Франчайзинг как один из способов организации турбизнеса (опыт использования франчайзинга российскими турфирмами и в г. Череповце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

В наше время, где отечественная туристическая отрасль претерпел ряд изменений, конкуренция ожесточилась, потребности возросли, а туристическая деятельность перестал приносить сверхприбыли. Время, где туристы стали более разборчивы и более требовательны, а на рынке появились крупные «акулы» турбизнеса, способные подавить маленькие турфирмы. В этой время сохранить туристическую сферу в формате малого и среднего бизнеса по силам разве что франчайзингу.
Но наряду с преимуществами, франчайзинг также имеет и свои недостатки, такие как: большая стоимость франшизы, высокие требования франчайзера, по отношению к франчайзи, жесткие рамки и т. д.
Ответы на такие вопросы: Что такое франчайзинг? Каковы его особенности, достоинства и недостатки? Имеет ли место подобное явление в нашем городе? И какие преимущества имеют обладатели франшизы в нашем городе, по сравнению с их конкурентами? Все эти ответы будут отражены в данной курсовой работе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СпбГЭУ).

 

 

Кафедра: «Экономика и управление на предприятие ТиГХ»

Курсовая работа по дисциплине: «Менеджмент в туризме»

Тема:  «Франчайзинг как один из способов организации турбизнеса (опыт использования франчайзинга российскими турфирмами и в г. Череповце)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу проверила: Щербакова А. С.

Работу выполнили: студент 3-ого курса

Группа: ЭТО-10

Черных А. В.

 

 

Г. Череповец

2013

Введение

Целью большинства туристских фирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Но зачастую, владельцы турфирм сталкиваются с рядом проблем,  которые препятствуют это цели. Сегодня, когда по общепризнанной статистике из 100 открывшихся предприятий через пять лет остается только 5, а остальные закрываются, предпринимателям приходится искать новые пути в бизнесе.

Одним из способов уменьшения влияния факторов риска на рынке, это участие в совместном предприятии с фирмой, которая уже продемонстрировала успех на рынке, или объединение с фирмой, которая создала продукт или услуги, принимаемые на рынке, и обеспечивает надежную систему финансового контроля и производства этого продукта. Речь идет о франчайзинге.

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными. Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров-франчайзи, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг.

В России успехи по распространению этой самой надежной и перспективной формы развития малого и среднего бизнеса пока очень скромны. И это – одна из причин того, что малый и средний бизнес у нас развиваются медленно.

В наше время, где отечественная туристическая отрасль  претерпел ряд изменений, конкуренция ожесточилась, потребности возросли,  а туристическая деятельность перестал приносить сверхприбыли. Время, где туристы стали более разборчивы и более требовательны, а на рынке появились крупные «акулы» турбизнеса, способные подавить маленькие турфирмы. В этой время сохранить туристическую сферу в формате малого и среднего бизнеса по силам разве что франчайзингу.

Но наряду  с   преимуществами, франчайзинг также имеет и свои недостатки, такие как: большая стоимость франшизы, высокие требования франчайзера, по отношению к франчайзи, жесткие рамки и т. д.

Ответы на такие вопросы: Что такое франчайзинг? Каковы его особенности, достоинства и недостатки? Имеет ли место подобное явление в нашем городе? И какие преимущества имеют обладатели франшизы в нашем городе, по сравнению с их конкурентами? Все эти ответы будут отражены в данной курсовой работе.

Объект исследования данной работы – это комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с франчайзингом в туризме, как вариантом развития в бизнесе.

Также в данной работе будут отображены взаимоотношения между франчайзером и франчайзи в нашем городе, на примере такого крупного туроператора, как «Натали Турс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические понятия о франчайзинге.

И так начнем с определения.

Франчайзинг (от английского «franchising» - право, привилегия) -  это система отношений между рыночными субъектами, а именно одной  стороной, в лице владельца исключительных прав на какую-либо идею, фирменного стиля или бренда (впоследствии франчайзер) и другой стороной, лицом желающим воспользоваться этими правами (впоследствии франчайзи), регулирующих организацию совместного бизнеса с целью удовлетворения интересов обеих сторон.

По существу это длительное  сотрудничество на коммерческой основе, где фирма-франчайзер передает фирме-франчайзи права на продажу своих товаров и услуг, а также права на использование торговой марки фирмы-франчайзера, ее фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, технологий (впоследствии данные права именуются франшизой).

Покупка франшизы происходит в несколько этапов, на первом этапе франчайзи выплачивает франчайзеру первоначальный взнос (паушальный взнос). Так как франчайзи является собственником своего предприятия, он также вкладывает средства на его создание и развитие, инвестирует в оборудование и материалы. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования, материалов и обучение технологии бизнеса. В свою очередь франчайзер организует обучение, проводит тренинги и осуществляет контроль над работой франчайзи. Франчайзи продает продукт или услуги в соответствии с правилами, которые устанавливает франчайзер, и также осуществляются ежемесячные выплаты (роялти) и рекламный сбор.

Все юридически условия сделки регулируются франчайзинговым договором, который является основополагающим документом взаимодействия сторон. Субъектами договора франчайзинга могут выступать индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации. Указанный договор может заключаться на определенный срок или на неопределенный срок. По договору франчайзинга стороны имеют, как права, так и обязательства, противоположные интересы, и должны придерживается определенных правил. По договору франчайзинга правообладатель предоставляет пользователю определенную группу ценностей, так называемый «комплекс исключительных прав», а также профессиональные знания, технологии, ноу-хау.

Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака, бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи может использовать бренд в определенной отрасли), так и жесткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера, от размеров и цвета полок до униформы персонала)

При этом каждый из них стремится к извлечению максимальной прибыли за счет контрагента. Также они придерживаются общей цели, а именно расширение франчайзинговой системы, путем привлечения к ней новых предпринимателей и заключения других договоров.

Взаимоотношение сторон предполагают особый уровень доверия, согласование действий, высокую степень сотрудничества и кооперации сторон. Совместная деятельность представляет собой эффективную форму предпринимательской деятельности, в ходе которой одна из сторон прилагает все усилия к тому, чтобы реализовать опыт, знания, использовать технические новинки и деловую репутацию другой стороны. Франчайзинг предполагает объединение большого числа пользователей (франчайзи), связанных «родительской» компанией, то есть с правообладателем (франчайзером), на основе заключаемых между ними договоров. В целом это напоминает союз, функционирующий под общей торговой маркой и использующий единые схемы, методы управления и организации своей деятельности.

 

  1. Преимущества и недостатки франчайзинга.

На первый взгляд франчайзинг – это очень удобная форма работы в туристическом бизнесе. Действительно, в такой форме сотрудничества много преимущество. Но при этом, нельзя не отметить, что франчайзинг имеет и определенные недостатки.

Для франчайзера, приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит развивать новые направления.

Для франчайзи в свою очередь предоставляется возможность использовать проверенную бизнес-систему. Ведь прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен  отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

К тому  же у франчайзи есть замечательная возможность, обратиться за консультацией по любому вопросу к старшему партнеру по бизнесу. Такая постоянно действующая консультация предусмотрена любой франшизой, и это обеспечивает успех системы в целом.

Что касается основной проблемы многих туристической компании – обучения, здесь можно выделить также свои преимущества. Обучения по франчайзингу довольно интенсивное, относительно не долгое и имеет заинтересованность с обеих сторон. Франчайзи заинтересован овладеть всеми секретами бизнеса, а франчайзер заинтересован в том, чтобы ученик познал все элементы бизнеса как можно глубже и как можно интенсивнее.

Ещё один немало важный плюс это масштабы рекламной политики. Ни одна туристическая фирма не может позволить себе рекламную кампанию, которую может позволить себе сеть, состоящая из пары сотен фирм (национального, а иногда даже транснационального масштаба).

Но как уже было сказано выше, франчайзинг имеет также свои недостатки.

Первое и самое явное это то, что франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.

Помимо этого франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.

Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.

Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.

 

  1. Правовое регулирование франчайзинга в  Российской Федерации.

До 1990 г. политическая и социальная ситуация в России не способствовала развитию такого типа организации бизнеса, как франчайзинг. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации создало необходимые предпосылки для активной экономической политики, направленной на развитие рыночных отношений, финансовую стабилизацию, стимулирование и поддержку хозяйственной инициативы и предпринимательской деятельности. Основными в этом отношении являются конституционные положения, гарантирующие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, подтверждающие государственное признание и охрану права на свободное ведение предпринимательской деятельности, права частной собственности, в том числена землю. Иными словами, правовое регулирование отношений франчайзинга в Российской Федерации отличается своей спецификой.

 В то же время следует отметить, что, несмотря на стремительное развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга в настоящее время не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения.

Вместе с тем, обязательства правообладателя и пользователя договора коммерческой концессии прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). По мнению ведущих российских юристов, принимавших непосредственное участие в подготовке ГК РФ, фактическое использование отношений франчайзинга в отечественных условиях потребовало их специального законодательного оформления. Посвященная регулированию данных отношений гл. 54 ГК РФ получила название «Коммерческая концессия».

Таким образом, правовое регулирование операций, связанных с коммерческой концессией, в Российской Федерации в настоящее время осуществляется ГК РФ, Данная глава рассматривает нормы, которые определяют порядок организации деятельности в форме коммерческой концессии, права и обязанности сторон договора франчайзинга, ответственность сторон, франчайзера и франчайзи, порядок выплаты вознаграждения, роялти, условия изменения и прекращения договора коммерческой концессии, франчайзинга.

Необходимо отметить, что определение договора коммерческой концессии, содержащееся в гл. 54 ГК РФ, в целом соответствует пониманию франчайзинга, сложившемуся в мировой практике. Следовательно, круг лиц, которые могут выступать в качестве правообладателя и пользователя, ограничен. В него входят исключительно коммерческие организации и граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Право заключить договор возникает с момента государственной регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя. Договор предусматривает, что комплекс исключительных прав, составляющий предмет договора, должен включать право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, а также право на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау).

Кроме ГК РФ для регулирования франчайзинговых взаимоотношений используется следующая законодательная база:

  1. Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 31 «О Порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации».
  2. Федеральный закон «О коммерческой тайне».
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Положение о патентных поверенных (утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 122).
  5. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-I.
  6. Приказ Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38 «Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации».
  7. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
  8. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)».
  9. Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания».

Информация о работе Франчайзинг как один из способов организации турбизнеса (опыт использования франчайзинга российскими турфирмами и в г. Череповце