Формирование стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.
В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 156.29 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.

В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования стратегии развития предприятия.

 

 

АННОТАЦИИ

Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на основе ПАО "АМК".

Объект исследования - ПАО "АМК".

Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической  литературе;

2. Описать виды стратегии;

3. Дать характеристику  особенностям процесса разработки  стратегии, методов и этапов;

4. Проанализировать хозяйственную  деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ПАО "АМК".

5. Определить основные  направления разработки стратегии  развития ПАО "АМК".

6. Составить план мероприятий  по формированию стратегии развития  ПАО "АМК".и оценить их эффективность.

Структура дипломного проекта представлена введением, тремя главами, в каждой из которых по два параграфа, заключением, списком литературы и приложением.

В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования стратегии развития предприятия, дано понятие «стратегия», рассмотрены классификации стратегий, процесс разработки стратегии, его методы и этапы.

Во второй главе определены необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ПАО "АМК".

В третьей главе описано формирование стратегии развития предприятия на примере ПАО "АМК".

Большой вклад в изучение проблемы стратегического развития предприятия внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Чандлер, И. Ансофф, Г. Клейнер, Д. Хасси, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, С.А. Попов, Л. И. Евенко и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Общая характеристика, сущность, основные элементы, цели и задачи стратегии развития предприятия.

Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия часто используют понятие «стратегия» по-разному, полагая, что это общий термин, не нуждающийся в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции наиболее верный.

Термин «стратегия» (от греч. stratis - войско + ago - веду [4] или strategos - искусство генерала [10]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств [6].

В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия предприятия. Помимо использования понятия стратегии в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов - как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [4]. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [6].

Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего столетия. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20% [6]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [15], «высшую область военного искусства» [17].

Понятие стратегии вошло и в лексикон делового управления: появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление».

В результате исследования и анализа экономической литературы выявлены (табл. 1) [12, 21] следующие определения понятия «стратегии».

Таблица 1

Определения понятия «стратегия»

 

Автор

Определение

 

1 . И. Ансофф, К. А. Волкова, И. П. Дежкина , Ф. К. Казакова , А. Н. Люкшинов

Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

 

2. В. А. Винокуров

Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.

 

3. М. К. Старовойтов

Стратегия компании - это идеология развития, качественного конкретизирования в виде ориентиров и состояний компании, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей.

 

4. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Б. Б. Стародубцева

Стратегия - это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.

 

5. М. Д. Крук

Стратегия - это правила принятия решений, которые формируются в момент начала их реализации.

 

6. П. Дойль

Стратегия - это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.

 

7. Дж. Глин, В. Маркова, Д. Перкинс

Стратегия - это основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь, ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

 

8. В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Это своего рода «нить времени», связывающая прошлое и будущее и одновременно указывающая путь к развитию.

 

9. В. С. Ефремов

Стратегия - это образ действий, обусловливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале.

 

10. Э. А. Уткин

Стратегия - это совокупность главных целей предприятия и основных способов достижения данных целей.

 

И.О. С. Виханский

Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

 

12. М . X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

 

13. Р. А. Фатхутдинов

Стратегия - это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

 

14. Е. Е. Вершигора

Стратегия - это общий всесторонний план достижения цели.

 

15. Б. В. Прыкин, Л. В. Прыкина, Н. Д. Эриашвили

Стратегия - это исследование сценариев развития будущего организации; обоснованная идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе; стратегическая альтернатива с установлением целей; общий всесторонний план их достижения; комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации как совокупность ориентиров ее деятельности. Стратегия - это система всеобъемлющего контроля, действие в инновационной политике, гибкая политика кадров, исследование будущего, сценарий ситуаций, идея и преимущества в конкурентной борьбе, система способов управления системами и совокупность ориентиров для их развития, комплексный системный план достижения целей, совместная «оркестровая» работа групп, организации, профсоюзов и правительства.

 

16. К. А. Волкова, И. П. Дежкина, Ф. К. Казакова

Стратегия - это весь взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

 

17. А. А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд

Стратегия - это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия - это обязательство осуществлять одну совокупность действий, а не другую.

 

18. М. Д. Соколов

Стратегия - это совокупность правил для принятия решений в целях обеспечения устойчивого роста и развития фирмы.

 

19. Н. Туленков

Стратегия - это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность предприятия, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность предприятия к выживанию в конкретной ситуации.

 

20. И. Склярова

Стратегия - это путь к достижению целей, продекларированных в миссии.

 

21.А.Д.Гительман

Стратегия - это общее направление, генеральная линия развития предприятия.

 

22. А. Чандлер

Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

 
     

 

Таким образом, на основании вышеизложенного авторы предлагают следующую формулировку: стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии - добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность [17].

1.2 Этапы формирования стратегии развития предприятия. Сравнительный анализ методических подходов к формированию стратегии развития предприятия. Классификация существующих стратегий развития предприятия, их сущность, условия применения, преимущества и недостатки.

Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное промышленное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты.

Современные стратегии основываются на проникновении в суть условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики, отрасль; осознании задач, стоящих перед предприятиями. Это способствует возникновению разнообразных проектов развития, позволяющих выбрать вариант, который обеспечит выживаемость компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты. По результатам очного дистанционного обследования более 200 промышленных предприятий, расположенных в разных регионах России, проведенного ЦЭМИ РАН совместно с экономическим факультетом МГУ и Российским экономическим барометром, более 68 % предприятий имели определенный опыт разработки стратегических планов, причем у 2/3 он был положительным. При этом почти 60 % тех, кто считает, что без стратегического плана сейчас было бы очень трудно, оценивают свое финансовое положение как хорошее или нормальное, в то время, как среди выбравших другие варианты ответа, эта доля в среднем вдвое меньше [2].

Основные составляющие стратегии [19]:

1. Анализ макро- и микросреды  компании, конъюнктуры рынка.

2. Философия, миссия, цели  и задачи.

3. Стратегия в области  деятельности предприятия:

приоритетные виды деятельности;

сегменты рынка, на которых собирается действовать фирма;

доля компании в общероссийском объеме;

место компании в списке крупнейших в России.

4. Маркетинговая стратегия:

продукты, требующие разработки исходя из существующего спроса;

системы продажи продуктов;

доля различных форм распространения продуктов;

новые каналы и передовые технологии распространения продуктов;

ценовая политика;

система формирования спроса на услуги;

рекламная стратегия.

5. Инвестиционная политика:

анализ инвестиционной среды;

принципы инвестиционной политики;

приоритетные направления инвестиций;

прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам.

6. Стратегия по работе  с персоналом (кадровая стратегия):

система подбора и обучения персонала;

система стимулирования;

корпоративная культура и ценности;

система коммуникаций.

7. Региональная политика:

краткий анализ регионов России;

перечень вновь открываемых филиалов;

система взаимоотношений головной компании и филиалов.

8. Стратегия в области  международной деятельности [19].

Необходимость в выработке новой стратегии организации появляется тогда, когда возникают новые цели или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии.

Процесс разработки стратегии предприятия состоит из нескольких этапов (таблица 2).

Таблица 2

Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия

 

Этап

Характеристика этапа

Используемые методы

 

1. Предварительный

Анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций руководства и привлеченных экспертов.

Анкета директора.

Анкетный опрос.

Бизнес диагностика.

 

2. Выработка альтернативных  стратегий

Формирование рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов.

Мозговой штурм.

Проблемно-деловая игра.

Коллективная работа с экспертами.

 

3. Ранжирование альтернативных стратегий и принятие решений

Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ.

Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя.

 
       

 

Далее составленная матрица позволяет увидеть, какие методы применяются на каждом этапе формирования стратегии развития компании [20] (таблица 3).

Таблица 3

Матрица системы методов формирования стратегии

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия