Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса на современном этапе развития экономики.
При выполнении данной работы необходимо решить следующие задачи: дать понятие франчайзинга и франшизного соглашения, определить участников. Рассмотреть различные виды франчайзинга, выделить отличия и особенности, сформировать положительные и отрицательные стороны применения франчайзинга в бизнесе. Рассмотреть состояние франчайзинга (коммерческой концессии) в российских условиях, выделить особенности российского рынка франчайзинговых отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

франчайзинг.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим минусы франчайзинговых  отношений. Для франчайзера минусы заключаются в следующем:

  • получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;
  • невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
  • трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
  • трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
  • обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.

Минусы для франчайзи:

    • ограничения свободы принятия решений;
    • невозможность быстрого разрыва франчайзингового договора;
    • возможная конкуренция со стороны других франчайзи и непосредственно франчайзера (для неисключительной франшизы);
    • отсутствие поддержки со стороны франчайзера вопреки отговоренным в соглашении обязательствам;
    • зависимость от финансовой стабильности франчайзера;
    • риск переоценки позитивности имиджа и перспективности торговой марки и/или товарного знака франчайзера и т.д.

 

Вместе с тем надо понимать, что существует некая доля риска при любом, начинании и  что наряду с благоприятными   последствиями   использования франшизы существуют и такие, которые менее желательны.

Франчайзинг – это  инвестиционный инструмент. Инвестиции на построение франчайзинговой программы  требуются от франчайзора. Инвестиции на развитие представительств требуются  от франчайзи. Но и франчайзор и франчайзи всегда получают отдачу от собственных инвестиций. Специфика франчайзинга делает инвестиции менее рискованными, чем в других моделях предпринимательства. [9, 312 с.]

Франчайзинг - это по существу клонирование успешного бизнеса, и точно также как наука отбирает для клонирования только самые продуктивные и жизнеспособные организмы, франчайзинг отбирает только проверенные и успешные концепции бизнеса. Механизм построения франчайзинговой программы всегда предусматривает наличие коммерческого прототипа клонируемого бизнеса. Это может быть проект изначально созданный как модель будущей франшизы, или просто успешный бизнес пригодный для использования в качестве прототипа для франчайзинговой сети. Перед тем как вкладывать средства в программу франчайзинга, франчайзор всегда детально проверяет жизнеспособность своей концепции и своих ноу-хау на прототипе. [10]

Точно такой же принцип  используется при продаже мастер франшизы в новых регионах. Первоначально  запускается единственное представительство, в процессе работы выясняются специфические особенности региона, которые необходимо знать для успешного продвижения продукта, в концепцию франшизы вносятся необходимые корректировки, и только после этого в регионе разворачивается полноценная франчайзинговая сеть. Именно такой подход позволяет избегать неоправданных инвестиционных рисков как для франчайзора, так и для Франчайзи. Именно поэтому предприниматели купившие франшизу и развивающие свой бизнес в рамках проверенной на практике концепции, терпят неудачи в несколько раз реже, чем предприниматели, самостоятельно осваивающие ранее незнакомое дело. Принимая  решение о  становлении или участии во франчайзинговой  сети,  помимо  понимания  содержания  формы,  преимуществ  системы,   необходимо  учитывать, что франчайзинг связан  с определенным  риском.  Об  этом  должен знать предприниматель,  прежде  чем  он решится вкладывать свои деньги в  новое предприятие. Франчайзинг,  как и  любое другое  предприятие,  не подходит  для пассивного  человека.  Как  и  любой другой вид   предпринимательства,   он  требует усилий,  поскольку это  деловые решения, такие, как  наем рабочей  силы, планирование, покупки, ведение  учета и  т. п., которые   должны  снизить   или  минимизировать  риски, связанные  с инвестициями   в  предприятия-франчайзи. [7, 83 с.]

Вместе с тем,  для  принятия окончательного решения предпринимателю  необходимо оценить и такие данные. Исследования, проведенные американскими  учеными  в   области  франчайзинга,  свидетельствуют  о том,  что при открытии  массы новых компаний,  половина  из  них прекращает  существование через 2 - 3 года, а уже через 5 лет уровень   банкротств  достигает   70%.  Это плохой   показатель   для   независимого бизнеса. [7, 81 с.]

Показательно,  что  франчайзинг - абсолютная   противоположность   этой  печальной статистики.  По   данным  министерства  торговли  США только 4 %  компаний,  работающих  по  системе франчайзинга,   закрываются   каждый   год. В эти 4% входят и те, что  просто свернули свою  деятельность,  а также были реорганизованы  или имели   много других  причин  для закрытия,  не  имеющих ничего общего с банкротством.

 

Рис. 1. Средний уровень банкротства  среди различных видов бизнеса [5, 410 с.]

 

Общее исследование, проведенное  международной франчайзинговой   ассоциацией, показало, что среди ее членов количество банкротств составляет менее 1%.  [10]

 

    1. Соглашение о франшизе

 

Соглашение  о  франшизе  содержит все специфические  требования  к предпринимателю  и  включает  его обязательства. Такие  пункты соглашения,  как исключительные  права  на  территорию, обеспечат  защиту  прав  предпринимателя против   возможного    представления   еще кому-либо   аналогичной    франшизы   в пределах  территории,  на   которой он осуществляет  свой бизнес.  В положении о   порядке   возобновления соглашения должны  быть  указаны   сроки договора и условия его возобновления.  При этом финансовые  требования  будут являться определяющим  началом   в установлении стартовой   цены    франшизы,   графика платежей, размеров роялти и т. п. В положении  о  порядке  прекращения  франшизного     соглашения    оговариваются также  условия, при  которых соглашение расторгается. Эти  условия предусматривают   действия,  которые   необходимо предпринять в случае  потери франчайзером  или франчайзи трудоспособности или его смерти,  а также определяют права родственников при указанных обстоятельствах. [11]

Франчайзинг,  как уже  отмечалось выше,  основан на  использовании торговой марки.  Поэтому  в  соглашение  о франшизе обязательно  включают пункт  о защите торговой  марки и  действиях франчайзера в случае незаконного ее использования.  Для франчайзи  торговая марка будет  фундаментом   его  франчайзинговых отношений,  за которую  он выплачивает   определенную   договором  сумму. Кроме  того  пункты  франшизного соглашения  должны  обеспечивать  франчайзеру  получение  справедливого  вознаграждения   в  случае   продажи  франшизы. Все эти  положения имеют  важное значение  и  требуют   юридических  советов. Хотя  соглашение  должно  отвечать принятым    стандартам,    предпринимателю следует  попытаться  дополнительно  обсудить  ряд  положений,  которые  имеют принципиальное  значение  при  принятии решения  об  инвестициях   в  предприятие-франчайзи. Если  в  результате  переговоров появились  изменения,  поместите их  в договор  в виде  дополнения, чтобы  к ним было  легко  обращаться в  будущем. Попытки найти  изменения в  основном тексте   стандартного   договора   отнимут у вас много времени и сил. После  того,  как  структура  системы франчайзинга  установлена,  встает вопрос   выбора  самых   подходящих  франчайзи.  Франчайзи   должны  отбираться, а  не "продаваться".  Обычно соглашение о  франчайзинге  заключается  сроком на 10, 20 или более лет. К  преимуществам   предлагаемой  системы для  франчайзи можно  отнести следующее:

    • мощная реклама;
    • общественное признание;
    • обучение;
    • помощь на начальном этапе;
    • централизованные закупки;
    • подготовка и, возможно, выбор месторасположения;
    • помощь в организации учета или бухгалтерское обслуживание.

Этот  список  можно  продолжить.  Некоторые или все  из этих  пунктов могут быть   настоящими   преимуществами  для франчайзи,  но чего  франчайзи  действительно хочет  от франчайзинга,  так это того,  чтобы  кто-нибудь   помогал  ему принимать  правильные  решения.  Он хочет, чтобы франчайзер научил  его (примером,  аудиторными   занятиями,  рабочими инструкциями или всем  сразу), как принимать правильные решения. [14]

Итак,   хорошие   отношения   -  ключ к  тому,  чтобы  они  были длительными. Другим  определяющим  моментом   в  отношениях   франчайзер-франчайзи   является вопрос постоянства ценностей. Через пять  лет, когда  франчайзи будет знать о бизнесе франчайзера столько же,  сколько он  сам, будь  то жареные гамбургеры,  пицца или заполнение рецептов,  франчайзи может задать  один вопрос:  "Что ты  сделал  для меня за последнее время". Ответ на  этот вопрос следует продумать заранее. Долгосрочные  отношения между  двумя  сторонами обязательно будут  сопровождаться какими-то  трениями, поэтому  нужно предвидеть  такую  ситуацию заранее  и быть готовым. [13]

В   широком   смысле   это    можно   назвать    "будущность     настоящих    решений".  Другими  словами,  то,  какое решение вы  примете сегодня, влияет  на будущее вашего предприятия.

На    всем    протяжении    взаимоотношений   от   зарождения   идеи   франчайзинга до   смены   франчайзи    необходимо   тщательно  планировать  все  деловые   и  юридические  аспекты  бизнеса.  Это  не только сэкономит  средства  в  будущем,  но  и будет   способствовать    усиленному   развитию франчайзинговой системы. [10]

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ПОЛОЖЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

 

2.1. Развитие  франчайзинга на российском рынке

 

Ни российское дореволюционное  право, ни тем более право социалистического периода развития нашего государства не знали ни договора франчайзинга, ни договора коммерческой концессии. Поэтому включение в Часть вторую Гражданского кодекса РФ 1995 г главы 54, посвященной специально договору коммерческой концессии, следует рассматривать как заметное достижение российского законодательства и российской правовой теории. Более того, включение в закон специального регулирования данного вида договора свидетельствует о признании его в качестве каузальной сделки, правовая цель которой (кауза) требует в практических целях юридической определенности, как в отношении самого договора, так и возникающих на его основании обязательств. [3, 225 с.]

В настоящее время  развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого, затрудняется повышенными коммерческими рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.

Очевидно, что организация  предприятия на условиях франшизы значительно  снижает предпринимательские риски, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга в России может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки малого предпринимательства, это одно из возможных решений столь важной государственной задачи. [7, 85 с.]

Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит  должной поддержки на государственном  уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге. [11]

Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи развивать свой собственной бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а, следовательно, и развития всей российской экономики. [4, 234 с.]

 

2.2. Особенности  и условия российского франчайзинга на современном этапе развития экономики

 

Будучи новым договором в российской практике, договор коммерческой

концессии признается одним  из самых сложных, если не самым сложным в гражданском праве. Прежде всего, возникают такие вопросы как договор коммерческой концессии соотносится с договором франчайзинга, какова его правовая природа, как отличать его от других договоров одинаковой или близкой природы, на какие источники права следует опираться при его регулировании. [4, 311 с.]

Согласно ст. 1027 ГК, под коммерческой концессией понимается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. [1] Иными словами, этот договор регулирует отношения по поводу использования одним лицом в своей предпринимательской деятельности исключительных прав другого лица на объекты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации товара и его производителя, а также некоторых неисключительных прав, в частности, на охраняемую коммерческую информацию, коммерческие обозначения. [2]

Информация о работе Франчайзинг