Функции и обязанности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является рассмотрение функций и обязанностей руководителя. Эффективность руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
1. Менеджер……………………………………………………………………..
2. Базовые операции в работе менеджера…………………………………......
3. Важные функции менеджера…….………………………………………….
4. Функции руководителя……………………………………………………...
5.Набор характеристик менеджера…………………………..………………..
6. Личностные качества эффективного руководителя……..………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик22.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

4.Контроль

Контроль-это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.

Контроль на предприятии  должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а так же на их оперативное устранение.

Вывод по 3главе:

Одна из важных функций  менеджера это управление. В проецессе управления состоят такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функции руководителя

Должностные права и обязанности  руководителя находятся в тесной зависимости от тех задач, которые  ему предстоит решать в процессе своей работы.

В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т.е. обязательных видов деятельности, среди которых необходимо выделить следующие: административная, стратегическая, экспертно-консультативная, инновационная, представительская, коммуникационная и социальная. 5

Рассмотрим несколько  функций:

Административная функция  является одной из наиболее значимых в деятельности руководителя. В переводе с латинского «администратор» буквально означает «управитель», человек, выполняющий управленческую работу.

В основе стратегической функции лежат планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности не только конкретного руководителя, но и всей организации в целом в процессе разработки стратегии и составления планов.

Экспертно-консультативная  функция имеет как минимум три основных направления развития деятельности руководителя:

  • реализация им профессиональной компетентности;
  • действия по оптимизации организационного процесса, который выражается в передаче части руководящих полномочий подчиненным;
  • контроль работы подчиненных, осуществляемым в форме консультирования, проведения собеседования, публичного сообщения результатов и др.

В век информации все большую  роль играет коммуникативная функция, включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на работу, проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространение деловой информации, проведение переговоров и др.

Все возрастающее значение человеческого фактора в жизни  организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию. Выполняя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

В различных ситуациях  и на разных уровнях управления те или иные права и обязанности  руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания или перестройки  организации, прежде всего, нужны руководители-предприниматели, создающие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрений и наказаний.

Вывод по 4главе:

В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т.е. обязательных видов деятельности (обязанностей), среди которых необходимо выделить следующие: административная, стратегическая, экспертно-консультативная, инновационная, представительская, коммуникационная и социальная.

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Набор характеристик менеджера

 

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или  меньшей эффективностью.6 Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Характеристики руководителя, строго говоря, - это те свойства индивида, которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора чрезвычайно велико.

Социально демографические  признаки менеджера:

  • Гендерные признаки
  • Возраст
  • Образование
  • Династическая принадлежность
  • Опыт работы
  • Социально-экономический статус
  • Этапы социализации личности

А теперь рассмотрим эти признак более подробно.

Гендерные признаки оказывают  определенное влияние как на качество, так и на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Следует подчеркнуть, что современная психология управления - это, в основном, «психология мужчин-руководителей», хотя и женщина-руководитель привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. Основной вывод, сделанный из сравнительного исследования женщин-руководителей и мужчин-руководителей, состоит в следующем. В целом для руководителей мужчин характерно лучшее решение одних задач управления, а для женщин - других. Однако в общем случае мужчины-руководители все же имеют преимущества. Более того, некоторые важные для управления личностные качества являются факторами, «сцепленными с полом». Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами.

 Возраст.  В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако возрастной фактор, несомненно, очень важен для ее выполнения. 7Во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнем руководителей. Обычно наиболее крупные руководящие посты занимают люди очень зрелого или даже преклонного возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту происходит карьерное продвижение. От возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые - наоборот. Имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства - в основном, в сторону их ужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденцию динамики эффективности управленческой деятельности в зависимости от возраста, то она будет позитивной.

Образование  В отличие от первых двух характеризуется прямой связью с эффективностью управленческой деятельности. Образование является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост. В нашем современном обществе это важно. Образование помогает развитию культуры речи повышение своих познаний.

Династическая принадлежность Перспектива возрождения династий зависит от возраста предприятия и его нынешней формы собственности. Воспроизводство этой традиции в современных условиях обусловлено стратегией администрации, спецификой производства .Исследования показывают, что поддержку династиям обеспечивают руководители, имеющие опыт работы не только в советской системе. Современные молодые директора также используют данный механизм для . Потомственные работники позиционируются как наиболее профессиональные, дисциплинированные и лояльные, как элита Династия помогает создать имидж стабильного, конкурентоспособного предприятия, надежного партнера.

Социально-экономический  статус Он не обусловлен содержанием  управленческой деятельности, но на практике, как показывают исследования, оказывает  сильное влияние на ее успешность, а в особенности - на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по «управленческой вертикали».

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Личностные качества  эффективного руководителя

 

Для эффективного руководителя составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функции способностей. Наиболее известной, содержащей характеристики этих качеств, является: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность.8

Доминантность - черта личности, состоящая в способности и потребности сказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности - механизма властных отношений в ней. Показано, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя и подчиненных реализуют свой «рабочий потенциал» на 60 - 65%. Доминантность является предпосылкой авторитарного стиля руководства. Опытные руководители с выраженной доминантностью стремятся, однако, сочетать авторитарные методы с демократическими, что способствует еще большему вовлечению «рабочего потенциала» подчиненных.

Уверенность руководителя в себе как следующее важное личностное качество оказывает влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий - индивидуальной деятельности руководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающим воздействиям. Ее недостаток ведет к поведению чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния.  Реакции, однако, столь «гибка», что теряется самостоятельная линия поведения. В конечном итоге, это проистекает из-за аморфности собственной профессиональной позиции, неуверенности в ее правомерности и, главное, в своих возможностях по ее реализации. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмов идентификации, переноса, эмпатии они воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности. Если они негативны, то это сразу же многократно откликается в деятельности многих людей, выступая своеобразным резонатором напряженности, неуверенности.

Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению «держать слово», добиваться таких результатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно положительным, быстро меняет свой знак - как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей. Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность может восприниматься и как субъективно предпочитаемое явление, и тогда говорят о своеобразной потребности в ответственности. Она, в свою очередь, тесно связана с мотивацией достижения и высоким развитием потребности в ответственности.. Позиция руководителя в системе управления требует высокой степени развития этих потребностей, что и делает указанные личностные качества профессионально-значимыми.

Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное «давление сверху» - со стороны вышестоящих инстанций. Если он не обладает достаточно устойчивыми внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды, такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именно независимые, руководители могут вначале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конечном итоге они добиваются значительно больших результатов. 9

Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает аспектом более общего личностного качества - социабельности. Это - способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от приятного восприятия контактов, как таковых, и, кончая искусством строить межличностные и профессиональные отношения, эффективно влиять на других.10 Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций. Для успешного общения, очень важно уметь говорить на «языке» аудитории, с которой вы общаетесь.

 

                                        Заключение

Информация о работе Функции и обязанности руководителя