Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса на современном этапе развития экономики.
При выполнении данной работы необходимо решить следующие задачи: дать понятие франчайзинга и франшизного соглашения, определить участников. Рассмотреть различные виды франчайзинга, выделить отличия и особенности, сформировать положительные и отрицательные стороны применения франчайзинга в бизнесе. Рассмотреть состояние франчайзинга (коммерческой концессии) в российских условиях, выделить особенности российского рынка франчайзинговых отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

франчайзинг.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку предоставление аналогичных прав по договору в зарубежном праве именуется франчайзингом, то возникает вопрос: как соотносятся эти договоры?

Франчайзинг в России развивается по тем же самым законам, что и на Западе. Но в отличие от многих западных стран, этот вид бизнеса в России стал популярен относительно недавно. К сожалению, в России повторяются те же ошибки, которые были сделаны на ранних стадиях становления этого вида бизнеса в западных странах. [11]

Франчайзинг в России активнее всего развивается в  двух направлениях:

      • ритейл;
      • общественное питание.

Меньше всего в России развит производственный франчайзинг. Более успешно и активно в нашей стране развивается сервисный сегмент.

Среди факторов, которые  сдерживают развития франчайзинга в  России специалисты называют следующие:

    • Несовершенство действующего законодательства.
    • Плохая раскрутка отечественных брендов.
    • Невыгодные условия франшизного пакета. [12]

При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг  для развития бизнеса, в первую очередь  следует учитывать, что мировой  опыт применения франчайзинга насчитывает  более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.

В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско. [7, 144 с.]

Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад.

На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин "франчайзинг", что создает преграды для развития признанной во всем мире бизнес - технологии. [10]

 Российская система ведения бизнеса отличается очень серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами.

Российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная. Это нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени пользоваться. [11]

Ситуация, сложившаяся  на рынке на сегодняшний день, позволяет  с уверенностью говорить о том, что  в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России. [10, 11]

Вместе с тем за последние несколько лет произошло  изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном  рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как "Перекресток", "Монетка", "Ароматный мир", "Красный куб" и многие другие. Однако до сих пор невозможно назвать точное количество франшизных систем, функционирующих на российском рынке, что связано с размытостью понятия франчайзинга в России. [13]

Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. На сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке. [14]

 

В результате анализа  действующих на российском рынке  товаров и услуг франшиз можно  утверждать, что, как правило, предприятия  начинает внедрять свою марку сначала  либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви "Эконика" в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме-франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг. [7, 145 с.]

Основным отличием российских франшизных систем от иностранных является одновременное расширение бизнеса, выход на новые рынки как за счет создания франшизных точек, так  и за счет развития корпоративных предприятий, принадлежащих франчайзеру. Данную ситуацию можно объяснить тем, что большинство российских предприятий начинают расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети и, как следствие, франчайзинг для них - лишь один из элементов системы развития сети. [10]

Характерными особенностями  системы франчайзинга являются выплата  оператором единовременного вступительного взноса франчайзеру и регулярные выплаты роялти. Ряд российских франчайзеров отказываются от этих принципов, считая, что отсутствие первоначального взноса является конкурентным преимуществом, привлекающим новых франчайзи. Подобный аргумент можно считать спорным, поскольку первоначальная плата является гарантией для франчайзера, что оператор будет выполнять условия договора и будет заинтересован в поддержании договорных отношений. [7, 147 с.]

Размер первоначального  взноса франчайзи достигает 35 тыс. долл., что составляет примерно 10% от инвестиций на переоборудование помещений (торгового зала, офисов и т.д.) под стандарт франчайзера (средние данные по проанализированным предприятиям).

Размер роялти (регулярных выплат) варьируется в зависимости  от отрасли, в которой используется франчайзинг. Так, в сфере розничной  торговли роялти либо отсутствует (заменяется требованием заказывать продукцию у самого франчайзера - "Юнисам", "Красный Куб", "Феликс"), либо устанавливается в зависимости от того, какие условия были зафиксированы в договоре после переговоров франчайзера и франчайзи. Такой индивидуальный подход, в принципе, не рекомендуется Международной ассоциацией по франчайзингу (МАФ), так как он может вызвать конфликт внутри системы, в частности недовольство ряда операторов тем, что другим франчайзи системы были предоставлены лучшие условия. [10,12]

Наиболее сложным в  организации системы франчайзинга является вопрос о возможности франчайзера  регулировать ценообразование на предприятиях франчайзи и лишать оператора  возможности самостоятельно устанавливать  цену на реализуемую продукцию. Согласно регламенту Единой экономической системы, принятому в 1988 г., франчайзер не имеет права навязывать компании-клиенту продажную цену, он может только ее рекомендовать. В условиях, сложившихся в России, ряд предприятий-франчайзеров считают возможным прямое установление цен на предприятиях франчайзи. В более чем трети анализируемых предприятий, функционирующих на основе франчайзинга в России, франчайзеры устанавливают цены на реализуемые франчайзи товары или услуги. [3, 121 с.] Примеры конкретных предприятий, использующих прямое регулирование цен на предприятиях франчайзи (операторов, пользователей), в данной статье приведены не будут, принимая во внимание этические соображения: установление фиксированных цен на предприятиях операторов является нарушением антимонопольного законодательства и может преследоваться по закону, в связи с тем что такой вид регулирования ограничивает свободу франчайзи при осуществлении коммерческой деятельности. [10]

Ввиду существующих проблем  в кредитовании малых предприятий  в России, обусловленных как высокими процентными ставками за кредит, так и нежеланием банков работать с малыми предприятиями, франчайзеры разрабатывают собственные программы помощи франчайзи. [11]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Франчайзинговые взаимоотношения  могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по системе франчайзинга и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того чтобы достичь  такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера франчайзи  должен сформировать особые взаимоотношения  с франчайзером.

Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.

Анализ франшиз, функционирующих  на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию  отношений посредством франчайзинга, присущего для зарубежных франшиз.

В течение последних  десяти лет активно происходил процесс развития франчайзинга в России. Основной чертой такого периода была нестабильность экономической ситуации, которая главным образом характеризовалась тем, что постоянно приводила к скачкообразным изменениям в различных секторах экономики. Это приводило в первую очередь к тому, что менялись показатели как спрос на отдельные виды товаров, а кроме этого регулярное перераспределение собственности, что прямым образом сказывалось на франчайзи. Ориентируясь на такие тенденции, в экономической обстановке они ориентировались главным образом на открытие предприятий на базе арендованных ими площадей. Сейчас перемена отражается негативным образом, франчайзи, как и, собственно, на франчайзинговых системах, существующих в России. Переделы рынков - одна из характерных черт также деятельности в России могут оказывать значительное влияние на эффективность работы большей части системы франчайзинга.

Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия "франчайзинг" в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями "франчайзинг" и "коммерческая концессия", а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров (правообладателей) либо вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории, либо потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок.

Преодоление названных  неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.

 


Информация о работе Франчайзинг