Формирование организационной культуры предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы стало исследование организационной культуры на практике, а именно, на предприятии общественного питания «Яблоко», оценка ее эффективности, а также предложение путей совершенствования организационной культуры на данном предприятии и их обоснование.

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты анализа организационной культуры пред-приятия….7
1.1 Понятие организационной культуры ………………………..………………...7
1.2 Структура организационной культуры……………………………...………...9
1.3 Содержание организационной культуры………………………….…………12
1.4 Типы организационной культуры…………………………………….………14
1.5 Формирование организационной культуры …………………………………21
1.6 Изменение культуры организации…………………………………...……….24
2 Организация складского хозяйства на примере ресторана «Ябло-ко»………...27
2.1 Общая характеристика ресторана «Ябло-ко»…………………………………27
2.2 Анализ существующей организационной культуры в ресторане «Ябло-ко»………………………………………………………………………..…………28
3 Предложения по совершенствованию организационной культуры предприятия и их эффективность …………………………………………...……………..37
Заключе-ние………………………………………………………………………….41
Список использованных источни-ков……………………………………………...43
Приложение А. Организационная структура ресторана «Яблоко»………….…45
Приложение Б. Тест №1…………………………………………………………...46
Приложение В. Тест №2…………………………………………………….…….48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Никакая организационная  культура не вечна. Она во многом зависит  от внешней и внутренней обстановки, то есть зависит от перемен в стране в целом либо только на самом предприятии. При этом смена различных факторов требует смены организационной культуры, что бывает весьма проблематично, так как люди привыкают к существующей культуре. На изменение организационной культуры могут повлиять такие факторы, как организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

  Организационная  культура оказывает сильное влияние  на различные аспекты функционирования организации. При этом организационная культура может как «тормозить» развитие, так и стимулировать его. Особенно влияет организационная культура на выработку организационной стратегии и возможности ее реализации.

Многие исследователи  выделяли различные типологии организационных  культур, опираясь на различные факторы. Самая распространенная – типология  Ч. Хэнди, который выделил культуру власти, роли, задачи и личности. У. Оучи выделял рыночную, бюрократическую и клановую организационные культуры. Также многие исследователи основывали типологию на национально-государственных и этнических факторах, выделяя тем самым православную, протестантскую, буддистскую, арабскую и др. культуры.

Организационная культура как система содержит в  себе такие компоненты, как мировоззрение, организационные ценности, стили поведения, нормы, психологический климат в организации. Все эти компоненты связаны между собой и дополняют друг друга, в совокупности формируя организационную культуру.

Любую организационную  культуру можно подразделить на три  уровня: поверхностный, внутренний и  глубинный – которые выражают степени ознакомления с культурой от внешнего, до самого тщательного соответственно.

 На организационную  культуру любой организации влияет  культура общества.

Одним из компонентов  поставленной в данной работе цели являлось исследование организационной культуры на практике, а именно, на предприятии общественного питания «Яблоко», оценка ее эффективности. Следовательно, исследовав организационную культуру на предприятии общественного питания на примере ресторана «Яблоко», можно сделать следующие выводы:

    • в организации доминирует организационная культура, ориентированная на задачу. Ее дополняет бюрократическая организационная культура. В незначительной степени присутствует организационная культура, ориентированная на личность, а также авторитарная организационная культура.
    • в организации присутствует здоровая конкуренция за рабочее место и лучшие результаты труда, но при условии создания психологически комфортной атмосферы в коллективе.
    • ресторан «Яблоко» обладает умеренно сильной организационной культурой.
    • организационный климат при этом здоров, но имеет тенденцию к изменчивости.

Что же касается предложения путей совершенствования  организационной культуры в ресторане  «Яблоко», был выдвинут комплекс мероприятий по совершенствованию организационной культуры предприятия. Были предложениы следующие мероприятия: организация конкурсов профессионального мастерства среди работников предприятия, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение «человека года» предприятия; установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в ресторане определённое число лет; расширение ассортимента услуг, оказываемых службами организации своим сотрудникам; расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников (часы, галстуки, записные книжки и пр.); установление Дня рождения предприятия; поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов; создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников предприятия (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).

При исследовании организационной культуры ресторана «Яблоко» было проанализировано содержание понятия «организационная культура», а также основные аспекты, касающиеся данного понятия. Также было проанализировано состояние организационной культуры в ресторане «Яблоко», была оценена эффективность установившейся культуры. На основе этого анализа были подготовлены рекомендации по совершенствованию организационной культуры на данном предприятии.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гневко, В.А., Яковлев, И.П. Менеджмент: социально-гуманитарное измерение. – С-Пб.: СПБ, 2006. – 327 с.
  2. Усманов, Б.Ф. Стиль управления: методологические и социологические аспекты. – М.: Инфра-М, 1993. – 241 c.
  3. Шекшня, С.В. Управление персоналом в современной организации. – М.: РосИзд, 1996. – 271 c.
  4. Менеджмент организации / П.А. Винников [и др.]; под общ. ред. З.П. Румянцевой – М.: Инфра-М, 1995. – 493 c.
  5. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство. – С-Пб.: Питер, 2011. – 336 c.
  6. Замедлина, Е.А. Организационная культура. – М.: Инфра-М, 2009. – 128 с.
  7. Организационная культура / П.И. Козлов [и др.]; под общ. ред. Н.А. Шаталовой – Мн.: Экзамен, 2006. – 656 с.
  8. Смирнов, Э.А. Основы теории организации. – М.: Инфра-М, 1998. – 426 c.
  9. Менеджмент / М.М. Максимцов [и др.]; под общ. ред. М.А. Комарова – Мн.: Юнити, 2009. – 320 с.
  10. Смит, Д. Организационная культура и управление. – М.: Высшая школа, 1992. – 319 c.
  11. Хэнди, Ч. Осознание организации. – С-Пб.: Питер, 1994. – 294 с.
  12. Родин, О.Н. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность. – М.: Инфра-М, 1998. – 134 c.
  13. Рюттингер, Р. Культура предпринимательства. – М.: ЭКОМ, 2002. – 240 с.
  14. Добролюбова, В.А. Банковские технологии. Действенное изменение организационной культуры. – M.: РосИзд, 2002. – 57 c.
  15. Сметана, В.В. Социальная организация: структура, виды, организационная культура. – М.: Альпина, 2007. – 296 с.
  16. Грошев, И.В., Юрьев, В.М. Менеджмент организационной культуры. – М.: МПСИ, 2010. – 744 с.
  17. Камерон, К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – С-Пб.: Питер, 2001. – 320 с.
  18. Гончаров, В.И. Менеджмент. – Мн.: Интерпрессервис, 2010. – 640 с.
  19. Дафт, Р. Менеджмент. – С-Пб.: Питер, 2011. – 800 с.
  20. Бурнс, Т.Ф., Сталкер, Г.М. Культура менеджмента. – М.: Инфра-М, 2006. – 314 c.
  21. Пригожин, А.А. Проблемы синергии организационных культур в совместных предприятиях. – M.: РосИзд, 1998. – 167 c.
  22. Магура, М.И., Курбатова, М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО Бизнес-школа Интелсинтез, 2001. – 264 c.
  23. Глушаков, В.И. Сильная корпоративная культура – основа инновационного развития предприятий. – М.: Наука и инновации, 2003. – 128 с.
  24. Сухорукова, М.О. Ценности как ключевой элемент организационной культуры. - M.: РосИзд, 2000. – 76 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Организационная структура ресторана «Яблоко»

 

 

 

 

 

 

 

Примечание  – Источник: собственная разработка 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Тест  №1

1.Основное дело руководства – это...

     А. Организация производства и поиск рынков сбыта

     Б. Направлять работу и повышать эффективность

     В. Делегирование ответственности и координация работы подразделений

     Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми

2.Коммуникации  в нашей организации в основном:

     А. Формальные и безличные

     Б. Редкие, в письменной форме

     В. Личные

     Г. Частые и неформальные

3.Контроль в  основном основан на:

      А. Планах и формальных процедурах

      Б. Достижении целей, выработанных подчиненным вместе с руководителем

      В. Показателях сбыта продукции

      Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах

4.Мотивация  чаще основана на:

     А. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях

     Б. Надежде на повышение

     В. Личных оценках

     Г. Повышении статуса

5.Организационная  структура в основном:

     А. Неформальная

     Б. Централизованная, функциональная

     В. Децентрализованная и линейно-штабная

     Г. Кросс-функциональная, ориентированная на проблему

6.Основные ценности:

А. Доминирование и подавление сопротивления

Б. Рациональность и поддержание порядка

В. Защита интересов членов организации

Г. Достижение целей подразделения

7. Люди работают в основном, чтобы:

           A. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении

           Б. Получать удовлетворение от работы

          B. Решать проблемы и вносить свой вклад в общее дело

          Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые

8.Отношения  с другими организациями в  основном строятся на:

         A. Взаимных интересах и общности

         Б. Сотрудничестве

           B. Конкуренции

          Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона

9.Власть в  основном основана на:

            A. Компетентности, опыте и знаниях

           Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок

           B. Должностной позиции

           Г. Способности и желании помогать другим людям

10.Людей поощряют  в основном за:

            A. Способность добиваться результата и побеждать

           Б. Следование правилам и процедурам

           B. Помощь другим людям

           Г. Вклад в достижение целей организации

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Тест  № 2

1. Ваша организация  - это:

            А __4__ Хорошо налаженный механизм

            В __1__ Конкурентно-ориентированная среда

            С __2__ Многочисленная семья

            D __3__ Творческий коллектив

2. Лидер организации:

            А __3__Заботится о координации и эффективности

           В __3__ Конкретно ставит персональные и организационные цели

           С __1__Заботится о работниках

           D __3__ Новатор, рисковый экспериментатор

3. Цели организации  помимо прибыли - это:

            А __3__ Поддержание уровня деятельности, эффективное использование ресурсов

            В __2__ Удержание (расширение) доли рынка

             С __2__ Максимальное развитие и использование потенциала работников

               D __3__ Поиск новых ниш на рынке, создание уникальных товаров, услуг, продуктов

4. Целостность  организации поддерживается благодаря:

               А __3__ Наличию должностных инструкций, положений, регламентов, формальных правил

                В __0__ Соревновательной атмосфере, поставленными перед каждым конкретно задачами

                С __2__ Наличию традиций и вовлечению персонала в управление

               D __5__ Творческой атмосфере, возможности экспериментировать

5. Организацию  считают успешной, если:

               А __3__ Высока исполнительность, низки издержки

               В __1__ Достигаются конкретные намеченные цели

                С __1__ Проявляется чуткость к заказчику, забота о работниках

               D _5___ Происходят усовершенствования, обновление, внедрение нового

6. Работники  стимулируются к:

              А __0__ Точному исполнению предписанных функций

                В __0__ Достижению намеченных индивидуальных результатов

               С __3__ Совершенствованию своего мастерства

                D __7__ Проявлению инициативы

7. В неопределенной  ситуации решения принимаются  исходя из:

                 В __2__ Общих соображений полезности для достижения целей организации

                D __8__ Интуитивных догадок и предположений

8. Для разрешения  конфликтной ситуации требуются:

               А __5__ Обращение к вышестоящему руководителю

                 В __3__ Определить, какое решение будет наиболее результативно

                С __2__ Консенсус

                D __0__ Исследование различных вариантов

 


Информация о работе Формирование организационной культуры предприятия общественного питания