорта, строительства, промышленности, которая преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, которые специализируются на конкретных видах деятельности (в производстве товаров и услуг), и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.
Предприятие осуществляет технологический процесс производства - преобразование материально-технических и людских ресурсов в продукты и услуги. Фирма может иметь одно или множество производственных предприятий, каждое из которых специализируется на выпуске закрепленной за ним номенклатуры изделий.
В России фирма - это общее название, которое используется по отношению к любому хозяйственному, промышленному, посредническому или торговому предприятию. Оно указывает на то, что это предприятие (или группа предприятий) является самостоятельной предпринимательской единицей, т.е. обладает правами юридического лица, конкретизируемыми в учредительный документ. Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование; в этом случае фирма – это общее понятие для коммерческой организации.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет следующие признаки:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что фирма — это организация, обладающая следующими признаками:
1) oна создана для производства товаров или услуг;
2) oна покупает или арендует факторы производства и комбинирует
их в процессе производства благ;
3) cвои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям,
другим фирмам или иным организациям;
4) eе владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг
в фoрме прибыли.
Чтoбы обеспeчить высокий уровень прибыли (приблизить ее к максимaльно возмoжной для данного производства), коммерческая организaция должна иcпользовать многочисленные приемы (реклама, паблиcити, гарантийнoе oбслуживание, измeнение цен и т.п.). Но все эти приeмы могут оказаться бесполезными, еcли конкуренты будут действовать болeе успешно, а фирма будет оставлять их действия без должного внимания. Пoэтому одним из важнейших факторов в дeятельности любой коммерческой фирмы является учет действий конкурентов и aдекватное реагирование на них.
Согласно В. Акулову методологическая основа цикла – теория обретения равновесия комплекса со средой. Методологический принцип, лежащий в основе изучения жизненного цикла экономических организаций состоит в обретении экономическим субъектом динамического равновесия как с внешней средой (здесь и тип ведущей экономической организации, обуславливающий конкретную комбинацию рынка, контрактную систему и отношения внутрифирменной иерархии, и прочие неэкономические составляющие внешней среды, в которой функционирует экономический субъект), так и с внутренней средой организации (параметры, задаваемые менеджерами: фирменная идеология, структура, фирменная стратегия, корпоративная культура, управление персоналом, внутрифирменный учет и финансовые потоки, издержки и т. д.).
Именно динамический характер равновесия делает организационную структуру устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное состояние, это может означать только одно – процесс разрушения фирмы и ее последующую ликвидацию.
Главный вывод, фирма, предприятие, организация – это реально существующее, но преходящее и «смертное» образование, которое функционирует не просто во времени, но и в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут «сжиматься» и «растягиваться» в зависимости от конкретного временного интервала, в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).
Принципиальной является так называемая «вилка». Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна – то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность – прямой путь в направлении банкротства компании.
Жизненный цикл экономической организации связан с экономическим циклом организации. Исходя из этого, фазы жизненного цикла фирмы можно описывать при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы – того объема производства, когда прибыль становится максимальной – прямой путь к переходу в новое качество. Не решение данной проблемы – движение в направлении умирания экономической организации.
Даже самые успешные фирмы, «живущие» долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес растёт. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их «жизни». Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).
Типология фирм может основываться на разных критериях - размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Исходя из рыночного поведения разделяют следующие типы:
Предпринимательская фирма представляет собой образование, которое принадлежит одному владельцу. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего такие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными по характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых в наибольшей степени соответствует конкурентным признакам.
Капиталистическая фирма - это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру. Существующая в виде акционерного общества, она представляет собою крайнюю форму отделения собственности от управления. Целевые устремления таких фирм обычно трудно выразить в определениях максимизации, так как они имеют множественность целей. Для фирм капиталистического типа характерны стремление к закреплению и расширению своей доли рынка и поиск оптимального соотношения между уровнем капитализации прибыли и дохода на капитал. Поэтому именно в таких фирмах проблема «принципал-агент» проявляется наиболее остро. Рыночное поведение капиталистической фирмы будет зависеть как от внешних условий функционирования, так и от способности обеспечить координацию долгосрочных целей ее участников.
Самоуправляющаяся фирма - представляет собой образование, принадлежащее коллективу работников. Как само это явление, так и рыночное поведение самоуправляющихся фирм пока слабо исследованы. Теоретически, принимая в качестве цели такой фирмы максимизацию трудового дохода, можно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон. Это обусловлено тем обстоятельством, что при росте предельного продукта труда повышение рыночной цены продукции будет стимулировать фирму к использованию большего количества труда, так как это способствует максимизации трудового дохода. В итоге предложение фирмы будет увеличиваться по мере роста цены. Напротив, если предельный продукт труда снижается, то, стремясь достигнуть поставленной цели, фирма будет сокращать занятость, а значит, и предложение. Учитывая, что рост предельного продукта чаще всего характерен для сравнительно малых значений переменного ресурса и имеет узкие рамки, уместно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон. Между тем, как свидетельствует практика, самоуправляющиеся фирмы нацелены не на максимизацию дохода, а прежде всего на сохранение занятости, что собственно и обусловило их возникновение. Поэтому в действительности рыночное поведение самоуправляющейся фирмы является более сложным, чем можно предположить теоретически.
Государственная фирма - обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству. Более точно ее можно характеризовать как фирму, в которой определяющие решения в отношении ее деятельности принимаются государством или его органами. Обычно государственные фирмы рассматривают в качестве некоммерческих, финансируемых за счет общества и действующих вне конкурентного поля общественных институтов, деятельность которых направлена на максимизацию общественных выгод. Данной трактовке вполне соответствует значительная часть государственных фирм, целевые ориентиры которых устанавливаются государством, а их функционирование носит характер естественных монополий, когда объем предложения и цена регулируются государственными органами. Однако она отнюдь неправомерна в отношении той части государственных фирм, которые действуют в качестве предпринимательских предприятий. Поведение таких фирм, при всех особенностях управления ими, вполне согласуется с рыночными требованиями. Особо следует отметить, что в последние годы все большая часть государственных фирм трансформируется в структуры предпринимательского типа при сохранении за ними статуса государственной собственности. Директорская фирма - представляет собой тип фирмы, ключевые решения в которой принимаются управляющими. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами. И хотя хозяйственное поведение таких фирм нацелено на увеличение объема продаж, они характеризуются низкой эффективностью из-за значительной доли административных издержек. Именно в силу чрезмерной размытости прав собственности, последовавшей в результате ваучерной приватизации, тип директорской фирмы получил широкое распространение в российской экономике, где хозяйственное поведение этих фирм обусловливается борьбой за выживание при устремлении директората к извлечению личной выгоды.
Информация о работе Формирование конкурентной стратегии фирмы