Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса на современном этапе развития экономики.
При выполнении данной работы необходимо решить следующие задачи: дать понятие франчайзинга и франшизного соглашения, определить участников. Рассмотреть различные виды франчайзинга, выделить отличия и особенности, сформировать положительные и отрицательные стороны применения франчайзинга в бизнесе. Рассмотреть состояние франчайзинга (коммерческой концессии) в российских условиях, выделить особенности российского рынка франчайзинговых отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

франчайзинг.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Производственный франчайзинг  имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в  отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под  фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).

В рамках производственного  франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки. [10]

В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу  услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также  контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.

Знакомая всем франчайзинговая  система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией приготовления  бутербродов имеет свои стандарты  внутреннего и внешнего дизайна  помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

Наиболее же перспективным  на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры. [11]

Франчайзер при таком  франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций. [7, 71 с.]

 

 

 

 

    1. Преимущества и риски франчайзинга как особой формы ведения бизнеса

 

Смысл и ориентация франчайзинга на успех для его участников - факторы, которые  отличают  его  от  других концепций  бизнеса.  Их  можно  выразить лишь одним   всеобъемлющим   словом:  система,  которая предполагает  наличие разнообразных     дополнительных     услуг и  льгот. Отличительной  чертой франшизы является не продукт или  услуга сами по себе, а качество системы. Франчайзинг  открывает  широкие  возможности  для  бизнесмена.  Эта система позволяет  осуществлять  успешный  бизнес, даже если он  и невелик,  дает ему большие  возможности  для  развития, не принося в жертву прав собственности. Используя   франчайзинг,   франчайзер стремится  получить  выгоды  от широкого  и  быстрого расширения  своего бизнеса, не прибегая к кредитам и  не беря на  себя  серьезные  финансовые  обязательства.  Чем  больше  он способствует успеху  франчайзинга,  тем  на  больший доход в виде роялти он  может рассчитывать.  Чтобы  обеспечить  такой  успех, важно  предоставить  франчайзи стандартизированную  систему учета  и выполнения  деловых  операций, а  также сохранить  контроль  над  оформлением торговой точки, местом оказания  услуг, оборудованием и поставками. [6, 624 с.]

Франчайзинг   позволяет  производителям   осуществлять   больший   контроль над  условиями  реализации  своей  продукции  по  сравнению  с  тем,  который они могли  бы  осуществлять,  если  бы использовали  один из  каналов реализации, где отсутствует такая тесная взаимосвязь  с агентами  или представителями.

Франчайзинг   дает   предпринимателю возможность  начать  собственное  дело, пользуясь   опытом,  знаниями   и  поддержкой  со  стороны того,  кто предоставляет   франшизу.   Создавая   новое предприятие,  предприниматель часто не уверен, что ему будет сопутствовать успех.  С помощью   франшизы  предприниматель (бизнесмен)  получает  соответствующую поддержку и при реализации продукции,  а,  кроме  того,  имеет право воспользоваться  именем  компании (часто и  торговой маркой),  обладающей хорошей  репутацией  на рынке.  Однако не следует думать, что желание  иметь свое собственное дело  и вступление  в отношения  франчайзинга, - это  простое решение  проблемы.  Здесь  следует учитывать  возможные  факторы  риска. [3, 25 с.]

С   самого   начала   франчайзингового предприятия  деловые  и  юридические аспекты  тесно  связаны.  Например,  сразу после  того,  как   сделано  предложение о    франчайзинге,  название  и торговая марка,  которые   будут использоваться, должны   быть    зарегистрированы.   Эти действия  будут только  началом постоянного внимания  за  незаконным использованием торговой марки.

Так,   компания   "Кока-Кола"   содержит   небольшой   специальный высокооплачиваемый  штат  сотрудников   для защиты  торговой  марки и названия. Защищая свою  торговую марку,  владелец защищает  репутацию своего  продукта  или услуги.  Таким образом,  покупатель знает, что он получит именно то, что хочет, а  не  заменитель,  и  поэтому  торговая марка  "Кола"  становится  очень  важной частью  системы  франчайзинга  в  компании    "Кока-Кола".    Имеется    прямая связь  между  действиями по  защите торговой  марки "Кока-Кола"   и ценностью концентрата,  который   компания  продает  своим  франчайзи.  Хорошая репутация,  завоеванная продуктом,  с течением времени приобретает значительную  ценность.  Это одна из  ценностей, которую приобретает франчайзи,   покупая  франчайзинг.  Это  только  один  пример тесной  связи  между  бизнесом  (стоимостью франчайзинга)   и   юридическими  факторами  (защита торговой  марки), которые имеются в каждой торговой системе. [10]

Одним  из  основных   преимуществ  покупки  франшизы  является то,  что предприниматель  получает   возможность  избавиться  от  головной  боли,  связанной  с  началом  нового  бизнеса  на  пустом месте.  Франчайзер, как  правило, представляет  план  с  четкими инструкциями по   поводу   организации  предприятия. При  этом  ему  даются  рекомендации по размещению  предприятия, если  эти вопросы не определены заранее.  При предоставлении  франшиз  на  розничную  торговлю  во  многих случаях,  как, например,   это   делает   компания  "МакДональдс",    проводятся    маркетинговые исследования,  главной   целью  которых получение уверенности в том,  что новое предприятие    достигнет   поставленных  перед ним целей. [10] Оценка интенсивности спроса,  особенностей  городской инфраструктуры,  демографических тенденций, темпов роста деловой активности  в регионе, уровня конкуренции и т. п. является  важной  составляющей  при принятии решения о том, где разместить предприятие.  Часто франшиза предполагает наличие определенного имени,  которое дает  предпринимателю  достаточно  быстрое  признание  в  определенном рыночном пространстве. Это,  естественно, не гарантирует успеха, но обеспечивает условия  для  начала  предпринимательской деятельности  с  положительной  репутацией. [6, 631 с.]

Соглашаясь  на  контроль   со  стороны франчайзера  по  многим  вопросам организации  ведения  бизнеса, предприниматель  получает  определенные преимущества, поскольку  благодаря этому  у него появляется  возможность  извлечь пользу из  чужой  многолетней   практики  проб и   ошибок,  приобрести   готовый опыт в этих важнейших сферах.

Большое значение в ведении  и успехе дел имеет  реклама. При  обычных условиях   организация   широкой   рекламы в  прессе и  на телевидении  по каждой отдельной  франшизе  представляется делом  довольно   дорогостоящим.  Однако в системе франчайзинга  вполне возможно     объединение   предпринимателей, и при внесении  доли  каждым  из них в соответствии с объемом деятельности такая организация в целом в состоянии проводить широкую рекламу  в прессе для   упрочнения    репутации   фирмы. [6, 632 с.]

Вместе  с  тем каждый  франчайзи может впоследствии направить  усилия  на продвижение  товаров  на  своей территории в  пределах,   очерченных  соглашением о франшизе.

При   государственном  регулировании хозяйственной  деятельности  путем лицензирования  и  налогообложения серьезное  значение имеет  организация управления   бизнесом.   При  заключении франчайзингового   соглашения   даются советы по  управлению, предоставляется информация о  налогах и  других аспектах деятельности компании.  Так, предпринимателю -франчайзи       передаются хорошо  зарекомендовавшие себя управленческие решения,  ориентированные на успех и обеспечивающие  его процветание. [10]

Ключ  к  успешному   развитию  франчайзинговой  системы  -  хорошие отношения  сотрудничества  между  франчайзером  и франчайзи.  Франшиза, которая была продана только с  целью получения платы, потерпит неудачу. Франчайзеры, которые  не  оставят для  франчайзи надежды  на  получение  достаточного  дохода, также потерпят неудачу. Большинство известных  в мире   франчайзеров  в   настоящее  время создают   надежные  бизнесы   для  себя и  своих франчайзи. 

Франчайзинг   позволяет   бизнесменам развиваться  более  быстро,  чем  любая другая  система,  в  этом  его огромное достоинство.    Франчайзинг - проверенная система развития, и  никакая другая система не может  с ней  соперничать по эффективности.   Франчайзинг  позволяет фирме  быстро   развиваться,  используя деньги других людей. Эта  система освобождает  фирму  франчайзера  от  многих затрат, связанных с расширением,  и перекладывает  их   на  предприятия-франчайзи. [11]

В то  же время  франчайзинг  позволяет использовать  энергию, таланты  и амбиции  людей,  которые  не  выполняли  бы работу  в традиционных  условиях найма, и работу в чужом бизнесе.

И так, сделаем вывод, какие плюсы получает франчайзер от продажи своей франшизы:

  • получение дополнительного дохода при минимальных затратах и инвестициях за счет расширения производства и/или сбыта товаров (услуг) путем уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности и коммерческой информации;
  • обеспечение гарантий получения стабильного дополнительного дохода в виде периодических платежей, поскольку франчайзи как самостоятельное юридическое лицо непосредственно заинтересовано в успешном развитии своего предприятия;
  • продвижение на рынке товаров (услуг), товарного знака и самой компании за счет франчайзи;
  • увеличение степени контроля на рынке;
  • обеспечение возможностей для сбыта товара (услуг) на удаленных территориях;
  • осуществление территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения норм антимонопольного законодательства;
  • расширение опыта видения бизнеса и изучение рынка на основе обратного потока информации от франчайзи.

Преимущества франчайзи, вошедшего во франчайзинг-партнерство, заключаются в том, что он приобретает:

  • право на успешный бизнес, завоевавший определенную рыночную нишу, технологии которого были всесторонне опробованы на практике, что снижает коммерческий риск нового предприятия в 4-5 раз при рентабельности 40-50%, которая растет с увеличением сети;
  • право вхождения в стабильный, доходный и обладающий позитивной репутацией среди потребителей за счет узнаваемости торговой марки бизнес, что снимает многие проблемы и затраты, связанные с раскруткой нового бизнеса;
  • франшизный пакет, включающий в себя структурированные и детализованные рекомендации по ведению бизнеса;
  • возможность стать самостоятельным предпринимателем и владельцем материальных и интеллектуальных ресурсов при всесторонней поддержке опытного франчайзера;
  • содействие в доступе к товарным и денежным кредитным ресурсам;
  • возможность приобщаться к результатам широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером;
  • возможность ведения бизнеса без значительного опыта за счет обучения в фирме франчайзера по стандартам высокого качества; гарантии постоянного снабжения исходным сырьем, товарами, оборудованием, инвентарем и расходными материалами;
  • возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости;
  • консультационное сопровождение по вопросам оперативного и стратегического управления бизнесом;
  • рекомендации по оптимальному выбору места размещения предприятия.

Информация о работе Франчайзинг