Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа
Целью данной работы стало исследование организационной культуры на практике, а именно, на предприятии общественного питания «Яблоко», оценка ее эффективности, а также предложение путей совершенствования организационной культуры на данном предприятии и их обоснование.
Введе-ние……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты анализа организационной культуры пред-приятия….7
1.1 Понятие организационной культуры ………………………..………………...7
1.2 Структура организационной культуры……………………………...………...9
1.3 Содержание организационной культуры………………………….…………12
1.4 Типы организационной культуры…………………………………….………14
1.5 Формирование организационной культуры …………………………………21
1.6 Изменение культуры организации…………………………………...……….24
2 Организация складского хозяйства на примере ресторана «Ябло-ко»………...27
2.1 Общая характеристика ресторана «Ябло-ко»…………………………………27
2.2 Анализ существующей организационной культуры в ресторане «Ябло-ко»………………………………………………………………………..…………28
3 Предложения по совершенствованию организационной культуры предприятия и их эффективность …………………………………………...……………..37
Заключе-ние………………………………………………………………………….41
Список использованных источни-ков……………………………………………...43
Приложение А. Организационная структура ресторана «Яблоко»………….…45
Приложение Б. Тест №1…………………………………………………………...46
Приложение В. Тест №2…………………………………………………….…….48
Вполне очевидно,
что если культура организации
согласуется с ее общей целью,
она может стать важным
Иными словами,
об организационной культуре
можно говорить только в
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее [10, c.23].
Характеристика
организационной культуры
Таблица 1.1 - Характеристика организационной культуры
Направление |
Характеристика |
индивидуальная автономность |
степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации |
структура |
взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля |
направление |
степень формирования целей и перспектив деятельности организации |
интеграция |
степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности |
управленческое обеспечение |
степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным |
поддержка |
уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным |
стимулирование |
степень зависимости вознаграждения от результатов труда |
идентифицированность |
степень отождествления работников с организацией в целом |
управление конфликтами |
степень разрешаемости конфликтов |
управление рисками |
степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с. 73]
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.
Обобщая сказанное, можно дать более общее определение организационной культуре. Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
1.2 Структура организационной культуры
Анализируя структуру организационной культуры, выделяют три ее уровня, которые можно представить на следующей схеме (рисунок 1.1)
Рисунок 1.1 - Структура организационной культуры
Примечание – Источник: [5, с. 21]
Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Те, кто пытаются
познать организационную
Третий, глубинный
уровень включает базовые
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры, выделяя следующие компоненты:
1. Мировоззрение — представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.
2. Организационные
ценности, т.е. предметы и явления
организационной жизни,
3. Стили поведения,
характеризующие работников
4. Нормы —
совокупность формальных и
5. Психологический
климат в организации, с
Ни один
из этих компонентов в
1.3 Содержание организационной культуры
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. В одном из подходов выделяются десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре.
1. Осознание
себя и своего места в
2. Коммуникационная
система и язык общения (
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ, деловых стилей, нормы использования косметики, духов, дезодорантов и т.п., свидетельствующие о существовании множества микрокультур).
4. Привычки
и традиции, связанные с приемом
и ассортиментом пищи (как организовано
питание работников в
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности).
6. Взаимоотношения между людьми (влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов).
7. Ценности и нормы (первые представляют собой совокупности представлений о том, что хорошо, а что – плохо; вторые — набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения).
8. Мировоззрение
(вера/отсутствие веры в:
9. Развитие
и самореализация работника (
10. Трудовая
этика и мотивирование (
Указанные
характеристики культуры
Информация о работе Формирование организационной культуры предприятия общественного питания